ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

«Северный баланс» НАТО провоцирование конфликта

13:38 07.07.2025 • Николай Межевич, Главный научный сотрудник Института Европы РАН

После Второй мировой войны на Севере Северо-Востоке Европы возникла конфигурация безопасности, получившая название «северного баланса». Достаточно осторожное военное сотрудничество Дании и Норвегии в рамках НАТО компенсировалось особым характером отношений СССР с нейтральной и дружественной Финляндией, при этом Швеция оставалась квази-нейтральной страной, что, впрочем, в реалиях середины прошлого века было вполне нормально. Благодаря подобной архитектуре безопасности условный «Север Европы» оставался самым спокойным театром холодной войны. Более того, в отличие от 2025 года собственно «балтийский» и «арктический» театр, хотя и существовали во взаимосвязи, но скорее отдельно.

Примерно с 1992-1993 года Северные страны при активной поддержке укрепляющейся европейской (брюссельской) бюрократии приступили к институциональному наполнению «освободившегося пространства», при этом традиционные институты, такие как Совет Министров Северных стран (СМСС), расширяли свое пространство на восток, одновременно возникали новые структуры, к примеру, Совет государств Балтийского моря (СГБМ). Отметим то, что новые структуры на Балтике или на севере Европы изначально демонстрировали вполне прагматичные модели сотрудничества, накапливая при этом информацию, обрабатывая общественное мнение и готовясь к смене реального формата вмешательства.

Затем пришло время парамилитарных структур, пример, Северно-балтийская восьмерка (NB8 Дания, Эстония, Финляндия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Швеция) — это региональный формат сотрудничества, изначально универсальный, затем фактически военный и политический. 

Примерно с 2014 года государства Прибалтики и североевропейские страны постепенно переходя к новому понимаю безопасности основанному на подготовке и провоцировании войны с Россией и соответствующей перестройки архитектуры безопасности в этом субрегионе Европы принимают стратегически необратимые решения. Для этого были использованы все паттерны исторических комплексов, изначальная системная враждебность значительной части населения к любому восточному соседу, постепенно развертывающийся экономический кризис, как предпосылка для поиска врага, сползание в популизм и кризис традиционных партий.

Принятие Финляндии и Швеции в НАТО, резкий рост военных расходов и публичный милитаризм, дипломатия перманентного публичного внешнеполитического скандала, кадровые решения делает внешнюю политику этих стран необратимой с точки зрения стратегического направления. Ранее была успешно реализована и стратегическая дезинформация, связанная с вступлением Эстонии, Латвии, Литвы в НАТО. Озабоченность России была продемонстрирована, но проигнорирована. Вашингтон уверял Москву: «они вас боятся, а вступив в НАТО, выйдут на модель прагматичного сотрудничества. Мы понимаем, что они не совсем адекватные там в Прибалтике, но в нашем западноевропейском коллективе они постепенно нормализуются». Получилось, однако, наоборот и внешнеполитическая модель Прибалтики стала определять политику НАТО от Лиссабона до Афин и от Осло до Софии. В последние годы ситуация вышла из-под контроля и в ЕС. В Европейском Союзе, точнее Еврокомиссии главой дипломатии ЕС назначена экс-премьер Эстонии Кая Каллас. Комиссаром по экономике стал Валдис Домбровскис, экс-глава правительства Латвии. Экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс получил созданную должность комиссара ЕС по обороне. Все они не только «сбитые летчики» у себя дома, но и политики, сделавшие свою карьеру исключительно на неограниченной русофобии.

Ключевой фактор, определяющий внешнюю и внутреннюю политику Северных стран – организация противостояния с Российской Федерацией. Вступление Финляндии и Швеции в Североатлантический Альянс, фактически, открыло широкий простор для использования их военного потенциала в случае прямого военного конфликта с Россией. Опубликованный в декабре 2024 г. отчёт Министерства обороны Финляндии ясно даёт понять, что именно «российская агрессия» делает вопрос обеспечения финской обороны «нестабильным и непредсказуемым», доктринально определяя противостояние «российской угрозе» в качестве одного из важнейших направлений деятельности государства.[1] Дестабилизирующая роль отводится для России и в законопроекте о «Тотальной обороне 2025-2030», внесённом в парламент Министерством обороны Швеции в октябре 2024 г.[2] «Старые» участники НАТО, Норвегия и Дания, разделяют призывы к усилению собственного военного потенциала в условиях развития конфликта с РФ: российский фактор аналогично упоминается в качестве повода для дальнейшей милитаризации как в свежем документе Министерства обороны Дании «Danish Security and Defence towards 2035»[3], так и в плане Министерства обороны Норвегии на 2025-2036 г. «The Norwegian Defence Pledge».[4]

В результате к 2025 году ситуация в Прибалтике и Северных странах стала необратимой. Внешняя политика Эстонии или Швеции перестала зависеть от политических партий, формально пришедших к власти, более того, к власти теперь могут прийти только те партии, которые до выборов изначально «присягнут» на антироссийской библии.

Таким образом, в отличии, к примеру от отношений с Азербайджаном отношения с Северными странами и Прибалтикой больше не будут подвергаться существенным изменениям и будут крайне напряженными во всех возможных случаях. Исключение из этого правила - масштабная победа в специальной военной операции. В этом случае, теоретически возможен возврат к «условной норме» 2000 – го года.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Government Defence Report // Valtioneuvosto URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/handle/10024/166004 (дата обращения: 14.06.2025).

[2] Regeringens proposition 2024/25:34. Totalförsvaret 2025–2030 // Government Offices of Sweden URL: https://www.government.se/contentassets/5c98b885c2cc40d58aa3693d34d915d3/totalforsvaret-20252030-prop.-20242534.pdf (дата обращения: 14.06.2025).

[3] Danish Security and Defence towards 2035 // Forsvarsministeriet URL: https://www.fmn.dk/globalassets/fmn/dokumenter/strategi/rsa/-regeringens_security-policy-report_uk_web-.pdf (дата обращения: 14.06.2025).

[4] The Norwegian Defence Pledge // Government.no URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/the-norwegian-defence-pledge/id3032809/ (дата обращения: 06.06.2025).

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати