Пандемия COVID-19 и связанный с ней социально-экономический кризис в Европе, в свою очередь, закономерно привели к новому обострению миграционной проблемы. Причем если в 2014-2015 годах данная проблема носила преимущественно «внешний» характер и была связана с притоком беженцев и нелегальных мигрантов в страны Европейского союза из государств Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, то теперь ситуация усугубляется проблемой перераспределения уже прибывших и разной степени их интегрированности в традиционные европейские общества. А кризисные явления в европейской экономике способствуют дополнительному ухудшению ситуации, порождая опасный для будущего всего Евросоюза и для единства этой организации «замкнутый круг».
Начиная с 2014 года в общей сложности в Европу прибыли по самым скромным подсчетам порядка 5 млн. мигрантов, что способствовало ухудшению криминогенной ситуации, росту террористической угрозы и кризису той самой системы «социального государства», которой в последние десятилетия гордились сами европейцы. Глава французской делегации во фракции «Идентичность и демократия» Европарламента Жером Ривьер считает, что сегодня есть все основания говорить о катастрофическом провале в области миграционной политики Евросоюза. «Это провал всей системы предоставления убежища: на две трети заявок отвечают отказом, но за границу выдворяют всего треть. Во Франции этот показатель не достигает и 10%», - указывает французское издание Valeurs Actuelles. [1]
Однако главная опасность сложившейся ситуации заключается даже не в росте числа мигрантов и связанных с ними угрозах, а в нарастании кризисных явлений в политической сфере Евросоюза и углублении линий противостояния, когда по разные стороны баррикад фактически оказываются государства Западной Европы с одной стороны, и государства Центральной и Восточной Европы с другой. Такие страны, как Польша и Венгрия, категорически отказываются следовать в фарватере требований Еврокомиссии о наполнении выработанных в Брюсселе национальных квот по приему нелегальных мигрантов. Более того, разногласия по миграционным проблемам дают импульс для нарастания противоречий на пространстве ЕС и по другим направлениям внутренней и внешней политики Евросоюза, а также для укрепления позиций евроскептиков и националистов.
В настоящее время подобные процессы можно наблюдать в Польше. Согласно имеющейся информации, именно стремлением Варшавы более активно проводить национально ориентированную политику в сфере обеспечения безопасности объясняется состоявшее на днях возвращение в польское правительство после 13-летнего отсутствия одного из ключевых оппонентов Брюсселя экс-премьера Ярослава Качиньского. По итогам перестановок в кабинете, объявленных на минувшей неделе, лидер правящей партии «Право и справедливость» стал вице-премьером, курирующим силовой блок. Он возгласил Комитет по вопросам государственной безопасности, объединяющий министерства юстиции, обороны и внутренних дел, - то есть те направления, которые непосредственно занимаются в том числе миграционными проблемами. Кроме того, возвращение в правительство Ярослава Качиньского может в значительной степени повлиять на отношения Польши с Евросоюзом, для которого бывший премьер - символ восточноевропейских евроскептиков. Еще летом 2018 года лидер партии «Право и справедливость» заявил, что Польша могла бы получить недополученные репарации от Германии по итогам второй мировой войны. [2]
Подобные процессы укрепления позиций евроскептиков наблюдаются и в других государствах ЕС - в том числе и в самой Германии, и невнятная политика Брюсселя в миграционной сфере является одним из козырей данных сил.
Проблема заключается еще и в том, что брюссельские чиновники и сегодня фактически неспособны адекватно отреагировать на множащиеся угрозы в вышеуказанной сфере. «Еврокомиссия намеревается ужесточить пограничный контроль (похвальная идея, но на ее реализацию предусмотрены просто смешные средства) и официально регистрировать больше мигрантов с помощью новых легальных путей иммиграции. Тем самым она пытается еще больше ограничить суверенитет наших стран, вводя систему обязательного распределения во имя солидарности государств-членов. Здесь под прицелом оказались в первую очередь Венгрия и Польша, которые не собираются принимать мигрантов, как того и требуют их народы», - весьма обоснованно указывает в данной связи французское издание Valeurs Actuelles. [3]
Ранее в текущем году министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер уже предупредил о вероятности новой волны мигрантов в Европе, сравнимой с той, что была четыре года назад. «Нам нужно больше помогать нашим европейским партнерам контролировать внешние границы Евросоюза», - заявил он в интервью германской газете Bild am Sonntag: «Если мы не поможем, то столкнемся с волной беженцев, как это было в 2015 году, а может быть, даже с большей». [4]
В последние два года основными «странами происхождения» попадающих в Европу беженцев и нелегальных мигрантов являются Сирия, Афганистан, Ирак, Пакистан, Иран, Нигерия и Турция. [5]
В силу всего вышеизложенного, дальнейшее развитие ситуации в Европе может привести к углублению кризиса в Европейском союзе. Многое здесь будет зависеть от динамики отношений ЕС и Турции, – которые в настоящее время имеют тенденцию к ухудшению в условиях проводимой Анкарой более активной политики в регионах Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока и Закавказья. В свою очередь, подобные кризисные явления объективно создают определенные «окна возможностей» для укрепления взаимодействия России с теми силами в Евросоюзе, которые занимают более ответственные и независимые позиции по ключевым вопросам международной политики.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[2] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4512528?query=%D0%94%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0
[5] URL: https://www.rbc.ru/politics/03/03/2020/5e5e1a139a7947838ece510f
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs