ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Константинопольский патриархат – троянский конь в православной крепости?

11:28 10.12.2020 • Михаил Леонов, журналист

Множество журналистов и экспертов, уделяющих свое внимание религиозной ситуации на Украине, в той или иной мере отмечают тесное переплетение интересов раскольнической структуры – Православной церкви Украины (ПЦУ) с униатами – Украинской греко-католической церковью (УГКЦ). При этом, говоря о греко-католиках, все прекрасно понимают, что априори речь идет о собственно Римо-католической Церкви (РКЦ), чьей дочерней структурой униаты и являются с момента своего образования. Несколько месяцев назад мы так же посвятили истинным интересам Ватикана на Украине свою публикацию[1].

И вот новостные ленты обозначают очередные вызовы, ставят перед Церковью новые вопросы, заставляют по новому взглянуть и переосмыслить интересы Константинопольского Патриархата, создавшего неканоническую ПЦУ на Украине, и Римской Курии. Но не только применительно к Украине.

1 декабря на страницах издания Pro Oriente появился текст недавней проповеди главы Константинопольского Патриархата. В частности, из уст патриарха Варфоломея в очередной раз прозвучало уверение своих слушателей, что «…экуменический диалог между РКЦ и Православными Церквами ведет к цели, которую увенчает долгожданное полное единство»[2], подчеркнув при этом, что «это произойдет, несмотря на возражения тех, кто игнорирует ценность богословия, либо считает экуменизм утопией».

Подтверждением «неутопичности» этих чаяний в стенах фанарских покоев является тот факт, что сослужение константинопольских иерархов и священников с католиками и униатами происходят постоянно и регулярно. Ни о каком догматическом разделении православных фанариотов и католиков речи уже не идет, поскольку для самого главы Фанара «каждая личная встреча с братом папой Франциском – это особый опыт братства, который усиливает желание с обеих сторон идти рука об руку, сражаясь на пути к общей чаше Евхаристии».

Может быть, эти надежды – личное мнение патриарха Варфоломея, ни в коей мере не находящее отклик у Святого Престола? Отнюдь. Вся многовековая политика Ватикана говорит о стремлении не объединения с православными, а подчинении их[3] под тиару римского понтифика, невзирая на догматические и канонические разномыслия. Со времен Лионской (1274 г.), Ферраро-Флорентийской (1437 г.) и упомянутой нами Брест-Литовской уний политика Ватикана в этом направлении остается неизменной. О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует публикация 2007 года Конгрегации вероучения[4], ясно говорящая, что Католическая Церковь неизменно считала и считает православных схизматиками, которые могут возвратиться в Церковь только через «сопричастие с римским престолом». А значит через подчинение и согласие с его догматами. А это уже вопрос гораздо больший чем межрелигиозный, по сути и без преувеличения, он еще и геополитический.

О том, что Фанар покорно принимает подобные взгляды Ватикана и движется в этом понимании с ним в едином фарватере, есть множество фактов и свидетельств, но я представлю на Ваше суждение лишь два, наиболее, на мой взгляд, красноречивых.

Во время последнего официального визита главы Фанара в Рим, который состоялся 9-22 октября сего года, среди прочего ряда мероприятий, организованных Римско-католической церковью, состоялась встреча папы Франциска и главы Фанара. Особое внимание многие обратили на подарки, которыми обменялись стороны. В то время как патриарх Варфоломей подарил папе икону святой Марфы, сестры праведного Лазаря Четверодневного, выполненную монахами горы Афон, папа Франциск подарил главе Фанара блюдо, с изображением святых апостолов Петра и Андрея, обнимающих друг друга. О том, что апостол Андрей является для православных фанариотов столь же значимой фигурой, как и апостол Петр для римской курии, говорить не приходится. Не случайна в этом плане и приведенная в начале статьи проповедь патриарха Варфоломея, сказанная им именно в день памяти апостола Андрея Первозванного.

И второе. В пятницу 4 декабря, спустя несколько дней после заявления Патриарха Варфоломея о возможном объединении с католиками, Кардинал Курт Кох, курирующий в Католической церкви процессы связанные с объединением христиан под омофор римского понтифика, объявил о том, что Католическая церковь опубликовала Руководство католическим епископам для содействия христианскому единству[5].

Отмечается, что к написанию этой инструкции приступили еще в 2016 году – аккурат тогда, когда Патриарх Варфоломей проводил собор на Крите. Напомню, что многие католические иерархи в комментариях об этом соборе, выражали надежду на то, что он станет предметом не только для общеправославного, но и общехристианского единства. Нужно ли говорить, что в приложении к «Руководству», где перечисляются «партнеры» Католической Церкви, Вселенский Патриархат занимает отнюдь не последнее место.

Да он, в лице Варфоломея, по большому счету, и не претендует на первое, удовлетворяясь вторым. Ведь еще в далеком 2007 году, по итогам равеннского совещания патриарх Варфоломей заявлял: «Если мы, с помощью Божьей, придем к согласию с Католической Церковью в том, что касается значения термина "первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место — то, какое он занимал до раскола»[6].

А теперь главное, на что я хотел бы обратить внимание уважаемых читателей.

Первоиерархи Элладской и Кипрской Церквей применили одну и ту же модель признания украинских раскольников, ранее легализованных Фанаром. Принцип вовлечения всего епископата, а в их лице и всей Православной Церкви следующий: в начале, единоличную инициативу проявляет Предстоятель, начинающий поминать Думенко[7]. Следом, Синод Церкви (молчаливо, как в случае с Кипром, либо гласно и согласно, как в случае с Элладой) утверждает эту инициативу своего Предстоятеля. В итоге вся Церковь становятся запятнанной признанием безблагодатных раскольников.

Теперь, представим себе, что согласно этой «дорожной карты», подобным путем пойдут и все прочие Поместные Церкви. Вопрос даже не в том, что это вдруг произойдет, вопрос в том, чем это все закончится. А закончится, на мой взгляд, следующим.

Когда в один не самый прекрасный для истории Церкви момент, Варфоломей и Ко выйдут на финишную прямую в процессе подписания новой унии с Римом, некоторые архиереи Поместных Церквей позволят себе возвысить свой голос против окончательного попрания канонов и догматов Православия. И вот тут-то они услышат вкрадчивый, а может быть и грозный голос Фанара: «Владыки! Так Вы же сами признали первенство и право Константинополя на единоличное решение вопросов церковной жизни!».

О том, что подобное мировоззрение твердо заняло сознание и умы иерархов Фанара, свидетельствует хотя бы цитата главы Американской Архиепископии архиепископа Элпидифора (Ламбриниадиса), принимавшего, как известно, в истории с украинским «томосом» самое активное участие. В своем «Ответе на Позицию Московского Патриархата по проблеме первенства во Вселенской Церкви» он, в частности, декларировал: «Первенство архиепископа Константинополя, как мы уже сказали, не имеет ничего общего с диптихами, всего лишь выражающими иерархическией порядок…. Если мы будем говорить об источнике первенства, то таким источником является сама личность архиепископа Константинополя, который как епископ является первым «среди равных», но как архиепископ Константинополя и, соответственно, Вселенский Патриарх есть первый без равных (primus sine paribus)».

В этой связи, Митрополит Тамассоский Исаия, реально оценивая сгущающуюся опасность, категорично и верно сформулировал, что на наших глазах наступает конец эпохи соборности Православной Церкви[8].

Об этом же недавно прозвучали и слова Запорожского Митрополита Луки в его телеграмм-канале.

«Как мне кажется, пора уже называть вещи их подлинными именами. Все это время мы молчали, надеясь как на вразумление патриарха Варфоломея и его сторонников, так и исправления ими допущенных ошибок. Однако время идёт, а ничего не происходит. Наоборот - ситуация усугубляется, а ошибки постепенно превратились в чудовищные беззакония, которые затягивают в свое болото уже глобального раскола все больше Церквей.

Если мы сейчас не возвысим свой голос и не назовём реальную суть происходящего, катастрофа станет неизбежной. Именно ересь "папизма", продвигаемая главой Фанара и его сподвижниками, является сейчас главным вызовом для всего православного мира. А реализация проекта "ПЦУ" - это лишь часть данного процесса. Своеобразный пробный шар или дымовая завеса, скрывающая более серьёзную опасность».

Но именно на эту, скрытую, но более серьезную опасность, как раз и не обращают внимания иерархи Поместных Церквей, «проглатывая» фанарские томосы, принятие безблагодатных раскольников и совместные встречи, молитвы и сослужения с католиками.

А ведь именно соборность Православной Церкви является той единственной охранительной и спасительной гаванью, в которой Церковь Христова сохраняет свое единство и преемство со Христом. 

С прискорбием приходится констатировать, что на данный момент Константинопольский патриарх в униатской политике Ватикана выглядит как троянский конь в православной крепости. А значит и усилий для нейтрализации этой печальной тенденции нужно гораздо больше. Была бы воля и понимание этого факта среди Поместных Церквей. А вот понимания-то, в большинстве своем, как раз пока и не наблюдается.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати