В одном из своих недавних материалов[1] я уже писал о том различии взглядов и позиций на происходящее в Украине, которые наблюдаются у Римского Понтифика Франциска I и его украинского вассала, главы украинских греко-католиков – архиепископа Святослава Шевчука. Однако последние события ставят ряд вопросов, которые требуют объективного и всестороннего анализа.
Совсем недавно мое внимание привлекла статья Виктора Гаэтана (Victor Gaetan), опубликованная на страницах наших американских коллег из «Foreign Affairs». На первый взгляд, статья «Святая дипломатия Папы Франциска в Украине» (Pope Francis’ Holy Diplomacy in Ukraine)[2], описывает подчеркнуто декларативное невмешательство Папы Франциска в украинский религиозный конфликт, противопоставляя ему агрессивную политику США и УГКЦ. Будучи многолетним корреспондентом американской католической газеты и неоднократно поднимавший в своих материалах темы католичества и униатства в Украине, автор подводит нас к выводу, что такая политика Папы Франциска является проявлением не только его христианской любви и взаимопонимания, но и дипломатической победой, не смотря на кажущийся упадок в отношениях с США. Автор, будучи правоверным католиком, не только превозносит папу Франциска и его позицию в отношении происходящего в Украине, но и, как мне показалось, делает особый акцент на отличии папской политики от политики прозападнаго и националистически настроенного главы униатов.
И действительно, униаты, с первых дней «революции достоинства» поддержавшие националистов, продолжают последовательно и несокрушимо стоять на стороне новых и старых нацистов, участвуя в прославлении ОУН-УПА; в перезахоронениях фашистов и их украинских прислужников, исповедуя их героями и борцами за «нэзалэжнисть».
И вот ту возникает первый вопрос. Пять лет Папа Римский декларирует политику примирения, христианской любви и дистанцирования от радикальных слов и методов в украинском гражданском и теперь церковном противостоянии. Пять лет его подчиненный – Святослав Шевчук, несмотря на все заявления и выступления Папы Франциска, продолжает политику поддержки и прославления националистических и радикальных кругов, напрочь игнорируя увещевания своего патрона. Что бы это значило?
В своей прошлой, уже упоминавшейся статье, я писал о том, как римский Понтифик не оправдал ожидания униатов, внезапно отказав им в даровании статуса патриархии, в очередной раз призвав: «…принесите мир и единство там, где идет война и раскол». Но Святослав Шевчук все так же уверенно продолжает свою линию, при этом еще более активно и показательно проводя униатские встречи и собрания в ватиканских пенатах. И теперь у меня возникает новый вопрос: а не молчаливое ли это согласие и одобрение Понтифика? Идя в разрез миролюбивой и христианской политике Франциска, не идет ли униатский архиепископ ранее утвержденной и одобренной дорожной, как это принято сейчас говорить, картой?
Статья господина Гаэтана, прославляющего миролюбивые действия Папы Франциска и подчеркнуто противопоставляющая его действиям Архиепископа УГКЦ Святослава, появляется на свет в столь солидном и авторитетном издании, аккурат в то время, когда в новостных лентах украинских раскольников от Фанара и униатских ресурсах все чаще встречаются сообщения о совместных встречах иерархов и об их возможном объединении.
Священнослужители двух структур (ПЦУ и УГКЦ) все чаще проводят совместные богослужения; Святослав и Епифаний совместно освящают памятник гитлеровским служакам из ОУН-УПА на еврейском кладбище Самбора; 3 сентября в Риме Папа принимает 50 униатских епископов; а 12-14 сентября в Риме, в украинской папской коллегии святого Иоасафата, проходит встреча восточных католических епископов Европы на тему «Экуменическая миссия восточных католических Церквей Европы в настоящем». Бывший президент Украины Петр Порошенко 1 сентября дает короткое интервью в римском униатском соборе, заявляя о том, насколько важно объединить УГКЦ и ПЦУ, а уже 16 сентября в Ватикане, по инициативе униатского главы Святослава, происходит встреча с Патриархом Варфоломеем, именно для того, «…чтобы обсудить ситуацию в Украине и экуменические отношения между УГКЦ и ПЦУ»[3]. При этом обратим внимание, что встреча православного (ой, ли?) патриарха с униатом состоялась в рамках официального визита патриарха Варфоломея в Ватикан, организованного Папским советом по делам единства христиан.
И вот тут возникает уже вопрос не о молчаливом папском одобрении униатской политики и позиции. Тут уже все более напрашивается и становится очевидным вывод, о котором некоторые православные публицисты, так или иначе говорят с момента образования т.н. ПЦУ: не задумывалось ли это развитие ситуации изначально, задолго до «томоса»?
Поверхностно взгляды и политика Папы Франциска и Архиепископа Святослава декларируются разные, но настолько ли и так же различна и их конечная цель?
И последний вопрос. Осознают ли некоторые православные архиереи, готовые признать украинских раскольников и стать на сторону Вселенского Патриарха, чью «миролюбивую и христианскую позицию» они могут поддержать в итоге?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs