Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил о планах по распространению с 1 июля израильского суверенитета на Иорданскую долину и отдельные районы Иудеи и Самарии, или, как их еще называют, на части Западного берега реки Иордан, попавшие в результате Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля. Ныне на этих землях проживает около полумиллиона израильтян. При этом большинство стран мира, исходя из норм международного права, считает израильские поселения на Западном берегу незаконными, а также рассматривает их как препятствие на пути к миру с палестинцами.
Конечно, заявление лидера Израиля отнюдь не носило оттенков сенсационности. Политика израильских властей, направленная на аннексию палестинских территорий де-факто, на правовые акты в отношении израильских общин поселенцев на Западном берегу не претерпевает существенных изменений. Но сегодня вопрос встает о легитимизации, о юридическом узаконивании этих территорий как израильских.
Подобные идеи постоянно дискутируются в рядах правых политиков этой страны. Более того, будучи убежденным сионистом-максималистом, Биньямин Нетаньяху в течение почти 15 лет пребывания у власти, имея зачастую парламентское большинство, мог с легкостью осуществить этот акт. Однако его политическая осторожность, прагматичность удерживали его от такого шага. Поэтому возникает вопрос, почему именно сейчас эти идеи приобрели четкие формы, вылились в реальные планы с конкретной датой начала процесса.
Пожалуй, здесь много причин. Конечно, имеют место и личные мотивы премьера Нетаньяху. На волне успеха, связанного с переносом посольства США в Иерусалим и признанием Вашингтона Голанских высот израильскими, а также победоносным выходом из длительного правительственного кризиса, Биньямин Нетаньяху стремится укрепить свои позиции, заручиться поддержкой как можно большего числа израильтян. Тем более в свете последних событий, связанных с передачей его дела в суд.[1]
Но, быть может, основная причина – это всемерная поддержка Израиля со стороны администрации Трампа. Никогда ранее отношения между Вашингтоном и Иерусалимом не были столь близки.
Несомненно, триггером, запустившим этот процесс, стал амбициозный и трудно осуществимый проект президента США Дональда Трампа о соглашении между Израилем и Палестиной, который, по мнению Белого дома, окончательно решает израильско-палестинскую проблему и прекращает более чем 70-летний конфликт на Ближнем Востоке.[2] В 180-страничном документе, в частности, говорится, что Израиль сохраняет свой суверенитет на территории Иорданской долины, Иудеи и Самарии. Помимо этого Вашингтон предлагает признать еврейские поселения на палестинских землях территорией Израиля. То есть все еврейские поселения останутся на своих местах, включая 15 удаленных поселений, не имеющих даже территориальной связи с землями, которые будут отданы Израилю.
Не секрет, этот проект разрабатывался чиновниками Трампа в рамках консультаций с израильтянами. А после презентации 28 января 2020 г. Трампом, как он назвал его -«сделки века», израильские и американские команды работали над составлением карт районов Западного берега, которые Израиль мог бы первоначально аннексировать в контексте этого плана. Хотя надо отметить, что американская и израильская позиции не всегда совпадают.
Но всё же появление «сделки века» и плана Нетаньяху не случайно. Времена меняются.
Во-первых, после затяжного политического кризиса в Израиле, длившегося долгие месяцы, сформировано коалиционное правительство, где 18 месяцев премьер-министром будет лидер партии «Ликуд» Биньямин Нетаньяху, в оставшиеся 18 месяцев, после 17 ноября 2021 года (если не произойдёт ничего экстраординарного), вплоть до новых выборов — лидер партии «Кахоль-Лаван» Бени Ганц. То есть внутриполитическая нестабильность в какой-то степени нивелирована.
Коалиционное соглашение, достигнутое в Израиле, вращается вокруг документа, подписанного Нетаньяху и Ганцем от имени их партий «Ликуд» и «Кахоль-Лаван», в котором четко очерчены разделение власти, порядок функционирования нового правительства и детализированный порядок принятия решений с правом вето. Причем с одним важным исключением: расширение израильского суверенитета (или аннексия) могут быть выдвинуты Нетаньяху и его партией без согласия Ганца соответственно - его партии. Подчеркнем, это единственная область политики, в отношении которой существует такая оговорка об отмене вето.
Немаловажным фактором «решительности» премьера Нетаньяху стали изменения роли и места Израиля в регионе и мире. Глубоко интегрировавшись в глобальную экономическую жизнь, Израиль, без преувеличения, как в технологическом отношении, так и в своих возможностях в сфере безопасности добился больших достижений. Этому способствовали успехи и в демографии (что весьма важно для Израиля), и в экономике. Так, если в 2000 г. население Израиля исчислялось чуть более 6 млн. человек, то в апреле 2020 г. – уже 9,2 млн.[3] (Во время провозглашения независимости в 1948 г. там проживало 872 700 человек). ВВП на душу населения в 2000 г. составлял $ 21038, а к 2020 г. увеличился до $ 42823.[4]
Напомним также, что открытые в 2010 году серьезные запасы природного газа на средиземноморском побережье Израиля, которые уже разрабатываются, заложили основы энергетической независимости страны и даже позволяют ей стать экспортером газа. Всё это придает уверенности премьеру Нетаньяху.
Меняется и положение Израиля в ближневосточном регионе. Арабское окружение уже не столь враждебно относится к еврейскому соседу. Монархии Персидского залива, другие арабские страны всё более сближаются с Израилем в своем противостоянии с Ираном. Да и Европа, озабоченная проблемами мигрантов, не столь жестко критикует Израиль и не столь активно защищает палестинцев. При всём этом палестинские политические институты, как и палестинские руководители, расколоты между Западным берегом и Сектором Газа и, как результат, ослаблены в политическом плане.
И в целом, по всей видимости, палестинская проблема вызывает усталость у многих акторов на Ближнем Востоке.
Таким образом, совокупность позитивных для Нетаньяху факторов, как субъективного, так и объективного характера стала предпосылкой появления трамповской «сделки века» и заявления премьера Израиля именно в настоящее время.
Лидеры США и Израиля спешат: 3 ноября 2020 г. - день президентских выборов в Америке - может стать критическим для далекоидущих планов сторон.
При этом, надо признать, что выполнение плана Нетаньяху чревато тяжелыми последствиями как для самого Израиля, так и для всего Ближнего Востока.
Можно не сомневаться, что инициатива премьера Нетаньяху взорвет и так сложную внутриполитическую ситуацию в стране. Уже сейчас в Израиле нарастают протесты против распространения суверенитета на земли Западного берега. Все, даже сторонники премьера, прекрасно понимают, что риски в предложенной Нетаньяху стратегической игре чрезвычайно велики. Ведь на чашу весов поставлено многое: и человеческие жизни, и безопасность, и экономика, и международный имидж страны. Поэтому даже среди правых политиков всё чаще слышны голоса «против», обсуждаются идеи переноса даты начала процесса о провозглашении суверенитета.
Более того, Высокий суд справедливости Израиля 9 июня принял знаковое для страны и, возможно, судьбы процесса урегулирования отношений с палестинцами решение, упразднив закон, согласно которому еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан, незаконно появившиеся на палестинских территориях, могли быть легализованы.
План Нетаньяху многократно повышает риск новой интифады, новых террористических атак со стороны радикальных исламистов. Да и среди палестинцев этот шаг воспринимается крайне негативно, что естественно. Заместитель главы «политического бюро» ХАМАСа Салех Арури недвусмысленно заявил, что возвращение «вооруженного сопротивления» на Западный берег стало возможным «и даже ближе, чем некоторые могут подумать».
Внутриполитический шторм окажет самое негативное влияние на экономику Израиля и снизит его военно-оборонительный потенциал, его возможности противостоять ХАМАСу, Хезболле и их союзнику – Исламской Республики Иран (ИРИ). Тегеран получит прекрасный повод для активизации антиизраильской пропаганды, для убеждения своих арабских соседей в коварности Израиля, для расширения финансовой и военной поддержки борьбы палестинцев за свое государство, для инициирования нового этапа гибридной войны против еврейского государства.
Только-только зарождающаяся благоприятная для Израиля конструкция Ближнего Востока, предусматривающая определенную нормализацию отношений с арабскими оппонентами, может рухнуть одномоментно.
Вне всякого сомнения, арабы осудят план Нетаньяху, хотя, возможно, Египет, Саудовская Аравия и некоторые другие страны Залива, присоединившись к антиизраильскому хору, вряд ли на практике поставят под угрозу сотрудничество с ним.
Европа, являющаяся крупнейшим торговым партнером Израиля, выступает против плана Нетаньяху. Израиль тесно интегрирован с европейскими программами сотрудничества, в частности в области образования, научных исследований и разработок, которые приносят значительные взаимные выгоды. Всё это может быть поставлено под угрозу. Позиция Европейского союза по аннексии ясна и последовательно заявлена: ЕС «не признает никаких изменений границ 1967 года, если они не будут признаны израильтянами и палестинцами». ЕС настоятельно призывает Израиль воздержаться от аннексии.
Китай и Россия также будут придерживаться своих существующих позиций, основанных на резолюциях Совета Безопасности ООН и международном праве. При этом и Москва, и Пекин, отстаивая свои взгляды, будут стремиться не допустить ухудшения двусторонних отношений с Израилем.
Российскую позицию по плану Нетаньяху разъяснил посол РФ в Израиле Анатолий Викторов. Он заявил, что реализация намерений применить израильский суверенитет к частям Западного берега была бы очень опасным развитием событий. Аннексия Израилем части палестинских территорий перечеркнет перспективы палестино-израильского урегулирования и спровоцирует новый виток насилия.
Посол подтвердил принципиальную позицию в пользу двухгосударственного решения проблемы на общепризнанной международно-правовой основе. Он также подчеркнул необходимость скорейшего возобновления прямых переговоров между израильской и палестинской сторонами под эгидой ООН для урегулирования всех вопросов окончательного статуса и достижения всеобъемлющего мирного соглашения на основе резолюций ООН и Арабской мирной инициативы.[5]
Ранее (20 мая) министр иностранных дел России Сергей Лавров в телефонном разговоре с главой МИД Израиля Габи Ашкенази подтвердил готовность РФ вместе с другими участниками «Ближневосточного квартета» (Россия, США, ЕС, ООН) продолжать содействовать перезапуску мирного процесса через диалог между палестинцами и израильтянами.[6]
Безусловно, палестино-израильская проблема - сложнейшая международная задача, безуспешное решение которой длится уже более 70 лет. Эта проблема пронизывает всё политическое, дипломатическое и военное пространство Ближнего Востока, самым непосредственным образом влияет на ситуацию в различных частях региона. Выполнение плана Нетаньяху по распространению израильского суверенитета на Иорданскую долину и отдельные районы Иудеи и Самарии, а также осуществление «сделки века» Трампа, вне всякого сомнения, вызовет самую бурную реакцию в мире, которая взорвет ситуацию в самом Израиле, да и на всём Ближнем Востоке.
Пожалуй, единственным положительным моментом противоречивых и опасных планов Нетаньяху и Трампа является то, что эти проекты вновь привлекли внимание мирового сообщества к сложнейшей проблеме нашего времени – палестинской. Но до 1 июля осталось крайне мало времени!
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Справка: в Израиле 24 мая началось первое заседание Окружного суда Иерусалима по трем делам, возбужденным в отношении премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Это первый случай в истории страны, когда действующий глава правительства проходит обвиняемым в уголовном процессе.
Первое расследование в отношении премьер-министра было проведено в 1999-2000 годах. Тогда полиции выдвинула против него пять обвинений - во взяточничестве, попытке присвоения государственного имущества, мошенничестве, злоупотреблении служебным положением и попытках помешать расследованию. Однако за неимением достаточных доказательств все дела были закрыты, не дойдя до суда.
В 2016 году началось новое расследование. Оно велось в рамках трех отдельных дел, которые получили названия в прессе по их номерам – «дело 1000», «дело 2000» и «дело 4000». На их основании 21 ноября 2019 года генеральный прокурор Израиля Авихай Мандельблит предъявил Нетаньяху обвинения. По «делу 1000» и «делу 2000» премьеру вменяют мошенничество и злоупотребление доверием (ст. 284 УК предусматривает лишение свободы на три года), по «делу 4000» его обвиняют в мошенничестве, злоупотреблении доверием и взяточничестве (ст. 290 УК, срок лишения свободы может достигать 10 лет). 28 января 2020 года все дела были переданы в Окружной суд Иерусалима.
Биньямин Нетаньяху отвергает все обвинения и заявляет, что дела, по которым его обвиняют, сфабрикованы с целью отстранения от власти в Израиле представителей правых.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs