В ММПЦ МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция, на которой был представлен доклад «Рекомендации участников диалога экспертов по сокращению рисков военной конфронтации между Россией и НАТО в Европе», подготовленный группой ведущих российских и западных исследователей.
В конференции приняли участие научный руководитель Института США и Канады РАН, академик РАН Сергей Рогов, директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН Алексей Громыко, вице-адмирал в отставке, бывший главный военный представитель России в НАТО, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Валентин Кузнецов, директор Европейской сети лидерства (European Leadership Network) Эдам Томсон и экс-посол США на Украине, старший научный сотрудник института Брукингса и научный сотрудник Стэнфордского университета Стивен Пайфер.
В декабре 2020 года более 160 экспертов из США, России и 18 европейских стран (среди них 20 бывших министров иностранных дел и обороны, 25 послов, 25 отставных генералов и адмиралов, а также неправительственные эксперты из 55 институтов, университетов и исследовательских центров), которые являются участниками международного проекта «Диалог Россия − НАТО», подписали рекомендации как снизить напряженность и избежать кризисов, призванные остановить эскалацию враждебности и недоверия в военной сфере между Россией и НАТО и принять срочные меры, направленные против рисков перерастания этой конфронтации в военный конфликт, а также стабилизировать ситуацию в сфере европейской безопасности.
Что может способствовать разрядке военной напряженности и предотвращению кризиса с тяжелыми последствиями? Как прекратить разрушение системы контроля над вооружениями и предотвратить гонку вооружений? Что позволит восстановить полноценный диалог между Россией и НАТО? На эти и другие вопросы представили свои точки зрения участники конференции.
Сергей Рогов во вступлении рассказал о том, что из себя представляет доклад и каковы его основные положения. По его словам, когда проект только начинался, ни о каком итоговом документе речь не шла, так как позиции российских и западных экспертов существенно отличались и отличаются сегодня. Но победили здравый смысл и чувство самосохранения. Стало ясно, что участники, которые являются экспертами высочайшего уровня, намерены предложить конкретные меры по снижению напряженности в Европе. Основные тезисы небольшого совместного заявления заключаются в следующем. Первое, возобновление практического политического диалога. Второе, восстановление прямых контактов между российскими и натовскими военными. Третье, меры по избеганию опасных инцидентов в воздухе, на море и на суше.
Речь шла об ограничении военных учений с провокационными легендами о нападении. Обсуждались также вопросы последствий выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), а также проблематика противоракетной обороны (ПРО). Рогов сообщил, что наряду с этим участники призвали инициировать возвращение Соединенных Штатов за стол переговоров по «Открытому небу». Он также дал свой, к сожалению, малоутешительный прогноз об отношениях России и США при Байдене. По оценке ученого, улучшения не будет. Единственная уступка, на которую пойдут США, − это по Договору СНВ-3. Да и то, они попытаются пересмотреть временные рамки в сторону сокращения периода его действия.
Алексей Громыко в своем выступлении подчеркнул, что итоговый документ носит практический консенсусный характер. Его основная часть посвящена обычным вооружениям в Европе. Но в нем также отражена обеспокоенность всех 160 экспертов России, США и Европы перспективами договоров СНВ-3, ПРО и «Открытого неба». Последний представляет интерес не только для государств противостоящих блоков, но и для стран с разной степенью нейтралитета, например, Швеции и Финляндии. Вместе с тем, в документе затрагиваются вопросы систем вооружений как в ядерном, так и в неядерном снаряжении. Новацией в итоговом документе является предложение о налаживании обмена информацией между Россией и США о патрулировании тяжелыми бомбардировщиками границ друг друга.
Громыко обратил внимание на то, что очень небольшая политическая составляющая документа свелась только к призыву о «перезагрузке» диалога политиков государств НАТО и России, а также о прямом общении российских и натовских военачальников. Вообще, по его мнению, документ отличает очень малое количество общих слов и очень большой объем конкретных рекомендаций. Например, по снижению рисков непреднамеренных инцидентов между вооруженными силами НАТО и России и необходимости их деэскалации в случае возникновения. В этом плане в качестве положительного опыта в документе называется подписание между Россией и США договоренностей о деконфликтизации случайных контактов между их военными в Сирии. Из новаций в коллективном документе эксперт назвал призыв к противостоящим сторонам об оповещении друг друга о размещении ударных систем средней дальности, как на море, так и на суше, за пределами зон их соприкосновения. Также интересной рекомендацией, по его мнению, является процедура «тихого уведомления» об учениях по тревоге – «snap exercises» по натовской терминологии. «Тихое уведомление», по мысли авторов документа, также должно распространяться на внезапную быструю переброску многонациональных сил НАТО к границам Союзного государства России и Белоруссии. Оно должно будет происходить на уровне Начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил России и Главнокомандующего Объединенными Силами НАТО в Европе.
Директор Европейской сети лидерства Эдам Томсон подчеркнул, что эксперты, принимавшие участие в работе над совместным документом, прежде всего,апеллировали к политическим деятелям своих стран с предупреждением об опасности и рисках, которые могут нести случайные столкновения между вооруженными силами двух недружественных военно-политических сторон. Их стереотипные представления друг о друге приводят к тому, что они не всегда ведут себя корректно и вежливо. В этой неблагоприятной ситуации очень важно, что удалось собрать много опытных экспертов, которые видят проблему и предлагают решения, знают, как к ней подойти.
Стивен Пайфер, оценивая совместный экспертный документ, выделил конкретность содержащихся в нем рекомендаций. Он подчеркнул, что в Соединенных Штатах риски непреднамеренных конфликтов рассматривают как очень опасные для международной стабильности. Поэтому американские аналитики, принимавшие участие в его написании, поспешили передать декабрьское совместное заявление ученых России и стран НАТО переходной команде избранного Президента США Джо Байдена. Экс-посол, в своем коротком выступлении не удержался от обвинений нашей страны в одностороннем нарушении Договора об «Открытом небе», что, якобы, повлекло за собой выход из него Соединенных Штатов. При этом, он выразил уверенность, что администрация Байдена будет более расположена к введению механизмов сдерживания военного соперничества США и России.
Отвечая на полемику Пайфера о роли России в демонтаже Договора об «Открытом небе» вице-адмирал в отставке, бывший главный военный представитель России в НАТО Валентин Кузнецов отметил, что денонсация этого документа Соединенными Штатами 22 ноября 2020 года, по сути, предопределила заявление от 15 января сего года нашего МИД о выходе России из этого Договора, несмотря на то, что в совместном экспертном документе, принятом в декабре, содержался призыв к Соединенным Штатам и России о его сохранении и возвращении в него США. Сегодня, по мнению Кузнецова, ожидать реанимации «Открытого неба» нереально, хотя это и прискорбно.
На вопрос журнала «Международная жизнь» о том, «привержена ли Турция трансатлантической парадигме, или у неё собственная повестка дня» ответил Валентин Кузнецов. По его наблюдениям, в том числе за время работы представителем России в Альянсе, Турция, как член НАТО, в полной мере несет союзнические военные и политические обязательства, и она их выполняет. Когда эти обязательства противоречат ее собственным интересам, она об этом открыто заявляет. Так, на сегодняшний день, у Турции свой особый подход к отношениям с Россией. Но несмотря на это, она будет оставаться лояльным членом НАТО. С ним согласился Эдам Томсон, который выразил уверенность, что Турция является и будет являться союзником других государств Альянса при соблюдении своих национальных интересов. Он отметил, что некоторые ее интересы и то, как она их отстаивает, создает большой дискомфорт другим союзникам. Эксперт считает, что Турция это понимает. Он добавил, что с начала 2021 года она по ротации вступила в командование бригадой сил быстрого развертывания НАТО, что свидетельствует о большом уровне доверия со стороны других членов Организации.
В заключение обсуждения Сергей Рогов и Алексей Громыко − инициаторы созыва группы экспертов в области отношений между Россией и НАТО – сообщили, что у них есть планы продолжения работы группы в нынешнем году.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs