Фото: ceness-russia.org
«Мы не хотим выставлять западных политиков как не договороспособных», — заявил Сергей Лавров в ходе Московской конференции по нераспространению (МКН–2019), напомнив о коллективной ответственности «ядерной пятерки» перед мировым сообществом. Эта ответственность, на его взгляд, должна преобладать над конъюнктурой.
Московская конференция по нераспространению проходит за полгода до Обзорной конференции ДНЯЮ – главного события в сфере стратегической стабильности. Предыдущая Обзорная конференция 2015 года завершилась без итоговой декларации. Камнем преткновения стала инициатива создания зоны, свободной от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке. Кроме того, на настроение участников влияли попытки принудить ядерные державы к разоружению, по выражению Сергея Лаврова, «без учета их интересов». Министр отметил, что Россия разделяет стремление к безъядерному миру, но присоединяться к Договору о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО) не намерена. Документ, по его словам, не только не учитывает интересов «ядерной пятерки» и баланса сил, но и не принимает во внимание новые вызовы, такие как: развитие систем ПРО, высокоточное оружие, оружие в космосе и ядерные заряды малой мощности.
Глава департамента по вопросам контроля над вооружениями и разоружения МИД КНР Цун Фу подтвердил, что Китай тоже беспокоят перечисленные угрозы (он добавил к ним кибероружие) и выход США из ДРСМД, за которым может последовать размещение ракет среднего радиуса действия в АТР. «Наши ракеты на нашей территории и не представляют угрозы для США, если американские корабли не будут подходить к нашим берегам слишком близко», — подчеркнул китайский дипломат. Кроме того, он призвал Россию и США к значительному сокращению ядерных арсеналов. Но если страны, не обладающие ядерным оружием и недовольные приостановкой ядерного разоружения, берут инициативу на себя и продвигают ДЗЯО, параллельный универсальному режиму ДНЯО, Цун Фу призывает действовать согласно общепринятым механизмам: «Формирование отдельных клубов может быть вредно».
КНР, как и другие ядерные державы, разделяет негативное отношение к ДЗЯО, но не может договориться с ними о дальнейших шагах на пути ядерного разоружения и нераспространения в рамках ДНЯО. США призывают включить в процесс разоружения Китай, который по обычным вооружениям уже догоняет Россию и США. Китай не собирается подключаться к этому процессу. По словам Цун ФУ, есть два пути: либо снизить количество ядерных зарядов до уровня Китая, либо ждать пока Китай доведет количество своих вооружений до уровня России или США. Даже о запрещении ядерных испытаний договориться не удается. ДВЗЯИ не подписали три страны, еще пять не ратифицировали (из списка 44 стран, ратификация которых необходима для вступления в силу). Россия считает, что в этом виноваты США. Замминистра иностранных дел Сергей Рябков во время пресс-подхода объяснил почему.
«Международная жизнь»: Во время первого заседания Вы обвинили США в том, что они не ратифицируют ДВЗЯИ и тем самым срывают его вступление в силу. Не считаете ли Вы более продуктивным плотнее работать с Индией, Пакистаном и Индией, которые его даже не ратифицировали, учитывая, что у России в отношениях с ними сейчас больше доверия?
Сергей Рябков: Нет, не считаю, и не только я так думаю. Мы в России убеждены в том, что главная ответственность за назревающий кризис вокруг ДВЗЯИ на США. Не секрет, что государства из так называемой «группы 44», а это то число государств, которые по договору должны его ратифицировать, для того чтобы он вступил в силу, действуют с оглядкой на всех участников «ядерной пятерки». Естественно, в этом кругу позиция такого государства, как США, имеет особое, выдающееся значение. Когда нынешняя администрация США четко фиксирует намерение даже не пытаться ратифицировать этот договор в Сенате, это ведет к тому, что другие страны, не ратифицировавшие, а некоторые и не подписавшие договор, начинают сомневаться в целесообразности подобного рода мер. Вступление договора в силу оказывается, мягко говоря, под очень большим вопросом.
Мораторий на ядерные испытания — это не замена юридически обязывающему соглашению. Создание международной системы мониторинга за проведением испытательных взрывов, которое заняло длительное время и потребовало серьезных инвестиций, продолжается. Но здесь возникает серьезная политико-юридическая нестыковка. Как мы можем действовать в плане выполнения договора, понимая, что он, возможно, никогда не вступит в силу. К сожалению, американские коллеги в очередной раз демонстрируют, что их внутренние соображения, предпочтения, приоритеты, расчеты, оценки гораздо существеннее, чем все то, с чем может быть связано соответствующее американское решение. Мы сожалеем об этом и надеемся, что в Вашингтоне все же поймут, как важно обеспечить перспективу сохранения этого ключевого элемента международной архитектуры в сфере безопасности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs