В ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция «Об актуальной ситуации в ЕС и отношениях с Россией с учетом существующих вызовов и угроз».
Модератор отметила, что конференция проходит в канун 15-летия пребывания Ангелы Меркель на посту федерального канцлера Германии (22 ноября). Вместе с ней осенью следующего года уйдет целая эпоха доминирования ФРГ в Евросоюзе.
Сегодня Германия и страны Евросоюза переживают непростые времена, вызванные пандемией COVID-19. Как минимум, до конца ноября в Германии действуют так называемый мягкий или частичный локдаун, в других странах ЕС карантинные ограничения носят более жесткий характер. Не менее серьезным вызовом для европейской безопасности стали недавние теракты во Франции и в Австрии, заставившие задуматься в целом о миграционной политике ЕС. Как следствие – предложение реформировать Шенгенскую зону и выработать общую стратегию борьбы с терроризмом, которое обсудили лидеры ведущих европейских стран на мини-саммите в Париже.
Какие трансформации могут произойти в Евросоюзе с учетом новых угроз? Как Германия и ее партнеры по ЕС будут решать назревшие проблемы? Что поменяется в миграционной политике ЕС? Что ждет отношения России и Германии, России и других стран ЕС в ближайшее время? На эти и другие вопросы отвечали российские ученые и эксперт из Германии.
Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов поделился своей оценкой 15-летнего пребывания Ангелы Меркель у власти. Он считает, что на этот период пришлось становление современных российско-европейских отношений и наполнение новым содержанием российско-германских отношений.
Началом правления Меркель стал 2005 год, год ее триумфального прихода к власти в партии и стране, когда ей был всего 51 год. Другими основными вехами во время ее канцлерства В.Белов считает следующие.
В 2007 году после произнесения В.Путиным известной речи на Мюнхенской конференции, которая не была принята политическим истэблишментом коллективного Запада, началось ухудшение двусторонних отношений. Если раньше у нашего президента были теплые личные отношения с канцлером Герхардом Шредером, то с приходом на это место Меркель контакты между руководителями двух стран стали сугубо деловыми.
В 2009 году Меркель вывела страну из кризиса, подписав закон о долгах государства и заставив центральное правительство вместе с федеральными землями выполнять положения Маастрихтских соглашений. Во внешней сфере надежды канцлера на то, что за период президентства Д.Медведева с 2008 по 2012 годы отношения улучшатся, не оправдались.
В 2011 году Ангела Меркель перехватывает инициативу у зеленых и социал-демократов и, как глава государства, вводит в Германии безъядерную энергетику.
В 2014 году Меркель отвечает жестким отказом на обращение к ней В.Путина с призывом признать вхождение Крыма в Россию, и отрицает аналогию с объединением Восточной и Западной Германии. Тем не менее, вскоре она в рамках рабочих отношений Берлина с Москвой идет на подписание Минских соглашений по урегулированию на Украине.
В 2015 году, когда в Европе разворачивается миграционный кризис, ее обвиняют в том, что это она его спровоцировала. Меркель на деле доказывает, что Германия под ее руководством приняла на себя основной удар и тем самым смягчила последствия наплыва беженцев с Ближнего Востока, Африки и Азии для остальной Европы.
В 2017-2018 годах между Ангелой Меркель и Владимиром Путиным возобновляется рабочий диалог, но он омрачается сначала делом Скрипалей в Англии в марте 2018 года, а потом убийством в Берлине чеченского полевого командира З.Хангошвили в августе 2019 года. Дело с «отравлением» А.Навального в августе 2020 года также вызывает политический резонанс в Германии и дает возможность Меркель спекулировать на тему приостановки «Северного потока-2».
По словам эксперта, в октябре наметилось некоторое оживление политического диалога, что было вызвано рядом причин: выборами в США, вооруженным конфликтом в Нагорном Карабахе, ситуацией в Сирии, Ливии и позицией Ирана по атомной энергетике.
На вопрос о продолжающемся до сих пор кризисе, вызванном в 2015 году наплывом сотен тысяч беженцев в Европу из зон боевых действий на Ближнем Востоке и в Африке, и роли в этом Ангелы Меркель ответил доцент кафедры европейского права МГИМО МИД России Николай Топорнин. Он считает, что миграционный кризис 2015 года сильно повлиял на интеграционные процессы в Евросоюзе и вообще на ситуацию в Европе. В частности, это был один из факторов, подтолкнувших Британию к выходу из ЕС.
Аналитик предостерег от того, чтобы связывать активизацию террористов в Европе с беженцами. Он также напомнил, что и до 2015 года в страны Евросоюза в поисках лучшей жизни ежегодно приезжали до 350 тысяч легальных и нелегальных мигрантов. При этом, такие государства, как Германия, Франция, Великобритания сами были заинтересованы в притоке дополнительной рабочей силы. Другое дело, что не все мигранты настроены на работу. Среди них довольно широко распространены иждивенческие и паразитические настроения. Зачем работать, если можно жить на пособие?!
Н.Топорнин заметил, что в результате повышенного внимания к проблеме наплыва беженцев в Евросоюзе были приняты соответствующие документы и создана межгосударственная погранично-миграционная служба «Фронтекс». Это позволило, начиная с 2018 года взять поток мигрантов под контроль.
Свою оценку текущего состояния российско-германских и российско-европейских отношений с учетом существующих вызовов дала старший научный сотрудник Германского института международных отношений и проблем безопасности Сабина Фишер. Она согласилась с мнением В.Белова о роли Ангелы Меркель в германо-российских отношениях, но добавила, что во время ее канцлерства изменились не только сами отношения, но и их контекст. Это касается восточных соседей Германии – Польши, Венгрии, стран Прибалтики, которые вошли в Евросоюз и стали влиять на содержание внешней политики ЕС и формат отношений с Россией. А также на понимание Германией вектора «восточного соседства». Это стало причиной многих разногласий в немецко-российских отношениях. В частности, по Украине, Грузии и, что наиболее актуально, – по Белоруссии.
Не согласилась Фишер с мнением российского эксперта об открывающемся в настоящее время новом «окне возможностей» для России и Германии. Она считает, что пока об этом рано говорить.
Дополняя тему миграции, освещенную Н.Топорниным, немецкий аналитик подчеркнула важность реформы Шенгенского соглашения, которую предлагает президент Франции Эммануэль Макрон. Суть ее заключается в регулировании передвижения граждан государств-«нечленов» ЕС не только внутри шенгенской зоны, но и в регламентировании и контроле их въезда в Евросоюз извне. Это особенно актуально в связи с эскалацией гуманитарного кризиса на южных рубежах Евросоюза – в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Магриба.
Нынешнее состояние европейско-российских отношений Сабина Фишер охарактеризовала, как «не очень хорошее». Ее прогноз по их улучшению и укреплению европейской безопасности довольно пессимистичен: «Это произойдет не скоро». Вместе с тем, по ее словам, до сих пор существуют области, где Евросоюз и Россия могут сотрудничать. Например, борьба с пандемией и терроризмом.
Комментируя тему «окна возможностей» программный директор РСМД, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Иван Тимофеев отметил, что отношения России с Европейским союзом и с Германией лучше, чем с США. В части качества диалога и культуры отношений Европа понимает Россию глубже. Эксперт выразил мнение, что европейская политика и немецкая политика в отношении нашей страны более сбалансированы.
Большой ущерб конъюнктуре двусторонних и многосторонних связей был нанесен «делом Навального», которое вызвало введение Берлином персональных санкций в отношении высокопоставленных российских чиновников. Впрочем, как считает эксперт, эти скорее символические демарши позволили Германии избежать более резких шагов, в том числе, в экономической области (прекращение строительства «Северного потока-2»), на чем настаивали США и Европарламент. Также удалось сохранить Концепцию выборочного сотрудничества Европейского союза и Российской Федерации.
Вообще, надо отметить ту стойкость, которую проявляет Берлин в борьбе с беспрецедентным давлением Вашингтона в отношении «Северного потока-2». Тем более, что единство в вопросе закрытия газового мегапроекта России и Германии демонстрируют республиканцы и демократы, палата представителей и сенат, а также действующий и возможный будущий президенты Соединенных Штатов. И.Тимофеев при этом предупреждает, что в споре с США вокруг «Северного потока-2» Германия занимает не пророссийскую позицию, она занимает про-немецкую позицию, поскольку этот проект выгоден немецкому бизнесу. Этот здоровый прагматизм Германии дает надежду на сохранение двустороннего экономического сотрудничества и постепенное улучшение политических отношений.
После пленарного заседания эксперты ответили на вопросы онлайн-аудитории. Журнал «Международная жизнь», в частности, спросил о том, что такое толерантность в Европейском союзе – это благо или химера? На этот вопрос зам. директора Института Европы В.Белов ответил следующее: «До сих пор Европа показывает стрессо- и кризисоустойчивость. Но, конечно же, отношение будет меняться. И поэтому понятие толерантности будет приобретать новое звучание».
В целом, обсуждение поднятых на онлайн-конференции внутренних вопросов Евросоюза и проблем в его отношениях, а также в отношениях Германии с Россией показало, что единства мнений по ним и по их решению у российских экспертов нет не только с их немецкой коллегой, но и между собой.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs