ГЛАВНАЯ > Говорят послы

Мехди Санаи: Выход Америки из СВПД не окажет значительного влияния на экономическое положение Ирана

17:25 18.05.2018 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: islamdumspb.ru

После выхода США из СВПД[1] иранская проблема остается одной из острейших. Остальные участники СВПД всеми силами стараются его сохранить. Новый глава МИД Германии Хайко Маас заявил: «Особенно важно, чтобы Иран оставался в рамках соглашения». Сейчас все внимание приковано к иранской реакции. Какие ответные меры он предпримет? Возможно ли СВПД без США? Посол Исламской Республики Иран Мехди Санаи ответил на эти вопросы в интервью журналу «Международная жизнь». Он также рассказал об иранском видении геополитической ситуации на Ближнем Востоке, роли региональных и внерегиональных игроков, о национальных интересах Ирана, а также причинах усиления террористических организаций в регионе.

 

«Международная жизнь»: Перед встречей с лидерами Турции и России в Сочи Президент Ирана Хасан Рухани в эфире иранского телеканала объявил о победе над «Исламским государством». Какая сейчас, на Ваш взгляд, главная угроза безопасности в Сирии? Что препятствует политическому урегулированию?

Мехди Санаи: Ситуация в Сирии является сложной. Наверное, можно сказать, что в этой стране происходит маломасштабная мировая война. В этом убеждает вид и огромное количество игроков, которые вовлечены в эту войну. Некоторые государственные игроки присутствуют в Сирии без разрешения законного правительства и, на самом деле, являются агрессорами и оккупантами; некоторые ведут опосредованную войну. Присутствие негосударственных игроков, включая террористические группировки, осложняет ситуацию. Еще больше трудностей добавляет курдский вопрос. Это положение создало ситуацию,  позволившую некоторым странам воспользоваться террористическими группировками и прочими негосударственными игроками в качестве инструмента для достижения своих целей. Сейчас, когда квазиправительственная структура ИГИЛ и его территориальное доминирование уничтожены, важнейшим является недопущение условий, в которых группировки, подобные ИГИЛ, находят возможность для роста и развития. Следует пресечь поток финансов и вооружений, который с целью дестабилизации и увеличения напряженности в Сирии течет в эту страну из некоторых государств. В то же время нынешними приоритетами в Сирии являются защита сирийской территориальной целостности, усиление органов власти и начало процесса восстановления.

«Международная жизнь»: В Иране говорят: «Битва за Ирак и Сирию – это битва за Иран».Почему эти страны так важны для Ирана?

Мехди Санаи: В этой связи, можно выделить три момента. Во-первых, это то, что данный вопрос может быть объяснен в рамках понятия регионального комплекса безопасности. В этом регионе по причине большого объема регионального взаимодействия и сканирования кризисы перетекают из страны в страну, а историческо-культурные связи и отношения между обществами привели к тому, что эти страны оказались тесно переплетены друг с другом.

Другой момент имеет отношение к сущности терроризма, преодолевающего любые границы, особенно в случае с террористической организацией ИГИЛ, которая не воспринимает понятие «граница» в его общеупотребительном и признанном смысле и подвержена некоторым историко-религиозным иллюзиям. Защита территориальной целостности Ирака и Сирии и усиление органов власти в этих двух странах препятствуют эффекту домино в отношении распространия кризиса и нестабильности на другие страны региона, в том числе Иран.

«Платя дань Америке, отравляя региональную атмосферу, предоставляя базы чужим государствам и привлекая их в регион, невозможно создать для себя безопасность» (Мехди Санаи)

Третий момент, который является самым важным, заключается в том, что некоторые страны прилагают усилия к тому, чтобы, поощряя региональные народы к религиозным распрям, создать в регионе религиозный разлом и межконфессиональное противостояние между шиитами и суннитами. На самом деле, предприняты усилия по формированию модели дружбы и вражды, основанной на религиозном раскольничестве, что может привести к весьма трагическим последствиям для государств региона. В то же время не следует забывать, что некоторые арабские региональные должностные лица открыто угрожали тем, что они приведут войну в Иран, и этим можно объяснить то, почему ситуация в этих странах важна для иранцев. Помимо этого, имеются общие аналитические выводы о том, что появление ИГИЛ было спроектировано Западом и его арабскими союзниками для того, чтобы сдерживать Иран и вовлекать его в новые вызовы.

«Международная жизнь»: Во время выступления на Генассамблее ООН Президент Ирана Хасан Рухани заявил, что борьба с терроризмом должна быть включена в юридически обязывающий международный документ, чтобы ни одна страна не могла использовать терроризм в целях вмешательства во внутренние дела других стран. Какова реакция международного сообщества на эту инициативу? Кто поддержал её, а кто не стал поддерживать?

«Для борьбы с терроризмом надо высушить его корни» (Мехди Санаи)

Мехди Санаи: Вопрос терроризма будет решен тогда, когда государства откажутся от инструментального взгляда на него и отставят в сторону двойные стандарты в отношении данной темы. Естественно, для борьбы с терроризмом нужно, прежде всего, прийти к единому мнению относительно понятия и определения терроризма для того, чтобы можно было выработать консенсус для борьбы с этим явлением. Никто не может ожидать, что он будет поддерживать формирование «Аль-Каиды», ИГИЛ и прочих террористических группировок, сам оставаясь невосприимчивым к последствиям этого. Люди, которые делят террористов на «хороших» и «плохих» и воспринимают их в качестве инструмента для осуществления собственных целей, не честны в борьбе с этим злом.

«Международная жизнь»: Президент Ирана Хасан Рухани во время выступления на Генассамблее ООН отметил, что нужно устранять социальные, экономические и культурные первопричины терроризма. Как Вам видится организация и проведение такой политики? Что конкретно имел в виду президент Ирана, говоря о «культурных» корнях терроризма?

Мехди Санаи: Реальность такова, что для борьбы с терроризмом надо «высушить его корни». На самом деле, некоторые страны распространяют мышление, питающее эти террористические группировки. Такфиристская идеология призывает убивать людей и считает насилие легитимным инструментом для достижения своих целей. Кроме того, должны быть отслежены и заблокированы маршруты финансирования и снабжения оружием этих группировок. Помимо этого, должна происходить культурная работа в региональных обществах для того, чтобы не создавалась почва для привлечения людей в эти группировки. Кроме того, ослабление правительственных органов в странах региона стало причиной того, что их роль взяли на себя неправительственные игроки, и террористические группировки воспользовались этой возможностью, употребив ее во зло.

«Международная жизнь»: Как Вы считаете, почему экстремистская идеология имеет столь широкое распространение в ближневосточном регионе?

Мехди Санаи: Для объяснения этого можно привести многочисленные причины: экономические, культурные и политические. Экономическая неразвитость и бытовые проблемы могут создавать необходимую почву для обращения людей к радикальным группировкам, их география показывает, что они в основном вербуют сторонников в неразвитых и бедных регионах. Особенно когда некоторые региональные государства стараются усугубить религиозные и конфессиональные разломы и обострить вопрос конфессиональной и религиозной идентичности. Естественно, слабость образовательных и культурных структур упрощает эту задачу. Конечно, оскорбительное поведение западных держав в отношении народов региона в последние десятилетия рождает в людях региона определенное чувство униженности, и это также предоставляет в распоряжение экстремистских группировок инструмент, побуждающий людей присоединяться к ним.

Поэтому в качестве первого шага нужно обратить внимание на корни и почву терроризма. Почему терроризм растет, и на какой почве происходит этот рост? Неравенство и несправедливость в некоторых мусульманских обществах, иностранное вмешательство, которое создает в обществах определенную реакцию, ослабление и разрушение правительственных структур и создающийся в результате этого вакуум – все это среда, где происходит распространение терроризма. Нужно обратить внимание на влияние, которое оказала на это война в Афганистане, Ираке, а также в Ливии. С другой стороны, на стимулирование общественного мнения против исполнителей этого кризиса повлиял палестинский вопрос и неспособность международного сообщества к его справедливому решению, преступные действия Израиля, который на глазах всего мира безжалостно убивает детей и женщин, и строительство поселений, также вызывающее протесты со стороны ООН и Европы. В то же время таким же важным фактором является «одряхление» политических режимов в некоторых мусульманских странах, правительства которых чинят препятствия для политического участия народа, и это участие проявляется в формате радикальных неправительственных течений. Еще одним тупиковым моментом являются политические воззрения властей в суннитских обществах, являющиеся, на самом деле, устаревшими халифатскими взглядами, создающими вакуум в идеологических построениях в области легитимного устройства власти. Все это стало причиной того, что радикальные группировки прибегают исключительно к атакам и тактике смертников, что свидетельствует об отсутствии теоретических рамок.

«Международная жизнь»: Согласно опубликованным стратегии национальной безопасности и ядерной доктрине США, а также высказываниям представителей Израиля и Саудовской Аравии на Мюнхенской конференции в этом году, политика Ирана воспринимается этими странами как угроза их безопасности. Что лежит в основе такого отношения этих стран к Ирану? В чем, на Ваш взгляд, причина подобных оценок? Намерен ли Иран в этих условиях укреплять свою безопасность?

Мехди Санаи: В принципе, когда на международную сцену выходит какая-либо вновь возникшая держава для того, чтобы сыграть свою роль, соответствующую ее способностям и растущим потенциалам, ей оказывается сопротивление. Наверное, можно сказать, что это сопротивление является естественным. Я смотрю на поведение Америки в отношении Ирана именно с этого ракурса. Разумеется, такого же рода взгляд имеется в упомянутых документах в отношении России и Китая. С помощью такого же подхода я интерпретирую и увеличение американских санкций против России, и торговую войну, которую Америка ведет, главным образом, против Китая.

«В результате целой серии закупок вооружений регион Персидского залива и Ближний Восток превратились в склад боеприпасов» (Мехди Санаи)

Естественно, союзники Америки в регионе Ближнего Востока, в частности в Персидском заливе, также не заинтересованы в том, чтобы терпеть рядом с собой «много о себе думающую» региональную державу. Особенно с учетом того, что Иран расположен в одном из чувствительных с точки зрения геополитики и богатства энергетическими ресурсами регионов мира. И это в то время как от Ирана, в принципе, не исходит никаких угроз в адрес Америки и стран региона. Еще лучше это знают сами американцы. Обратите внимание: по статистике Всемирного банка, в 2016 году Иран выделил на расходы военного сектора только 3 процента своего ВВП, тогда как у Саудовской Аравии этот объем равнялся 9,8 процента. С другой стороны, контракты на продажу американских вооружений, заключенные с некоторыми нефтеносными странами региона на несколько сотен миллиардов долларов, означают возврат нефтедолларов в американскую экономику. Я хочу сказать, что этот вопрос имеет также и экономические корни. На самом деле, перевод иранской темы в плоскость безопасности под предлогом ядерных или ракетных вопросов является инструментом, с помощью которого западные державы выжимают деньги из арабских нефтяных стран региона. Мы думаем, что единственным имеющимся путем является создание устойчивой системы безопасности в регионе Персидского залива и отсутствие усилий по удалению других игроков. Ни Саудовская Аравия не в состоянии игнорировать Иран, ни Иран не может исключить Саудовскую Аравию из регионального уравнения. В этом контексте мы неоднократно откровенно объявляли о своей готовности к сотрудничеству с Саудовской Аравией и другими странами региона и, к сожалению, не получили адекватного ответа.

Иран обеспечивает свою безопасность отечественными средствами, используя собственные способности и потенциал, и, с этой точки зрения, не зависит ни от какой иностранной державы и, естественно, продолжит двигаться по пути усиления своей обороноспособности и безопасности.

«Международная жизнь»: Министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф на Мюнхенской конференции предложил использовать опыт Хельсинского заключительного акта для создания архитектуры безопасности на Персидском заливе. Какие положения этого документа наиболее востребованы на Ближнем Востоке? Смогут ли ближневосточные страны объединиться, чтобы самостоятельно без вмешательства извне решать региональные кризисы?

Мехди Санаи: Хельсинский документ имеет универсальный взгляд на вопросы безопасности. В этом документе затронут широкий спектр вопросов, начиная с военно-политических тем и вопросов укрепления доверия и заканчивая вопросами экологии и научно-образовательного сотрудничества, транспорта и СМИ, и это как раз то, в чем мы нуждаемся в регионе. Сегодня, помимо политических проблем и конфликтов, у нас в регионе есть и множество других вызовов, таких как водный кризис и загрязнение окружающей среды, которые не могут быть решены без регионального сотрудничества. На самом деле, мы нуждаемся в универсальном и общем взгляде на тему безопасности в регионе.

Основная проблема безопасности в регионе Персидского залива проистекает из того, что некоторые региональные государства стремятся обеспечить безопасность региона путем притягивания в него западных держав. В то же время, по нашему мнению, безопасность в регионе должна обеспечиваться с помощью участия самих государств региона.

«Нельзя построить для себя безопасность за счет других» (Мехди Санаи)

Согласно одному из пунктов Хельсинского акта, государства-участники отказываются от любых угроз применения силы, прямого или непрямого использования силы против той или иной страны-участницы. А теперь оставим в стороне это заявление и обратим внимание на высказывания одного из высокопоставленных чиновников одного регионального арабского государства, который угрожает привести войну в Иран, или же на их обращенные к Америке неоднократные просьбы атаковать Иран. В числе пунктов этого документа уважение национального суверенитета государств и их территориальной целостности, мирное урегулирование конфликтов, невмешательство во внутренние дела других и право на законную оборону, и эти пункты нарушаются ситуацией в Йемене и ежедневно происходящими там преступлениями и убийствами людей. Естественно, согласно этому документу, ни одна страна не может расценивать другое государство в качестве своего сателлита. С другой стороны, кризис в Катаре показал, какие страны стремятся осуществлять свои желания путем применения силы и вмешиваются во внутренние дела других государств.

«Перевод иранской темы в плоскость безопасности под предлогом ядерных или ракетных вопросов является инструментом, с помощью которого западные державы выжимают деньги из арабских нефтяных стран региона» (Мехди Санаи)

Одной из ключевых тем этого документа являются меры по укреплению доверия. В результате целой серии закупок вооружений регион Персидского залива и Ближний Восток превратились в склад боеприпасов. Садовская Аравия является крупнейшим в мире импортером оружия. По нашему мнению, единственным путем для решения региональных кризисов и создания системы безопасности является участие всех региональных государств без присутствия чужих держав. Если структура региональной безопасности будет предполагать игнорирование некоторых стран и их интересов, то такая система не будет устойчивой. Необходимо участие всех стран региона, и во внимание должно быть принято законное беспокойство всех. Нельзя построить для себя безопасность за счет других. На самом деле, надо изменить парадигму, господствующую над умами правителей региона. С устаревшим мышлением, платя дань Америке, отравляя региональную атмосферу, предоставляя базы чужим государствам и привлекая их в регион, невозможно создать для себя безопасность.

«Международная жизнь»: Президент Ирана Хасан Рухани на Генассамблее ООН заявил, что СВПД «не является конечной целью, а должен стать основой для дальнейших достижений». Как бы Вы раскрыли содержание этого предложения? Имеет ли к нему отношение иранская ракетная программа?

«СВПД не подлежит редактированию и реформированию» (Мехди Санаи)

Мехди Санаи: Вам известно, что «доверие» является важнейшим фактором и предпосылкой для формирования любого взаимопонимания и согласия в человеческом обществе. Без определенной степени доверия нельзя достичь никакой сделки и взаимопонимания. Указанная основополагающая концепция заключается в том, чтобы уничтожить высокую стену недоверия, воздвигнутую между Ираном и такими странами, как Америка, для того, чтобы Стороны смогли с помощью укрепления доверия вступить в диалог в различных областях. На самом деле, СВПД, помимо его особой формы и существа, является тестом для испытания возможности формирования диалога и переговоров призванных решить проблемы. Поведение американского президента в отношении СВПД и, в конце концов, объявление о выходе из него стали необнадеживающим ответом на этот тест.

С другой стороны, ракетная программа Ирана непосредственно связана с обороноспособностью страны. Поэтому здесь встает вопрос о безопасности Ирана. Опыт нападения Саддама Хусейна, начало 8-летней навязанной войны и поддержка, оказанная Саддаму Хусейну крупными державами и некоторыми арабскими странами региона, показали, что обороноспособность страны должна быть усилена в том масштабе, который может обеспечить определенное сдерживание перед лицом угроз. В навязанной 8-летней войне наши города подверглись ракетной атаке, тогда как мы вследствие отсутствия ракет не были способны на ответные сдерживающие шаги. В то же время исключительной целью выдвижения Америкой вопроса о ракетной программе Ирана и создания атмосферы идеосинкразии и пропаганды в отношении этой программы является продажа вооружений некоторым богатым арабским странам и выжимание денег из этих государств.

«Международная жизнь»: Министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф на Мюнхенской конференции 18 февраля заявил, что Иран не оставит без ответа возможный выход США из СВПД. Какие ответные меры готов предпринять Иран? Возможно ли сохранение СВПД без США?

«Америка никогда по-настоящему не входила в СВПД» (Мехди Санаи)

Мехди Санаи: Суть вопроса, по нашему мнению, заключается в том, что Иран на основании СВПД взял на себя обязательства, и в ответ для Ирана также были созданы льготы и выгоды. По неоднократному признанию МАГАТЭ, Иран придерживается всех своих обязательств и выполняет их. Естественно, Иран также должен воспользоваться и преимуществами, полученными от СВПД. Если случится так, что с выходом Америки ситуация вернется в прежнее состояние, и Иран лишится преимуществ СВПД, у нас не будет причин для того, чтобы оставаться в СВПД. Могут ли Европа и другие Стороны утверждать, что выход Америки не нанесет вред выгодам для Ирана, проистекающим из СВПД, и могут ли они дать Ирану такую гарантию? Это тот вопрос, который им следует задать. С другой стороны, усилия европейцев, направленные на то, чтобы любой ценой сохранить Америку в СВПД, будут безрезультатными, поскольку СВПД не подлежит редактированию и реформированию и также не имеет никакой связи с другими темами, заявленными Дональдом Трампом.

Конечно, с моей точки зрения, Америка никогда по-настоящему не входила в СВПД и не была првержена ему, чтобы сейчас выйти из этого соглашения. После принятия СВПД американцы направили все свои усилия на оказание давления на компании и экономические фонды с тем, чтобы они не вступали во взаимодействие с Ираном и не инвестировали в Иран, и для того, чтобы атмосфера кризиса практически продолжалась. Основываясь на этом, лично я думаю, что выход Америки из СВПД не окажет значительного влияния на экономическое положение Ирана.

«Международная жизнь»: В мировой прессе периодически появляются публикации о том, что Израиль неофициально может обладать ядерным оружием. Как к этому относятся в Иране? Какова позиция Ирана в вопросе создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия?

Мехди Санаи: Сионистский режим Израиля обладает ядерным оружием, и различные источники, в том числе заявления Мордехая Вануну, одного из специалистов ядерного реактора Димон в Израиле подтвержают, что Израиль имеет в своем распоряжении от 100 до 200 ядерных бомб.

Между тем Иран является зачинателем и инициатором проекта Ближнего Востока свободного от ядерного оружия и еще в 1974 году представил план, который был поддержан некоторыми странами региона. Однако наличие у Израиля ядерного оружия, отсутствие членства этого режима в соглашении по ДНЯО, избрание стратегии ядерного сдерживания и проведение двусмысленной политики этим режимом стало серьезным препятствием на пути создания подобного региона. Ближневосточные государства многие годы следуют политике Ближнего Востока свободного от ядерного оружия, однако поскольку Израиль обладает ядерным оружием, воздействие Соединенных Штатов Америки и некоторых европейских стран-сторонников Израиля препятствует осуществлению этой цели в регионе.

«Международная жизнь»: Спасибо Вам за интервью!



[1]СВПД – Совместный всеобъемлющий план действий, то есть соглашение между Ираном и группой государств известных как «5+1» (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай и Германия) относительно иранской ядерной программы.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати