Фото: svop.ru
В Фонде поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова прошла конференция по контролю над вооружениями с участием американских экспертов, которые в рамках визита встретились также с представителями верхней и нижней палат российского парламента. Директор института стратегических оценок Сергей Ознобищев прокомментировал переговоры с американскими коллегами: «Такой встречи в обозримом прошлом не помню». По его словам, диалог между экспертами в сфере контроля над вооружениями последнее время ведется с большими перерывами. Также, Сергей Ознобищев ответил на вопросы корреспондента журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: После публикации американской ядерной доктрины появились опасения, что США ведут подготовку к нарушению ДРСМД. Согласны ли Вы с таким мнением?
Сергей Ознобищев: Это наша работа. И такое сейчас политическое состояние, что мы высказываем опасения в отношении друг друга. Происходит нарастание взаимного недоверия. Это совершенно очевидно. Как лечить это недоверие, мы тоже сегодня обсуждали. Не может быть такой ситуации, чтобы вдруг возникло доверие, и мы бы обо всем сразу договорились. Доверие вырастает именно из договоренностей. Должен начаться диалог, тогда будет укрепляться и доверие. Что касается американского военно-промышленного комплекса, его никто не отменял. Он существует и в США, о чем когда-то сказал Дуайт Эйзенхауэр, и у нас тоже. Работа этих замечательных людей – оказывать определенное давление на политиков и указывать им на опасности. Иногда угрозы в собственных интересах преувеличиваются. Сейчас российский президент во время послания Федеральному Собранию представил новые системы. Теперь у американцев есть неплохой повод говорить: «Смотрите, у нас таких нет, давайте разворачивать разработки».
Хочу процитировать двух умных людей, авторитет которых, на мой взгляд, бесспорен. Это маршал Сергей Ахромеев и генерал армии Юрий Максимов, который был главкомом РВСН в 80-е годы, когда была гораздо более сложная ситуация. Когда американские ракеты были в Европе, имели стратегическое назначение и угрожали нам непосредственно. Мир снова висел на грани реальной ядерной войны. Они в своих интервью в 1986 году сказали: «Выход один – договариваться надо». Вне поля диалога выхода нет. Односторонних преимуществ навечно или надолго не бывает. Вся история развития вооружений и военно-политических отношений тому пример.
«Международная жизнь»: Все больше стран приближаются к вступлению в «ядерный клуб». Как Вы считаете, почему, несмотря на соглашения, происходит распространение ядерного оружия?
Сергей Ознобищев: Нам кажется, что страны все больше подходят к вступлению в ядерный клуб. А если начать разбираться, смотрите, сколько стран подошло и ушло в Латинской Америке, ЮАР пыталась в свое время. У нас увеличение количества ядерных держав не такое большое, как могло бы быть. Хотя есть примеры стран, которые успешно развивают свою ядерную программу. Почему это происходит? Одним из факторов можно назвать поведение самих ядерных держав. Мы не выполняем положения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года, где шестая статья говорит о том, что мы должны вести переговоры о сокращении стратегических вооружений вплоть до полного разоружения. Сейчас у нас в этом огромный провал и временной, и «субстантивный», как говорит Сергей Лавров. Наш собственный пример – это первая причина. Несомненно, есть и некоторая доступность ядерных технологий. С этим борются. Второе, что следует из первого: ядерные страны заняты своими разногласиями и выпустили из внимания создание серьезных надежных систем безопасности. Была система европейской безопасности. Это было имя нарицательное. Сейчас она лежит в руинах, ее нужно восстанавливать. В других регионах тоже не удалось ничего создать. Поэтому страны не чувствуют себя в безопасности и невольно стремятся к ядерному оружию. Они видят пример Северной Кореи, которая перевернула наши представления с ног на голову. Одна маленькая страна может диктовать свою волю всему миру. С ней вступают в диалог США, рассматривают ее как угрозу. Хотя этого ядерного оружия там кот наплакал. Конечно, это большая опасность, но непонятно: как его можно запустить? Куда оно долетит? Даже такая неопределенность серьезно повысила статус КНДР на мировой арене. Не говоря даже о том, что вмешаться в дела Северной Кореи никто не посмел, в том числе США.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs