22 июля завершилось трёхдневное пребывание президента Филиппин Фердинанда Маркоса-младшего в Вашингтоне. Визит должен был продемонстрировать важность военно-политического альянса между двумя странами в ситуации, когда отношения США с их весьма многочисленными союзниками переживают непростые времена. Ещё одной целью мероприятия стало заключение сделки по тарифам. Ф. Маркос-младший - первый лидер страны АСЕАН, получивший аудиенцию у Дональда Трампа после его возвращения в Белый Дом. Встреча сопровождалась протестами собравшихся перед Белым Домом представителей американцев филиппинского происхождения и мигрантов из Филиппин, требовавших от Ф. Маркоса-мл. поднять вопрос о неприемлемости унизительного обращения с находящимися в США филиппинскими гражданами со стороны американских силовых ведомств в ходе проводимых «облав» на мигрантов.
Филиппины после прихода к власти в 2022 году Маркоса-младшего совершили откровенный разворот своей политики в сторону кооперации с Вашингтоном, заняв позицию наиболее дружественной по отношению к США державы АСЕАН, что плохо согласуется с внеблоковыми традициями Ассоциации. Союзнические отношения с Вашингтоном были дополнены выстраиванием стратегического треугольника с участием Японии. Другие американские союзники, например, Австралия, были также замечены, например, в многосторонних учениях, проводимых США и Филиппинами «с прицелом» на Тайванский пролив[1]. Но всё это не помогло Маниле избежать карательных мер экономической политики администрации Дональда Трампа. Филиппины оказались не в лучшем положении, чем их партнёры по АСЕАН, у некоторых из которых (Вьетнам, Индонезия) даже получилось быстрее двигаться к договорённостям по тарифам с США.
При этом филиппинскому президенту сейчас как никогда нужна возможность демонстрации именно экономических побед. Данный факт связан с неудачей его сторонников на состоявшихся в мае промежуточных парламентских выборах, которые показали значительный рост популярности вице-президента Сары Дутерте, дочери предыдущего президента Родриго Дутерте, харизматичного и решительного человека, политика которого была источником серьёзных проблем для Вашингтона (на Филиппинах президент и вице-президент избираются в ходе отдельных голосований). Перспектива прихода к власти представительницы семейного клана Дутерте должна настораживать и Вашингтон. Хотя экономика Филиппин в целом не слишком зависима от внешней торговли, США остаются жизненно важным экспортным направлением, на их долю за первые пять месяцев этого года пришлось почти 16% от общего объема экспорта Филиппин, в том числе, продукции электронной промышленности. При этом, в прошлом году США имели дефицит в размере около пяти миллиардов долларов в двусторонней торговле с Филиппинами, общий объем которой составил 23,5 миллиарда долларов[2]. Кроме того, давление на Филиппины со стороны США сильно влияет на привлечение иностранных инвестиций. Проект Лусонского экономического коридора, о котором было объявлено более года назад, ещё при Джо Байдене, и который должен был стать «визитной карточкой» сотрудничества США и Филиппин в сфере инфраструктуры и коммуникаций, пока не демонстрирует заметного интереса к себе со стороны «экономического блока» администрации Трампа.
Тарифные войны США оказывают хоть и опосредованное, но ощутимое влияние на внутриполитическую ситуацию и у других американских союзников в Азии. Это проявляется в невыгодных с точки зрения долгосрочной американской стратегии результатах недавних президентских выборов в Южной Корее, голосования за кандидатов в верхнюю палату японского парламента, которое прошло в воскресенье. Часть команды американского президента, например, госсекретарь Марко Рубио, осознают эту проблему.
На встрече лидеров двух стран в Овальном кабинете, ключевой темой которой стал вопрос тарифов, этому предшествовали отдельные встречи Маркоса-мл. с Марко Рубио и главой Пентагона Питом Хегсетом. Президент Филиппин получил заверения от высокопоставленных американских чиновников в том, что союз США с его страной остается незыблемым, несмотря на тарифы и требования к американским союзникам тратить больше средств на оборону. П. Хегсет подчеркнул, что регион, где расположены Филиппины, является «приоритетным театром военных действий» для Вашингтона и что администрация «привержена достижению мира с помощью силы». Он заявил, что «наш легендарный альянс никогда не был сильнее и важнее, чем сегодня, и вместе мы по-прежнему привержены Договору о взаимной обороне». Глава Пентагона также подтвердил, что этот пакт распространяется на «вооруженные нападения на наши вооруженные силы, самолеты или корабли, включая береговую охрану, в любой точке Тихого океана, в том числе, в Южно-Китайском море» [3]. Филиппинский президент при этом, пытался донести до своего собеседника свою мысль, что экономика здесь «также очень важна».
Дональд Трамп уже после встречи с Ф. Маркосом-мл. опубликовал в Truth Social новость о заключении торгового соглашения, в соответствии с которым Филиппины будут платить пошлины в 19 процентов за доступ на американский рынок. Д. Трамп назвал своего собеседника в обычной для него манере «очень хорошим и жестким переговорщиком»[4]. Он также отметил, что два тихоокеанских союзника, которые в следующем году отметят 80-летие дипломатических отношений, будут вместе работать и по военным вопросам, но не сообщил подробностей.
Из дальнейших разъяснений Белого дома выяснилось, что речь идёт лишь о рамочном соглашении, многие важные детали ещё предстоит согласовать. Уже известно, что филиппинской стороне придётся пойти на чувствительную для неё уступку, отказавшись от тарифов на американские автомобили, что сулит личные выгоды лишь обеспеченным филиппинцам, которых не так много. Как стало известно, возможно, будет и максимально широкое «обнуление» тарифов на продукцию из США.
Новая тарифная ставка чуть ниже 20 процентов, которыми Д. Трамп угрожал ранее. И это соответствует 19-процентному показателю, объявленному для Индонезии, и лишь чуть выгоднее тарифа для Вьетнама в 20 процентов. Таким образом, подчёркнуто проамериканская внешняя политика не помогла Филиппинам, стране со сравнительно более слабой экономикой, чем у Индонезии и Вьетнама, получить сколько-нибудь значимые выгоды перед «коллегами» по АСЕАН. Наличие территориальных споров с Пекином не мешает Джакарте и Ханою проводить сбалансированный внешнеполитический курс, расширять взаимовыгодные экономические связи с сильным соседом. При этом, политика Ф. Маркоса-мл. и его единомышленников превращает Филиппины в новый региональный «хаб» американской стратегии с соответствующими рисками в случае эскалации ситуации вокруг Тайваня. Так, ВМС США хотели бы построить базу на филиппинском побережье Южно-Китайского моря для ремонта и обслуживания военных кораблей, на объекте также могут быть размещены и беспилотные морские платформы. При этом филиппинский посол в США Хосе Мануэль Ромуальдес в интервью Bloomberg TV заявил, что Манила и Вашингтон не вели конкретных обсуждений об официальном возвращении американских военных баз на Филиппины. Но разворот политики при Ф. Маркосе-мл. – очевиден. Вероятно поэтому 22 июля, отвечая на вопрос об отношении к военному союзу США и Филиппин, официальный представитель МИД Китая Го Цзякунь заявил следующее. «Каким бы не было сотрудничество между США и Филиппинами, оно не должно быть направлено против какой-либо третьей стороны или причинять ей вред, а тем более разжигать конфронтацию и усиливать напряженность в регионе».[5]
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://interaffairs.ru/news/show/51628
[2] https://www.reuters.com/world/china/us-philippines-trade-talks-yield-modest-tariff-shift-after-trump-marcos-meeting-2025-07-22/
[3] https://www.japantimes.co.jp/news/2025/07/22/asia-pacific/politics/us-philippines-marcos-hegseth-rubio/
[4] https://www.reuters.com/world/china/us-philippines-trade-talks-yield-modest-tariff-shift-after-trump-marcos-meeting-2025-07-22/
[5] https://apnews.com/article/marcos-trump-philippines-china-tariffs-3138d1d7f8368c022ab9242bebb4a2e2
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs