ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Тропой торговых войн - прольется ли «золотой дождь» на США?

12:38 11.03.2025 • Валерия Беляева, журналист

Когда президент Дональд Трамп провозглашал намерение «сделать Америку снова великой», он явно самые большие надежды возлагал на инструмент торговых войн против главных мировых конкурентов США – как ближних, так и дальних, которые, на его взгляд, очень уж хорошо окучивают американских потребителей. По его замыслу, если всех тех, кто так полюбил американский рынок, основательно придавить прессом таможенных тарифов, то они вынуждены будут поделиться – никуда не денутся! И тогда на американцев, как он и обещал избирателям, польётся «золотой дождь». Но, похоже, мечта лидера США вступает в противоречие с реальностью.

Особенно ревностно, как известно, Трамп относится к Китаю. Со своего ещё первого пребывания в Белом доме он так и не может смириться с тем, что китайская продукция, сегодня уверенно конкурирующая по качеству и цене с изделиями «американпрома», слишком уж прочно обосновалась на рынке США и постепенно проникает во всё новые его сегменты. Сегодня никого уже не удивляют телевизионные опросы местных домохозяек, которые на своих кухнях перебирают все предметы - от ножей и ситичек до микроволновок, тщетно пытаясь найти среди них какой-нибудь другой лейбл, кроме «Made in China». Этот же лейбл слишком назойливо для трамповского глаза встречается на смартфонах и телевизорах, компьютерах и системах связи, мотоциклах и строительных кранах и – святое! – автомобилях разных форматов, от бюджетных до люксовых. Первая попытка Трампа «нагнуть» китайцев в 2018-19 гг. драконовскими ввозными пошлинами, как помнят многие, была не слишком успешной и безболезненной для США. (К моменту введения этих пошлин на конец 2017 года двухсторонний товарооборот составлял $635 млрд., дисбаланс для США - $375 млрд.). Пекин тогда ответил эффективными контрмерами, в итоге каждая из сторон понесла миллиардные убытки, и в январе 2020 года они вынуждены были пойти на компромисс, притушив гонку тарифов. Но фитиль торговой войны до конца потушен так и не был.

На этот раз Дональд Трамп начал свой реванш не с Китая, а с ближайших соседей – Мексики и Канады. Когда в своей привычной нахрапистой манере он предложил канадцам и мексиканцам забыть о своём суверенитете и присоединиться к США на правах новых штатов, многим показалось, что новоизбранный лидер, мягко говоря, слишком перегрелся в предвыборной гонке и ещё не остыл. Мол, вероятно, шутит. Особенно бурно на «юмор» реагировали в Канаде. Привычка Трампа вести политику «сделками» почти всегда предполагает наличие кнута и пряника. На сей раз пряником стали посулы снизить канадцам на 60% налоги, дать мощную военную защиту Пентагона и ограничить приток нелегальных мигрантов. Но наготове был и кнут для строптивцев – угроза 25%-х пошлин на все канадские товары, которые, по словам Трампа, американцам вообще не нужны. В то, что президент США готов ударить по своему ближайшему соседу и партнеру, верилось с трудом. Не помогли ни трамповские обещания «молочных рек в кисельных берегах», ни публикации в соцсетях карты США с присоединенной на ней Канадой, ни символичные фото его самого, взирающего на горные вершины рядом с канадским флагом, ни обзывание «губернатором» тогдашнего премьера Канады Джастина Трюдо.

Но 1 февраля стало ясно, что Трамп не шутит и его угрозы стали явью. Он объявил о 25% -х тарифах практически на весь импорт из Канады и Мексики, а также 10%-х - на импорт из Китая. С утра 4 марта в Соединенных Штатах пошлины вступили в силу, спустя лишь несколько часов после заявления Белого дома о том, что оба этих государства якобы не предприняли достаточных мер для остановки потока наркотиков в США, в частности опиоидного вещества - фентанила. Под аналогичным предлогом также были удвоены тарифы на импорт продукции из Китая с 10 до 20 процентов. Разумеется, во многом преувеличенное и надуманное обоснование никто всерьёз принимать и не подумал. В отличие от самих пошлин. То, что вводятся ещё и 10%-е пошлины на канадские энергопоставки, стало, пожалуй, особенно примечательным, если учесть, что львиная доля всего импорта нефти и нефтепродуктов США покрывается именно из Канады. В 2024 году оттуда поступали более 67 процентов импортируемой нефти, что составляет свыше четырех миллионов баррелей в день. Ежедневный объем канадского природного газа, отправляемого в США, достигал 7,5 миллиарда кубометров. Важное место занимает и электроэнергия: 95 процентов всего ее импорта в США приходится на Канаду, что эквивалентно 39 тераватт-часам в год.

Стоит сразу оговориться – вопреки расхожим представлениям об американо-канадских отношениях как суверена и вассала Канада показывает, что ей есть, чем ответить. Трамповские меры получили вполне ощутимый отпор. Для начала Оттава, придерживаясь тактики зеркальных контрмер, демонстрировала готовность воздерживаться от эскалации отношений с разбушевавшимся соседом, и объявила также 25%-ые пошлины на американские товары, которыми переполнен канадский рынок. Но после того, как уязвлённый такой непокорностью Трамп пригрозил Канаде в наказание новыми, ещё более высокими тарифами, стало ясно – торговая война из простого обмена ударами «по-братски», скорее всего, перейдёт в новое качество. Как тогда заявил Трюдо прессе, сначала пошлины будут введены на поставку в Канаду американских товаров на сумму 30 млрд. долларов США, а через 21 день - на товары еще на 125 млрд. Кроме того, Оттава подаст иск против Вашингтона во Всемирную торговую организацию. Одновременно Трюдо старательно акцентировал тщетность надежд главы Белого дома на «крах канадской экономики» и «аннексию» Канады в качестве 51-го штата США. Эту же позицию подтвердил и сменивший Трюдо 10 марта в должности новый премьер Канады и глава либеральной партии Марк Карни. «Америка – это не Канада, и Канада никогда, ни в каком виде или форме не будет частью Америки», - заявил он. При этом Карни заявил о решимости и далее отвечать контрмерами на торговое давление Вашингтона. Политические аналитики отмечают, что на этом фоне в Канаде происходит рост национального единства и население сплотилось вокруг жесткой позиции правительства в отношении действий трамповской администрации.

Так что же ещё может предпринять Оттава, если учесть, что исторически 75% канадского экспорта всегда шло в США? Готовность Канады к резким контр-шагам подогрел тот факт, что в Вашингтоне мотивировали свои антиканадские действия ответом на «угрозу национальной безопасности». Ни больше - ни меньше. Возмущенные канадцы посчитали это неприемлемым. Впервые за всю историю закон США о международных чрезвычайных экономических полномочиях был использован против столь близкого соседа и союзника. Горячие головы как, например, премьер-министр провинции Онтарио Даг Форд, предложили использовать в качестве экономического оружия огромные энергетические возможности страны. В частности, прекратить поставки электроэнергии в американские штаты Нью-Йорк, Мичиган и Миннесоту, которые почти полностью зависят от канадского электричества. Онтарио ежегодно экспортирует в США от 14 до 20 тераватт-часов электроэнергии, что приносит провинции около двух миллиардов долларов. Лидер оппозиции и глава Консервативной партии Канады Пьер Пуальевр также выступает за более решительные меры в отношении США из-за 10-процентного американского сбора на импорт энергии. В частности, предлагается введение дополнительной надбавки на экспортируемую энергию, что приведет к удорожанию электричества в американских штатах. Обсуждается в числе прочих запрет на продажу американского алкоголя и возможный разрыв контракта с компанией Starlink Илона Маска на сумму сто миллионов долларов. Так что экономические последствия могут быть серьезными.

Пока же политическая ситуация внутри Канады остается напряженной. Если 25-процентный тариф останется в силе, это может привести к потере до 160 тысяч рабочих мест в Канаде. В случае дальнейшей эскалации Вашингтон может ответить дополнительными санкциями, что поставит под угрозу соглашение о свободной торговле USMCA между США, Канадой и Мексикой.

С пониманием этого Канада уже несколько лет снижает свою зависимость от американского рынка. Там, похоже, осознали, что её экономическое будущее не может зависеть только от прихоти южного соседа, каким бы могущественным он ни был. Оттава начала выстраивать новые экономические мосты, усиливая связи с Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Такие соглашения, как СЕТА с Европейским Союзом и Транс-Тихоокеанское партнёрство, предоставили Канаде доступ к огромным рынкам, снизив её зависимость от США. Благодаря СЕТА Канада обеспечила преференции в торговле с более чем 500 млн. потребителей из ЕС, а Транс-Тихоокеанское партнёрство позволило выйти на динамично развивающиеся рынки Индии, Австралии и Вьетнама. Особенно энергично действует Оттава в энергетическом секторе. В 2024 году был введен в эксплуатацию трубопровод Trans Mountain Expansion, позволивший увеличить экспорт нефти в Азию. Экспорт канадской нефти в Китай за 11 месяцев 2024 года составил два миллиарда долларов. Япония также активно увеличивает закупки канадского газа.

Тем временем в самих Соединенных Штатах торговая война уже вызвала политические разногласия. Действия Дональда Трампа вызвали опасения по поводу роста инфляции в стране и перспектив «разрушительной» торговой войны, несмотря на его заверения, что налоги на импорт - это самый легкий путь к национальному процветанию, пишет агентство AFP. При этом администрация Трампа утверждает, что инфляция не будет такой серьезной, как прогнозируют экономисты, указывая, что пошлины создают стимулы для иностранных компаний открывать предприятия в США. Однако пока политика «Америка прежде всего» ударила по самим американцам – первыми пострадали фермеры, автомобильная промышленность и технологический сектор. Канадские тарифы ударили по такому традиционному американскому экспорту, как свинина, сыр и виски. Сталелитейная и алюминиевая промышленность, и без того слишком чувствительные к любым изменениям в рыночной конъюнктуре, охвачены тревогой перед растущей неопределённостью. Автопром - ключевой сектор североамериканской торговли – погружается в хаос. Американские производители, зависящие от канадских металлов, столкнулись с ростом цен, что поставило под угрозу рабочие места и конкурентоспособность. В таких промышленных штатах, как Мичиган и Огайо, автомобильные компании предупреждают о возможном сокращении рабочих мест, что усиливало критику в адрес Белого дома. Автопроизводители предупреждают, что тарифы могут поднять стоимость автомобилей на 25%, что больно ударит по кошелькам потребителей. Товары и запчасти, пересекающие границы, стали облагаться новыми пошлинами, что нарушило цепочки поставок, которые выстраивались не один десяток лет. Теперь перед этим сектором стоит сложная задача перестроить работу в условиях обострения торговой напряжённости. На этом фоне Белому дому пришлось несколько притормозить. Трамп заявил о готовности предоставить крупным автопроизводителям, связанным с предприятиями в Канаде и Мексике, отсрочку сроком на один месяц. Он провел переговоры с главами американских автопроизводителей, сообщила его пресс-секретарь Кэролайн Ливитт. «Мы предоставим освобождение на один месяц для всех автомобилей, проходящих через USMCA», — сказала она. Вероятно, она имела в виду General Motors, Ford и Stellantis (Крайслер, Джип).

В нефтяном секторе США тоже царит напряжение. В краткосрочной перспективе любой решительный шаг Канады по прекращению или же изменению маршрута экспорта энергоносителей в США, несомненно, причинит болезненный ущерб обеим странам. Поскольку американские нефтеперерабатывающие заводы оптимизированы под канадскую тяжёлую нефть, любое нарушение стабильного потока может вызвать каскадные последствия во всём энергетическом секторе США. Не меньше проблем вызвала бы и остановка системы газопроводов, связывающих две страны. Эта инфраструктура выстраивалась десятилетиями, и её разрыв привёл бы к непредсказуемым экономическим последствиям. Возможность отключения электроэнергии остается предметом дискуссий, и пока неизвестно, сможет ли Канада действительно пойти на этот шаг, или стороны придут к компромиссу. Торговый конфликт между двумя странами может перерасти в полномасштабное противостояние, которое затронет не только обе экономики, но и способен отразиться на глобальной торгово-экономической ситуации, ибо подрывает фундаментальные правила ВТО.

Что касается Мексики, то после разговора с её президентом Клаудией Шейнбаум Трамп объявил, что 25-процентные пошлины будут приостановлены на четыре недели. До 2 апреля Мексика не будет платить никаких пошлин на товары, экспортируемые в США и подпадающие под действующее соглашение USMCA.

Пока разгораются торговые страсти в Северной Америке, на атаку Трампа ответил Китай, нанеся контрудар по ключевым секторам американской экономики. Китай оперативно вёл 15-процентные тарифы на американскую курятину, пшеницу, кукурузу и хлопок, а также 10-процентные тарифы на сорго, сою, свинину, говядину, морепродукты, фрукты, овощи и молочные продукты. Не обойдён стороной и энергетический сектор. Китай установил 15-процентные тарифы на американский уголь и сжиженный природный газ, а также 10-процентные тарифы на сырую нефть и сельскохозяйственную технику. Кроме того, Китай расширил свой список «ненадёжных компаний», включив в него ещё десяток американских корпораций, фактически ограничив их деятельность на китайском рынке. Эти ответные меры вызвали немедленные экономические последствия, особенно для сельского хозяйства США. Введённые тарифы привели к значительному падению цен на американское зерно. Пшеница подешевела на 17%, кукуруза на 9%, а соевые бобы на 8%. Всё это вызвало тревожные настроения среди американских фермеров. Китай также инициировал судебное разбирательство во Всемирной торговой организации против тарифов США.

Тарифы, вводимые по принципу «око за око», не просто углубляют разногласия между США и КНР и обостряют взаимную напряжённость. Этот торговый конфликт двух мировых экономических гигантов даёт мощный негативный импульс геополитического масштаба, представляя угрозу для глобальной экономической и политической стабильности. Возвращение взамен международного права к порядкам диктата в мире «по праву сильного» особенно опасно, поскольку чревато переходом от жёсткого торгово-экономического противостояния стран к военному. 

Темвременем готовятся к торговой войне с трамповской Америкой и в Европе. Трамп уже в феврале анонсировал карательные пошлины для товаров из ЕС, которые он намерен подписать в конце марта - начале апреля. По его словам, «в целом это будет 25 процентов, как для автомобилей, так и для всего остального». Президент оправдывал это тем, что европейцы используют США в своих интересах, а сам ЕС был создан, чтобы «насолить Соединенным Штатам». Справедливости ради можно заметить, что претензии главы Белого дома не беспочвенны. Например, в Европейском Союзе действуют ввозные пошлины на легковые автомобили в размере 10%. Это в четыре раза выше американских пошлин, составляющих 2,5%, напоминает Reuters. Недовольство американских чиновников вызывает также налог на добавленную стоимость в странах ЕС, составляющий 17,5% и более. И США намерены внести в ситуацию свои коррективы. По предварительным данным, больше всего пострадает европейский автопром, особенно немецкий. Volkswagen, Mercedes-Benz и БМВ управляют крупными заводами в США и Мексике. Они также закупают значительную часть комплектующих, необходимых для производства автомобилей, у поставщиков в Канаде. ЕС также ожидает, что Трамп введет 25-процентные пошлины на импорт европейской стали и алюминия. В Брюсселе уже подготовили списки товаров, на которые можно ввести ответные пошлины.

В целом становится всё более очевидным, что мы сегодня являемся свидетелями ускоренного размывании устоявшихся послевоенными десятилетиями международных торговых канонов и правил, взамен которых на горизонте пока никаких новых конструктивных идей и вариантов пока не просматривается. Тем временем на фоне эскалации торгово-экономических конфликтов Вашингтона с партнерами-соперниками многие государства начали переоценивать свои экономические альянсы. В связи с растущей неопределенностью в торговых отношениях с США страны ищут альтернативные рынки, что потенциально может привести к смене глобальных торговых блоков и изменению геополитического ландшафта. Пока же самым актуальным остаётся вопрос о том, сможет ли Трамп вести одновременно торговые войны с Китаем, Европой, своими соседями и другими странами, и потянут ли это США? Однозначного ответа здесь нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати