Фото: mid.ru
Россия и Иран сошлись на том, что только астанинский формат действительно ведет Сирию к урегулированию. Об этом министры иностранных дел заявили во время совместной пресс-конференции по итогам переговоров в Москве. Их уверенность не пошатнули даже цитаты из книги Джона Болтона, которые представляют ирано-российские отношения далеко не столь дружескими.
Доверие двух стран друг к другу подкрепляет и схожие инициативы (не одна общая тем не менее) относительно безопасности в Персидском заливе. И Иран, и Россия настаивают на коллективном подходе в ближневосточном урегулировании. В противовес США, которые, по мнению Сергея Лаврова, проповедуют конфронтационный подход. Он, согласно словам дипломата, выражается в попытках создать «ближневосточный НАТО».
Глава иранского МИД Мохаммад Джавад Зариф подчеркнул, что хорошие отношения с соседями — приоритет внешней политики Ирана. Он полагает, иранским дипломатам это удается: отношения со многими соседними государствами достигли, по его оценке, пика за последние 10 лет. В пример министр приводит Россию, Турцию, Ирак и Пакистан. Хуже всего складывается взаимодействие с Саудовской Аравией. Именно последняя, по словам М.Д. Зарифа, не хочет, выстраивать отношения на взаимоуважении, соблюдении суверенитета и невмешательстве во внутренние дела другого.
Позиция России в том, что преодоление конфликта лежит только через диалог его сторон, а внешние игроки могут лишь создавать условия для переговоров, а не играть на противоречиях, не обострять конфронтацию ради собственных интересов (как это происходит, на взгляд Сергея Лаврова, в мусульманском мире). Хорошим примером он считает астанинский формат, который объединил не только Россию, Турцию и Иран, но также Иорданию и Ирак. Российский дипломат призвал мусульманские страны оттолкнуться от этого опыта и применить его в Ливии, Йемене, Ираке и в палестино-израильском кризисе, обострение которого отрицательно влияет на весь регион.
В своих мемуарах экс-советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон процитировал президента Владимира Путина, который якобы сказал, что Россия в Сирии не нуждается в иранском присутствии. «У Болтона не было никаких оснований цитировать Путина хотя бы потому, что он ничего подобного никогда не произносил», — утверждает министр иностранных дел Сергей Лавров. Дипломат заметил, что Россия («и лично Путин») не позволяет себе подобное поведение за спиной своих партнеров. А Иран, как напомнил министр, участник астанинского формата (вместе с Турцией). Причем именно тройка — Россия, Иран и Турция — позволила, по его убеждению, «сдвинуть с мертвой точки женевскй процесс». «Писать мемуары в такой форме и в виде, который сопряжен с судебными разбирательствами, с предъявлением претензий – это, наверно, часть того, что можно назвать специфической политической культурой, если б это не было совсем другим явлением, нежели то, что мы обычно понимаем под словом “культура”», — добавил Сергей Лавров.
Мохаммад Джавад Зариф, комментируя слова бывшего советника американского президента, сослался на его воинственные взгляды и отнюдь не миротворческую роль (в том числе в Сирии) и привел цитату Дональда Трампа, который якобы сказал, что, если дать Джону Болтону власть, тот непременно начнет третью мировую войну. «Он, конечно, использует все возможности, чтобы продать книгу. Ни в Тегеране, ни в Москве никто на это не купится (не поверит его словам — прим. авт.)», — заверил иранский министр.
В конце июня в США вышла книга бывшего советника американского президента Джона Болтона «Комната, где это произошло: Мемуары Белого Дома» (The Room Where It Happened: A White House Memoir). Еще до официального выхода книга стала скандально известной. Её автор занимал пост советника Дональда Трампа по нацбезопасности в течение полутора лет и покинул его 10 сентября 2019 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs