ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Цензура в Евросоюзе: уровень искусственного интеллекта

10:25 06.08.2025 • Наталья Дегтярева, журналист

Заместитель генерального директора Международной медиагруппы "Россия сегодня", Чрезвычайный и Полномочный Посол Александр Яковенко в интервью журналу «Международная жизнь» рассказал о новых правилах в области разработки искусственного интеллекта:
 
Вопрос: Со 2 августа в ЕС вступили в силу новые правила в области разработки искусственного интеллекта. Похоже, они, что называется, идут в ногу со временем и теперь закрывают ту часть информационного пространства, которая представлена искусственным интеллектом. Разработчиков обязывают под угрозой огромных штрафов раскрывать алгоритмы ядра соответствующих продуктов и представлять свод данных, на которых обучаются большие языковые модели и более продвинутые системы. Как бы Вы могли охарактеризовать происходящее?
 
Ответ: Эта новация - логическое продолжение политики ЕС, точнее европейских либеральных элит, которые все последние годы отчаянно борются за свое выживание. Причем в осложнившейся для них среде, когда надо закрываться не только от Китая и России, но уже и от «дурного влияния» трампизма, консервативной революции Дональда Трампа, бросившей вызов либерально-глобалистской идеологии. Эти последние разногласия в кругу западного сообщества хорошо иллюстрирует речь вице-президента Дж.Д.Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале этого года, которую в чем-то можно сравнить с Мюнхенской речью президента В.Путина 2007 года: разница в том, что все происходит во внутризападном контексте.

У ЕС целая линейка правовых актов, включая Закон о цифровых услугах 2022 года и Закон об искусственном интеллекте 2024 года (последний создает Европейский офис по ИИ), которые призваны попросту закрыть информационное пространство объединенной Европы от любых нарративов, не совпадающих или прямо противостоящих идеологии правящих элит. Речь прежде всего о кризисе либерализма и самой либеральной идеи, в которой вызрело всегда присутствовавшее в ней зерно тоталитаризма - оправдание подавления свободно мыслящего меньшинства во благо благополучия большинства, которое должно в своей первобытной простоте пользоваться плодами демократии в строго установленных пределах. Это своего рода перелицовка большевистского принципа «демократического централизма», а так называемая «политкорректность» служит эквивалентом советской «политической целесообразности» и точно так же стоит на страже интересов элит. Все это хорошо описали Достоевский (в «Бесах» и Легенде о Великом инквизиторе) и Джордж Оруэлл (в его антиутопиях). Долгое время считалось, что все эти пророчества обращены к идеологии левых, но теперь очевидно, что они имеют универсальное значение. Достаточно сказать, что фашизм и нацизм были исключительными продуктами западной цивилизации, а в кровавых религиозных войнах в Европе, спровоцированных Реформацией, обе стороны считали тех, кто не разделяет их догматы, не имеющими права на спасение и саму жизнь. Так что Запад прошел по кругу и устраивает то, что эксперты называют «цифровым концлагерем», где инакомыслие будет подавляться в самом зародыше - теперь уже на уровне алгоритмов ИИ.
 
Вопрос: То есть ИИ ставится на службу правильной идеологии и правильным элитам?
 
Ответ: Спектр предлогов, они же вредоносные идеи, широк и предсказуем: «российское влияние и фейки», все антидемократическое и чуждое европейским/либеральным ценностям, включая антииммигрантские настроения и т.п. Легко заметить, что вся эта активность в духе «тащить и не пущать» расцвела пышным цветом на фоне прокси-войны Запада против России на Украине, поражение в которой западные элиты рассматривают как экзистенциальную катастрофу. Тут с ними можно согласиться, но именно Запад решил покуситься на главное для нас, бросив нам в форме милитаризованной и нацифицированной Украины вызов на уровне идентичности и истории. Поэтому есть все основания для того, чтобы утверждать, что западные элиты проводят идейно-информационную мобилизацию под материальную подготовку к войне с Россией, о которой они уже объявили.

Нелишним будет заметить, что либеральный тоталитаризм противопоставляется некому авторитарному. Поминается Гитлер, который якобы пришел к власти демократическим путём. Но власть ему отдали элиты, которые, кстати, никуда не делись до сих пор, которые не знали, как править в новых условиях «политического пробуждения масс», и решили, что они «наняли Гитлера». Европейским элитам еще только предстоит доказать, что их тоталитаризм в корне отличается от любого иного. Все говорит об их ницшеанской «воле к власти» - не более того. Неслучайно на тех, кто не считает, что он представлен в западной политической системе, наклеили ярлык «популистов». Теперь этих «популистов» в электорате большинство: поэтому запугивание несогласных и задействование разного рода административных ресурсов против выражающих их настроение партий и движений, будь то во Франции, Германии, Румынии или где бы то ни было еще. Пример Молдовы и Грузии показывает, что именно брюссельские структуры являются проводником наднациональной либеральной политики в Евросоюзе и за его пределами.

Между прочим, в Брюсселе цензурой занимаются под лозунгом «цифрового суверенитета». Это подсказывает, что и нам тут не надо стесняться: иначе, как в 90-е и нулевые, нас заполонят западные нарративы на всех технологических уровнях, включая ИИ. Запад, если ему не сопротивляться на когнитивном уровне, может решить свои задачи и без применения традиционных видов вооруженной силы. Как всегда, лучший вид обороны - наступление. Этим, уверен, мы и начинаем заниматься.
 
Вопрос: Какова, на Ваш взгляд, более широкая предыстория вопроса?
 
Ответ: Это сравнительно длинная история. Цепочка развития событий примерно такая. Неолиберальная экономическая политика с финансиализацией экономики и глобализацией, начиная с 80-х. Параллельно усреднение программ ведущих политических партий. Подрыв доверия к политическим партиям в отсутствие плюрализма. Подрыв доверия к традиционным СМИ, контроль элит над которыми был подорван соцсетями. Контроль над интернетом и теперь ИИ. Запрет на все российские СМИ и демонизация России и всего русского. К этому я бы добавил явный перебор в виде ультралиберализма и постгуманизма, что вошло в явное противоречие со здравым смыслом и подрывало саму идентичность народов западных стран, включая американцев, которая сложилась исторически. Если обобщать, то налицо конец исторического Запада с перспективой ухода народов в свои национальные квартиры, что согласуется и с принципом демократической подотчетности власти.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати