Резкое обострение российско-азербайджанских отношений в 2024-2025 гг. представляет собой яркий пример того, как глубокая зависимость от Британии в различных сферах ограничивает внешнеполитическую самостоятельность Азербайджана и вынуждает правящую элиту делать выбор в пользу западных партнеров даже в ущерб традиционным региональным связям. Эскалация конфликта с Россией после крушения азербайджанского гражданского самолета в декабре 2024 г. близ города Грозный, и задержаний этнических группировок азербайджанцев (российских граждан) в Екатеринбурге в июне 2025 г. выявила структурные ограничения[1], с которыми сталкивается президент Азербайджана Ильхам Алиев при попытках проводить сбалансированную региональную политику.
От авиакатастрофы к дипломатическому разрыву
Последовательность событий демонстрирует, насколько реакция Баку на российские действия вызвана необходимостью для него соответствовать интересам Лондона в регионе.
Трагедия с самолетом произошла 25 декабря 2024 года. Пассажирский лайнер азербайджанских авиалиний направлялся из Баку в Грозный. В момент, когда борт пытался совершить посадку в аэропорту Грозного, регион, включая Моздок и Владикавказ, подвергся атакам украинских беспилотников. Экипаж стал терять управление после некоего внешнего воздействия. Российские аэропорты готовы были принять терпящее бедствие судно, они расчистили небо и взлётно-посадочные полосы для экстренной посадки азербайджанского борта. Экипаж принял решение изменить курс и сесть в аэропорту казахстанского города Актау, но потерпел крушение. В результате погибли 38 человек, в том числе семь россиян. Судя по предварительной расшифровке записей бортового самописца разбившегося самолёта, экипаж сообщал русским диспетчерам о возможном столкновении с птицами. Однако И.Алиев сразу после катастрофы заявил, что самолет был поврежден внешним воздействием российских ПВО в районе города Грозный и это привело к потере управления. Он не стал учитывать, что трагическую ситуацию спровоцировало целенаправленное нападение украинских дронов на гражданские объекты, к которым, безусловно, относятся кавказские гражданские аэропорты. Более того, украинские операторы беспилотников намеренно приурочили атаку к подлету гражданского самолёта к аэропорту. Очевидно, они атаковали его специально, чтобы спровоцировать катастрофу и настроить Азербайджан против России.
Критически важно, что в тот же день в воздухе находился самолет президента Азербайджана И.Алиева, у которого также возникли проблемы с GPS-навигацией[2]. Алиев направлялся в Россию для участия в саммите СНГ. Его самолет, взлетевший практически одновременно с потерпевшим крушение, немедленно вернулся в Баку. Видимо его кто-то предупредил. Азербайджанский лидер подтвердил[3], что инцидент не был атакой на лайнер. Предполагается, что Алиев был разгневан именно из-за угрозы своей жизни и поэтому направил свои медиаресурсы против России при полном отсутствии претензий к Украине.
Россия не стала немедленно комментировать инцидент и приносить извинения до выяснения причин катастрофы, что усилиями Азербайджана перевело инцидент из технической ошибки и трагедии в политическую проблему, выявив ключевую трансформацию: от случайного инцидента к пересмотру отношений с Россией. Президент РФ принес извинения, несмотря на то обстоятельство, что данные черных ящиков еще не были расшифрованы. Однако в Баку сразу развязали антироссийскую кампанию.
Эскалация достигла критической точки 27 июня 2025 г., когда российские силовики провели массовые задержания уральской ОПГ из представителей азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге. Во время операции скончались братья Зияддин и Гусейн Сафаровы (один из них, предварительно, в результате сердечной недостаточности, причины смерти второго устанавливаются)[4], что спровоцировало беспрецедентно жесткую реакцию Баку. Азербайджан отменил все российские культурные мероприятия, арестовал руководителей агентства «Спутник Азербайджан» и задержал предельно жестко восемь российских граждан по «обвинениям в наркоторговле и киберпреступлениях».
Вместе с тем, Баку не стал предъявлять никаких претензий к Украине, когда киевские силовики расстреляли на месте двух граждан Азербайджана, которые подозревались в убийстве полковника СБУ Ивана Воронича[5].
К сожалению, последние заявления главы закавказской республики демонстрируют его готовность последовательно действовать в интересах враждебных России сил. Он отчитался[6], что в Баку готовятся подать международный иск против России по делу крушения самолёта компании Azal в декабре 2024 г., как бы отвечая на запрос Запада о публичной дискредитации Москвы. Алиев также призвал[7] киевский режим «не мириться с оккупацией» и предложил украинцам выстроить план силового возвращения территории, как это сделали азербайджанцы в случае с Нагорным Карабахом. В этой связи, можно предположить, что последнее высказывание говорит о намерении руководителя Азербайджана последовательно встраивать республику в антироссийскую архитектуру, формируемую западным альянсом на Южном Кавказе.
Характерно, что одновременно в другой закавказской республике - Армении власти, хотя и с определенными оговорками, также усиливают антироссийскую риторику. Там был арестован российский бизнесмен и меценат Самвел Карапетян, а МИД Армении направил[8] ноту протеста России в связи с тем, что со стороны России якобы прозвучали неприемлемые призывы к освобождению Карапетяна, имеющего также армянское гражданство, назвав их вмешательством во внутренние дела Армении и угрозой ее суверенитету и демократии. Более того, власти обвинили оппозицию в подготовке госпереворота при якобы российской поддержке[9].
Попытки открытия второго фронта
Практически синхронные кризисы в отношениях России с двумя закавказскими республиками, в примирении которых она играла важную роль, по-видимому, не были совпадением, скорее всего - это часть общего западного плана, направленного против РФ. Идея открыть против нашей страны «второй фронт» в Закавказье не оставляет западных спонсоров с начала СВО. Так, представители Запада предлагали бывшему премьеру Грузии Ираклию Гарибашвили начать войну с Россией[10]. По его словам, ему открытым текстом предлагали принести свою страну в жертву ради того, чтобы рассредоточить силы России. Попытка государственного переворота в Грузии была предпринята после категорического отказа Тбилиси выступить против России.
Запад продолжил попытки вовлечь Россию еще в какой-нибудь конфликт, например, на Южном Кавказе. За дело взялись секретные службы Великобритании (о тесном сотрудничестве ЦРУ и МИ-6 рассказали[11] их главы - Билл Бернс и Ричард Мур, - впервые выступив публично и опубликовав совместную статью в «Financial Times»[12]). Они попытались создать для российских миротворцев цугцванг, то есть такое положение, при котором любой следующий ход ведет к ухудшению его позиции.
В том, что на кавказском направлении координирующую роль выполняла MI-6, нет ничего удивительного. До своего назначения главой спецслужбы Ричард Мур был послом в Турции и считается личным другом Р. Т. Эрдогана, при этом ранее в течение длительного времени он был куратором работы британской разведки в Турции. Именно через него Великобритания выстраивала отношения с Эрдоганом и его главным союзником в регионе – Азербайджаном, а затем и с Арменией.
Highly likely британская разведслужба МИ-6 в декабре 2022 г. провела работу с обеими конфликтующими сторонами, после чего Баку организовал блокаду Лачинского коридора - единственной автодороги, соединяющей Нагорный Карабах с Арменией. Пикеты установили гражданские активисты-«экологи» на территории Карабаха, которую Ереван к тому времени уже признал азербайджанской. Естественно, российские миротворцы не имели права вмешиваться во внутриазербайджанские гражданские протесты. Между тем армянское руководство требовало от Москвы применить силу, чтобы деблокировать Лачинский коридор, и не соглашалось открыть коммуникации через свою территорию из Азербайджана в Нахичевань (Зангезурский коридор). Судя по всему, целью британской «игры» была та самая беспроигрышная комбинация: вынудить российских миротворцев вступить в конфликт с Азербайджаном или дискредитировать их перед Арменией с прицелом на дальнейший вывод российского воинского контингента из региона. Поскольку и Баку и Ереван прилежно и согласованно выполняли свои роли, прописанные в британском сценарии, российским миротворцам пришлось покинуть Карабах.
Сегодня коллективный Запад вновь вывел на передний план идею «Закавказского фронта», согласно которой вооружённые силы европейских стран НАТО смогут подготовиться к войне с Россией только к 2028-2030 гг.[13] Однако сегодня становится ясно, что киевский режим столько не продержится. Следовательно, нужно любыми путями оттянуть часть сил и средств с украинского направления. Дестабилизация отношений России с республиками Закавказья для этой цели особенно желательна, поскольку не предполагает прямого участия в нём ни членов НАТО, ни ЕС.
Контроль над Зангезурским коридором
Вторая задача западного вектора на Южном Кавказе (вернее, план Б, в случае если не удастся спровоцировать вооруженный конфликт) — получить дополнительный рычаг своего геополитического доминирования, вытеснив из региона Россию, Иран и не допустив усиления Китая. Другими словами, у Запада есть заинтересованность сорвать российский геопроект «Север-Юг» и установить надзор за китайским проектом «Один пояс, один путь», через контроль Зангезурского коридора.
Однако согласно Трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года[14] контроль за такой важной для Запада транспортной артерией как Зангезурский коридор должны осуществлять российские пограничники. Это никак не соответствует западным планам, согласно которым маршрут должен стать частью более глобального проекта, Срединного коридора, основное предназначение которого — контроль и экспорт азиатских (прежде всего, китайских) товаров в Европу. Поскольку Россия сейчас находится под европейскими санкциями и её взаимодействие со странами ЕС серьёзно ограничено, для Евросоюза маршрут, идущий из Китая и других азиатских стран в обход России, принципиально важен. Лондон и Вашингтон рассматривают Южный Кавказ как важнейший узел и главную болевую точку евразийской интеграции, которая связывает Россию, Иран, Турцию, Китай. Согласованные демонстративные антироссийские действия Баку и Еревана говорят о том, что, вероятно, Британия поставила Алиеву и Пашиняну задачу ускорить вытеснение России с Южного Кавказа, включая военное присутствие.
По заявлению[15] заместителя министра иностранных дел Армении Мнацакана Сафаряна, проект Зангезурского коридора собираются реализовать в нарушение Трехстороннего заявления без участия России, передав контроль над транспортным маршрутом некой частной американской структуре, или, возможно, турецкой стороне. Появилась информация, что Армения, Азербайджан и США уже согласовали меморандум о взаимопонимании по созданию Зангезурского коридора, который в документе фигурирует как "мост Трампа", утверждает испанское онлайн-издание Periodista Digital со ссылкой на источники.
Немотивированная эскалация конфликтов с Россией в обеих республиках говорит, что власти готовят общественное мнение к тому, чтобы обосновать разрыв ранее достигнутых договоренностей.
Судя по масштабной антироссийской кампании, инспирированной в Азербайджане, центральная роль в этой комбинации отводится именно ему. Над тем, чтобы довести конфликтный потенциал до необходимого уровня эскалации, сейчас и трудятся британские спецслужбы. Трансформация азербайджанской информационной политики в отношении России выявляет влияние британских кураторов на формирование общественного мнения.
Они оказывают Алиеву массированную информационную поддержку через британские СМИ, которые буквально на конвейере штампуют статьи, репортажи и аналитические материалы о «попранной чести азербайджанцев»[16].
Британская медиамашина старательно затушевывает нарушения прав человека в Азербайджане и внушает западной аудитории мысль о поддержке власти Алиева. В этой связи следует отметить, что Азербайджан тратит более 3 млн. фунтов ежегодно на рекламу в британских СМИ, включая спонсируемые разделы в The Times, Financial Times и Telegraph. Эти инвестиции создают коммерческие стимулы для благоприятного освещения азербайджанских интересов.
Для того чтобы понять, почему британцам так ловко удается манипулировать Баку в ущерб традиционным региональным связям, нужно углубиться в вековой интерес Великобритании к бакинской нефти.
Финансовые и экономические основы зависимости Азербайджана
Английский капитал стал поступать в бакинскую нефтепромышленность с конца 1890-х гг., когда на мировом рынке подскочили цены на нефть и нефтепродукты, в особенности керосин. Чтобы овладеть кавказскими нефтяными месторождениями, в 1897-1901 гг. в лондонском Сити было создано[17] 10 компаний с основным капиталом в 53 млн. руб. Уже в 1904 г. Англия удовлетворяла 74% своих потребностей в нефти за счет бакинских источников. В канун Первой мировой войны, в течение нескольких лет – с 1909 по 1914 гг., англичанам удалось прибрать к рукам многие месторождения, а британский трест «Роял-Датч Шелл» смог занять в Баку первое место, потеснив даже мощных в финансовом отношении баронов Ротшильдов[18]. В годы Первой мировой войны Великобритания в своей внешней политике уделяла особое внимание Азербайджану, что в первую очередь было связано с ее нефтяными богатствами.
Большое значение бакинской нефти для Великобритании придавал У.Черчиль. Так в 1918 г. он писал: «Баку является крупным нефтяным центром мира. Если нефть королева, то Баку является ее троном»[19].
Пытались разыграть свою партию англичане в Закавказье и во время Гражданской войны. В советское время нефтяная промышленность Азербайджана была национализирована. Во время Генуэзской, Гаагской конференций британцы всячески старалась проникнуть в нефтяную сферу СССР, но получить концессии им тогда не удалось.
Придя к власти в 1994 г. после получения Азербайджаном независимости, Гейдар Алиев выдвинул идею «Нефтяной стратегии» и выделил Великобританию как силу, противостоящую устремлениям России в нефтяном вопросе[20].
Великобритания – основной инвестор в экономику Азербайджана (свыше 37 млрд. долл. США британских ПИИ, прямых иностранных инвестиций, что представляет 38% всех – ПИИ). За минувшие тридцать лет инвестиции BP и аффилированных с ней международных компаний превысили 85 млрд. долл.[21] В то же время многочисленные сервисные, инжиниринговые, консалтинговые, финансовые и иные компании из Великобритании были вовлечены в подрядные контракты по иным энергетическим и нефтегазотранспортным проектам. К началу 2024 г. в Азербайджане действовали более 500 инвестиционных коммерческих структур Соединенного Королевства.
Доминирование «Бритиш Петролеум» (BP) в азербайджанском энергетическом секторе создает структурную зависимость, которая распространяется на все уровни экономики. Компания обеспечивает 60% нефтедобычи страны и 75% газодобычи, контролируя месторождения, которые генерируют 65% государственных доходов[22]. Продление основных соглашений до 2050 г. (инвестиционная компонента будет увеличена на дополнительные 43 млрд. долл.) гарантирует сохранение этой зависимости на десятилетия вперед[23].
Нынешняя азербайджанская власть контролирует нефтегазовый сектор, с очень весомой долей британских интересов, которые не может не учитывать Ильхам Алиев, потому что от этого в определенной мере зависит его власть. Азербайджанский президент, проводя последнее время довольно самостоятельную политику, публично отчитывая Э.Макрона и Э.Блинкена, запрещая деятельность USAID и других западных НКО, не распространяет жесткие меры на британские организации именно потому, что находится в зависимости от Великобритании по многим параметрам.
Финансовая зависимость проявляется через сложную сеть корреспондентских отношений между азербайджанскими и британскими банками. Эти отношения создают дополнительные точки давления, поскольку нарушение банковских связей, как известно, может парализовать международные операции азербайджанских компаний.
Механизмы страхования азербайджанских энергетических операций на сумму более 15 млрд. долл. создают ещё один уровень зависимости, обеспечивая британскому правительству рычаги влияния через регулирование страхового рынка.
Технологическая зависимость усугубляется концентрацией критически важных компетенций в британских компаниях. Более 80% программного обеспечения для управления нефтегазовыми операциями в Азербайджане разработали британские фирмы. Эта зависимость также создает возможности для технологического принуждения в случае ухудшения отношений.
Уязвимости элиты: По данным расследования[24] OCCRP (Центра по исследованию коррупции и организованной преступности, англ. - Organised Crime and Corruption Reporting Project) азербайджанские элиты приобрели недвижимость в Лондоне на сумму почти 700 млн. долл. Накопление британских активов создало дополнительные структурные стимулы на основе британских правовых и регулятивных механизмов давления, чтобы руководствоваться политикой Лондона даже в ущерб традиционным региональным связям.
Британская правовая система предоставляет исполнительной власти инструменты воздействия на иностранные активы, которые превосходят возможности большинства других юрисдикций. Принятие Закона о преступных финансах 2017 г. (Criminal Finances Act 2017)[25] создало в Великобритании правовую основу для конфискации активов политически значимых лиц без доказательства криминальной деятельности. Правовые эксперты отмечают, что высшие государственные должностные лица автоматически попадает в категорию лиц, подлежащих усиленной проверке. Глобальный режим антикоррупционных санкций[26] и Глобальный режим санкций в области прав человека[27] создают специфические инструменты воздействия на азербайджанских официальных лиц через постоянную угрозу закрытия счетов.
Таким образом, современная модель отношений Великобритании и Азербайджана во многом воспроизводит ключевые элементы колониальной системы в модифицированном виде, где прямой политический контроль заменяется сложными сетями экономической зависимости, технологического принуждения и личной уязвимости.
Британские интересы против российского влияния
Конфликт между Азербайджаном и Россией объективно служит британским геополитическим интересам в регионе Каспия и Южного Кавказа. Ослабление российских позиций в Азербайджане укрепляет британское доминирование в энергетическом секторе и снижает риски альтернативных партнерств, которые могли бы ограничить влияние «BP». Россия традиционно рассматривала Азербайджан как важного регионального партнера и неоднократно предлагала Баку альтернативы британскому доминированию в энергетическом секторе.
Российские предложения по созданию альтернативных газовых маршрутов через «Турецкий поток» и «Северный поток» потенциально могли снизить зависимость Азербайджана от Южного газового коридора, контролируемого «BP». Кроме того, российские энергетические компании «Лукойл» и «Газпром нефть» выражали заинтересованность в азербайджанских проектах на более выгодных для Баку условиях[28], что создавало прямую угрозу британской монополии.
Обострение отношений между Азербайджаном и Россией эффективно блокирует эти альтернативы, тем самым объективно усиливая британские позиции. BP - основной партнёр крупнейшей и единственной транснациональной нефтяной корпорации Азербайджана – SOCAR.
Британия всерьёз подумывает о возвращении позабытого нынче проекта «Набукко»29 по перекачке центральноазиатских и азербайджанских энергоносителей в Европу.
И наконец, британские партнеры всячески поощряют претензии президента Азербайджана на повышение его политического веса. И. Алиев старается выйти на более широкое геополитическое поле на уровне региональной политики, а также в Организации тюркских государств (ОТГ) и в исламском мире. В результате он уже позиционирует ОТГ как «центр принятия решений на огромном евразийском пространстве», противопоставляя ее ЕАЭС. При этом в тюркский мир включают Крым, Татарстан и Башкирию. Более того, Алиев после победы над Арменией и возвращения Карабаха призывает, фактически в пику ОДКБ, милитаризовать ОТГ, включив в организацию военный потенциал Турции и Азербайджана для того, чтобы «заполнить создавшийся вакуум,... стать центром международной активности в мировом масштабе»[29].
***
Анализ конфликта выявляет фундаментальные ограничения внешнеполитической самостоятельности Азербайджана, связанные с британским прессингом, который создает объективные стимулы для поддержки западных позиций.
Конфликт с Россией, таким образом, представляет собой не результат свободного внешнеполитического выбора, а следствие структурных зависимостей, которые делают такой выбор практически неизбежным, демонстрируя современные механизмы влияния Запада на другие государства.
При этом Москва по-прежнему предлагает Баку урегулировать все возникшие проблемы. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выразил надежду, что разногласия не помешают восстановлению отношений между Россией и Азербайджаном.[30] «Значимым шагом» к разрешению ситуации в отношениях России и Азербайджана стало бы освобождение задержанных россиян. Об этом во время недавнего брифинга заявила представитель МИД России Мария Захарова. «Россия нацелена на то, чтобы он не затягивался, мы рассчитываем на скорейшую нормализацию», — сказала она (цитата по ТАСС). По словам дипломата, в отношениях с Азербайджаном сейчас «мягко говоря, непростой этап».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Структурные ограничения — это ограничения, обусловленные определёнными связями и накладываемые на принятие внешнеполитических решений при определенных международных обстоятельствах.
[2] https://respublika.kz.media/archives/143489?ysclid=mcwhgayi6l949685083
[3]https://topwar.ru/256695-samolet-byl-sbit-ne-specialno-baku-trebuet-ot-moskvy-priznat-vinu-nakazat-vinovnyh-i-vyplatit-kompensaciju.html?ysclid=mcwhutwcoi86310390
[4] https://rtvi.com/news/v-azerbajdzhan-dostavili-tela-azerbajdzhanczev-skonchavshihsya-v-ekaterinburge/
[5] https://tsargrad.tv/dzen/baku-popalsja-v-kapkan-i-podstavil-azerbajdzhan-kievskij-rezhim_1312790
[6] https://haqqin.az/news/354437
[7] https://ru.axar.az/news/socium/997169.html
[8] https://iz.ru/1906458/2025-06-19/mid-armenii-napravil-rossii-notu-iz-za-vyskazyvanii-po-delu-samvela-karapetiana
[9] https://interaffairs.ru/news/show/52149
[10] Иванишвили: Грузии предлагали начать трехдневную войну с Россией - Pravda Грузия (georgia-news.com)
[11] https://turan.az/ru/v-mire/glavy-britanskoi-i-amerikanskoi-razvedok-preduprezdaiut-soiuznikov-ctoby-oni-ne-pugalis-rossiiskix-ugroz-784387?ysclid=m0untqhjbk371902723
[12] https://www.ft.com/content/252d7cc6-27de-46c0-9697-f3eb04888e70
[13] https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_235867.htm
[14] http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384
[15] https://eadaily.com/ru/news/2025/07/10/armeniya-mozhet-peredat-kontrol-nad-zangezurskim-koridorom-amerikanskoy-kompanii
[16] https://yerkramas.org/article/197404/britanskie-ushi-azerbajdzhanskoj-naglosti/
[17] https://miasin.ru/news/arm/item6627.html?ysclid=mcyon1dewc7506276
[18] Юсифзаде С. Азербайджано-британские отношения, Баку ТПП «Тахсил» -2008, 128 с.
[19] Сейерс К., Кан А. Тайная война против Советской России. М., 1947, с. 115; B. Muradova, M. Qasımlı, V. Qafarov Azərbaycan parlamentarizm tarixi,2 h., h.1.,684 с.
[20] Чернявский С. Десять лет истории Азербайджана: 2003-2013 годы, Москва 2013, 399 с.
[21] Азербайджан — Великобритания: от «Контракта века» к «зелёному» будущему - Расклад Хазара Ахундова
[22] https://parstoday.ir/ru/radio/programs-i104532-Статус_british_petroleum_в_нефтяной_промышленности_Азербайджанской_Республики
[23] https://eadaily.com/ru/news/2017/09/15/azerbaydzhan-i-bp-prodlili-kontrakt-veka-do-2050-goda
[24]https://web.archive.org/web/20241220194646/https://www.occrp.org/en/investigation/luxury-london-properties-linked-to-family-of-azerbaijans-president-are-hidden-behind-an-offshore-trust
[25] https://www.gov.uk/government/collections/criminal-finances-act-2017
[26] https://www.gov.uk/government/publications/financial-sanctions-global-anti-corruption
[27] https://www.gov.uk/government/publications/financial-sanctions-global-human-rights
[28] https://otherreferats.allbest.ru/physics/01484114_0.html?ysclid=mcx63suocc948752856
[29] https://president.az/ru/articles/view/68514
[30] https://www.rbc.ru/politics/22/07/2025/687f60519a79474ba05775f8?from=newsfeed
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs