Пандемия «COVID-19» завершит своё черное дело и уйдет в небытие. Жизнь на планете Земля так или иначе наладится. Международный бизнес будет восстановлен и вновь станет набирать обороты. В России немало предпринимателей, дипломатов, экономистов, специалистов, которые намерены развивать взаимодействие с деловым сообществом Мексики. Именно для них ученые Института Латинской Америки РАН совместно с издательством «Весь мир» недавно выпустил полезную книгу о деловой Мексике. (Школяр Н.А., Пивикова Е.К. Стратегия выхода на рынок Мексики / Институт Латинской Америки РАН; отв. ред. А.А. Лавут. Москва: Издательство «Весь Мир», 2019, 192 с.). Об этой работе и хотелось бы сейчас рассказать нашим читателям.
В предлагаемой заинтересованному читателю книге на основании практического опыта работы авторов в далекой латиноамериканской стране раскрываются преимущества и риски ведения в ней бизнеса. Ученые Николай Школяр и Екатерина Пивикова подробно анализируют внешнеэкономическую политику Мексики, направления ее внешнеторговых потоков, оценивают состояние ключевых отраслей и транспортной инфраструктуры, формулируют практические рекомендации для зарубежных компаний, заинтересованных в доступе на мексиканский рынок и ведении на нем операций.
Важно, на мой взгляд и то, что рецензентами книги выступили опытные латиноамериканисты ИЛА РАН кандидат исторических наук Алексей Макухин, кандидат экономических наук Дмитрий Разумовский, кандидат экономических наук Людмила Симонова, кандидат экономических наук Виолетта Тайар.
Работа о возможностях делового сотрудничества с Мексикой, как отмечают сами авторы, призвана помочь специалистам и организациям, занимающимся внешнеэкономической и инвестиционной деятельностью, при выработке стратегии и тактики выхода российских компаний на мексиканский рынок.
Помимо введения книга располагает пятью большими главами. В первой, - «Предпосылки для развития бизнеса в Мексике», авторы подробно рассказывают о природном потенциале Мексики, ее трудовых ресурсах, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности. Вторая посвящена внешнеэкономической открытости страны. Третья раскрывает отраслевые возможности Мексики. В ней речь идет о добыче и производстве металлов, преобразованиях в энергетике страны и демонополизации нефтяной отрасли, об импорте природного газа и развитии электроэнергетики, о формировании рынка нефтепродуктов и инфраструктуре снабжения нефтепродуктами. Кроме того, в третьей главе читатель узнает о рынок химической продукции в Мексике, о фармацевтике и производстве удобрений, о сельском хозяйстве и сельхозтехнике, о развитии туристической отрасли страны.
В четвертой главе авторы повествуют о мексиканском транспорте и производстве транспортных средств. А в пятой наглядно показаны условия ведения бизнеса в Мексике. В этой главе авторы показывают возможности доступа на мексиканский рынок. Здесь и типы компаний, и порядок их учреждения, потенциальные партнеры, налоговые обязательства, режимы внешнеторговых операций, системы расчетов и каналы распределения, особенности государственных закупок и особенности ведения переговоров с мексиканскими партнерами. В завершении книги вниманию читателей предлагаются приложения, список таблиц, рисунков и библиография…
… Смена внешнеэкономического курса в США и превращение Вашингтона из лидера глобализации и свободы торговли в сторонника агрессивного протекционизма оказала глубокое влияние на поведение большинства участников мировой торговли, пишут Николай Школяр и Екатерина Пивикова. Такая политика Вашингтона спровоцировала торговую войну между США и их основными партнерами, в которой каждая из стран-участниц стремится отстоять свои интересы, найти свою нишу, сохранить и приумножить свои преимущества в международном разделении труда, расширить свои конкурентные возможности. В этот процесс втянуты не только США и Китай, но также и многие другие страны, особенно те, которые наиболее зависимы от американского рынка. В первую очередь это касается Мексики, экономика которой высоко интегрирована с северными соседями в рамках трехстороннего соглашения с США и Канадой. Сложившаяся ситуация, вызванная протекционистской политикой США, с одной стороны, провоцирует неуверенность в поведении инвесторов в Мексике, а с другой — открывает возможности для бизнеса новым игрокам, учитывая намерения президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (Andrés Manuel López Obrador) диверсифицировать внешнеэкономические связи.
В последние три десятилетия растет интенсивность политических, деловых, культурных, туристических и образовательных связей Мексики со многими государствами мира. Эта страна находит взаимопонимание с другими членами «Группы — 20» по вопросам международной экономики, координации действий по развитию и реформированию мировой финансовой системы, многосторонних финансовых институтов. Она является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а также многих региональных и международных финансово-экономических институтов и форумов.
На протяжении последних десятилетий Мексика превратилась в один из центров международной торговли, вложения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и приложения деловой активности бизнесменов из многих стран. Предпосылками стратегических решений многих зарубежных компаний в выходе на мексиканский рынок стали: высокий экономический потенциал, включающий его природно-ресурсную, производственную, трудовую, научно-техническую и экспортную составляющие, выгодное расположение вблизи крупнейшего мирового рынка — США, благоприятные условия ведения бизнеса в этой стране. Ситуация в Мексике характеризовалась невысокими, но стабильными положительными макроэкономическими показателями, устойчивым экономическим ростом, предсказуемой внешнеторговой политикой и динамичным развитием отраслевых рынков. Несмотря на наличие рисков, вызванных коррупцией и криминальной обстановкой в ряде мексиканских штатов, эта страна продолжает привлекать интерес транснациональных компаний (ТНК), иностранных инвесторов и международных операторов внешнеэкономической деятельности. Интернационализация экономики страны способствовала развитию национальных предпринимательских групп, диверсификации производства и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Толерантность местного делового сообщества способствует появлению новых инвесторов операторов экспортно-импортных операций, которые открывают для себя в этой стране возможности расширения своего бизнеса.
На формирование общих предпосылок развития бизнеса в Мексике и вовлечение его в международные производственные цепочки, утверждают авторы, большое влияние оказывает наличие ряда факторов: богатого природно-климатического потенциала, емкого рынка рабочей силы, регулярной сменяемости политических элит, макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости.
Мексика располагает залежами разнообразных руд, что способствовало развитию горнодобывающей промышленности и обеспечению первичным сырьем многих отраслей национальной экономики. Она занимает ведущие места в мире по запасам серебра и золота, меди, молибдена, цинка.
Вследствие особенностей рельефа и из-за климатических условий пресные водные ресурсы распределены неравномерно. На севере и западе Мексики протекают горные реки, а на восточном побережье и на юге страны находятся самые протяженные реки. Наиболее крупные из них (Рио-Гранде, Колорадо, Грихальва) могут использоваться для судоходства. Некоторые реки на востоке страны пригодны для строительства гидроэлектростанций. Несмотря на наличие в Мексике более 150 рек, в силу их неравномерного расположения, для почти половины населения завозится питьевая вода. Лесные ресурсы Мексики занимают около 1/5 ее территории и почти не используются в промышленных целях. Самые влажные леса Мексики находятся на полуострове Юкатан, в штатах Табаско, Веракрус и Чиапас. В штате Нижняя Калифорния и на северо-востоке страны находятся пустыни и полупустыни, основной растительностью которых являются кактусы. В южной части Мексиканского нагорья растительность степная, представленная колючими кустарниками, а в тропических лесах юго-западного побережья Мексиканского залива растут бамбук, папоротники и орхидеи.
Благоприятные климатические условия способствуют эксплуатации полезных ископаемых, развитию различных отраслей национальной экономики, особенно туризма. Главным фактором, стимулирующим приток иностранного капитала, является географическое положение страны. Мексика расположена между двумя океанами, Тихим и Атлантическим, что открывает благоприятные возможности для морских транспортных путей в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в Европу и Африку. Она располагает крупной территорией (1958,2 тыс. кв. км), в четыре раза превышающей площадь своей бывшей метрополии – Испании. По этому показателю она уступает в Латинской Америке только Бразилии и Аргентине. Граница Мексики на севере страны протянулась на 3152 км и стала тем самым геостратегическим преимуществом, которое определило перспективы ее экономики, обеспечив доступ на богатый потребительский рынок США с населением в 329 млн человек. Эта географическая особенность стала условием глубокой интеграции Мексики с США в самых различных сферах, а в период президентства Д. Трампа (который начал строить стену на границе) – основной причиной противоречий. На юге Мексика граничит с Гватемалой (956 км) и Белизом (193 км), расположенными на Центральноамериканском перешейке, соединяющем Северную и Южную Америку. Это стратегическое положение позволяет Мексике позиционироваться в качестве сухопутного моста между рынками стран Латинской Америки, США и Канады.
Весьма важными, на мой взгляд, представляются советы авторов по ведению переговоров с мексиканскими предпринимателями. Успех внешнеэкономического проекта, особенно на его начальной стадии, отмечают авторы, в значительной степени зависит от учета культурных особенностей, привычек, манер поведения людей страны-партнера. В Мексике, подчеркивают авторы, большое значение придается званиям, поэтому обращаются к человеку в этой стране по профессиональной принадлежности (архитектор, инженер, юрист) или ученой степени (доктор), часто даже не называя фамилии. По имени обращаются только к членам семьи, детям и близким друзьям. Если человек не имеет званий или ученых степеней, или вы о них не знаете, то обращаться к нему нужно – «сеньор», «сеньорита» или «сеньора». Очень распространено обращение «лисенсьадо», (человек, имеющий высшее образование). Это обращение часто используется вместо «сеньор». Большое значение имеют социальный статус и полномочия.
Мексиканцы уважительно относятся к пожилым людям и приветствуют их участие в переговорных процессах. В последние годы в бизнесе все больше участвуют женщины, хотя эта область деятельности по-прежнему рассматривается мексиканцами как мужская. Деловой менталитет существенно отличается в зависимости от того или иного штата Мексики. В разных регионах Мексики, особенно между югом и севером, культурные особенности переговоров отличаются. Так, обед с партнерами в г. Монтеррей пройдет по-деловому в течение часа и может существенно продвинуть согласование намеченной сделки, а, например, в г. Охака вы можете потратить на обед около трех часов и без заметных результатов. В Мексике население говорит на испанском языке (хотя в стране существует более двухсот индейских языков и диалектов), а многие люди с высшим образованием говорят на английском. В деловом общении с иностранцами мексиканцы предлагают перейти на английский язык, даже если их зарубежные партнеры свободно говорят по-испански. В Мексике во многих учреждениях и компаниях обычно найдутся сотрудники, свободно владеющие английским, проходившие обучение в США. Мексиканцы, в целом, открыты и радушны, поэтому переговоры с их участием обычно проходят в непринужденной обстановке или неофициальном порядке за завтраком или обедом. В деловом общении мексиканцы уделяют большое значение установлению дружеских отношений. До начала обсуждения деловых вопросов они предпочитают лучше узнать своих будущих партнеров, поэтому разговор может начинаться как с обсуждения вашей туристической программы, так и с их воспоминаний о визите в вашу страну. Если в результате переговоров мексиканская сторона проявила интерес к вашему предложению, то это не означает, что вы уже достигли результата. Переговорный процесс часто затягивается, так как мексиканцы любят долго обдумывать детали вопроса. До заключения контракта мексиканцы стремятся провести несколько личных встреч, так как считают, что телефон и электронная почта созданы лишь для уточнения деталей и никак не могут заменить живое общение. Кстати, пунктуальность мексиканца зачастую зависит от его заинтересованности в сделке, поэтому позднее прибытие на встречу может символизировать его малую заинтересованность…
…Авторы книги с оптимизмом смотрят в будущее, в то время, когда далёкая Мексика станет такой же близкой и доступной для российского бизнеса, как, например, Белоруссия или Казахстан. Но для этого, конечно, российским предпринимателям придётся приложить усилия. И знания, полученные в том числе из книги Николая Школяра и Екатерины Пивиковой «Стратегия выхода на рынок Мексики». И за это наши деловые люди, дипломаты и специалисты будут им только благодарны.
Справка
Несколько слов об авторах этой полезной работы. Николай Школяр - профессор, доктор экономических наук, имеет многолетний опыт преподавательской и научной деятельности в российских и зарубежных вузах, а также работы в Министерстве экономического развития России и российских дипломатических представительствах за рубежом, в том числе в Мексике. В настоящее время он ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН. Автор более 100 научных и академических публикаций на русском и испанском языках.
Екатерина Пивикова - магистр в области стратегического и корпоративного управления, лингвист-переводчик, имеет опыт работы в крупной международной компании и дипломатическом представительстве России в Мексике. Она является исследователем экономики и ведения бизнеса за рубежом, автором ряда статей и информационных бюллетеней.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs