7 июля администрация Дональда Трампа начала рассылать главам иностранных государств письма, содержащие информацию о новых импортных тарифах, которые власти США намерены установить с 1 августа. В то же время Трамп, перенес на 1 августа введение в действие т.н. «взаимных» тарифов на товары из других стран, вступление которых в силу ожидалось 9 июля. В некоторых случаях в письмах, отправленных Трампом, указаны новые тарифные ставки, которые выше или ниже по сравнению с уровнем, о котором шла речь в апреле. А 16 июля Дональд Трамп заявил, что планирует ввести одинаковую пошлину на ввоз товаров из 150 стран мира в размере 10-15%. Так что разобраться с тем, кто и какие получит тарифные «подарки» становится все труднее.
Первыми «письма счастья» получили премьер-министр Японии Сигэру Исиба и президент Южной Кореи Ли Чжэ Мён. Согласно тексту посланий из Белого дома, с 1 августа обе страны столкнутся с 25-процентными тарифами. 8 июля обе страны заявили, что планируют вести дальнейшие переговоры с США, а Япония сообщила, что работает над заключением торгового соглашения. Позднее в тот же день, аналогичные письма были направлены в Малайзию, Казахстан, Южную Африку, Мьянму и Лаос. Затем настала очередь Туниса, Боснии и Герцеговины, Индонезии, Бангладеш, Сербии, Камбоджи и Таиланда. Самое радикальное послание получил президент Бразилии Лула да Силва – его стране грозят 50-процентные пошлины, в том числе, за «преследование» бывшего главы государства Жаира Болсонару.
В «первой волне» Трамп разослал 14 писем, в которых, помимо прочего, угрожает поднять тарифы даже выше тех, что уже обозначены, если страна ответит на действия США своими тарифами. При этом новые тарифы не будут суммироваться с текущими тарифами на ряд товаров. По словам чиновника Белого дома, это будет относиться и к любым будущим секторальным тарифам. В письмах Трамп заявил, что тарифы вводятся как ответ на другие меры, которые, по его мнению, препятствуют продаже американских товаров за границу. Он призвал лидеров стран вкладываться в производство в США, чтобы избежать тарифов на поставки на американский рынок. Уже тогда неразбериха на этом направлении стала нарастать.
Еще в начале апреля Трамп с помпой объявил о введении гигантских тарифов против большинства стран мира. Белый дом рассыпался в обещаниях «заключить 90 торговых сделок за 90 дней» и добиться от контрагентов США значительных уступок. Однако буквально в тот же день Трамп отложил введение своих обещаний в действие до 9 июля, поскольку финансовые рынки упали, а американский бизнес завалил Белый дом требованиями пересмотреть решение. В результате, на импорт в США из большинства стран мира, за исключением Китая, были установлены временные тарифы в размере порядка 10 процентов. С КНР Трамп церемониться не стал, открыто объявив тарифную войну и потребовав капитуляции: импортные пошлины на китайские поставки были подняты до запретительных 145 процентов.
К настоящему времени прошло уже больше 90 дней, однако Белому дому удалось достичь частичных соглашений лишь с Великобританией, Вьетнамом, а также Китаем. Но даже от Лондона – ближайшего союзника, Трамп не сумел добиться многого. Со всеми остальными идут тяжелые и пока не приносящие результатов переговоры. В этих условиях, многие страны, получившие письма, в одно и то же время приветствовали продление срока введения тарифов, но и были в очередной раз обескуражены внезапными переменами в настроениях главы американской администрации. Трамп, в свою очередь, не дал четкого ответа на вопрос, является ли новая дата 1 августа «окончательной». Из слов главы Белого дома можно сделать вывод, что он всё еще «открыт» для дальнейших переговоров.
По данным министерства торговли США, в прошлом году Америка импортировала товаров на сумму 465 миллиардов долларов у 14 стран, получивших письма 7 июля. На долю Японии и Южной Кореи пришлось 60 процентов от этой суммы. Эксперты считают, перспектива повышения тарифов на товары может привести к росту цен для американских потребителей. Акции в США упали после того, как Трамп объявил о первой партии писем, и продолжили падать после того, как Трамп объявил о дальнейших планах. Снижение отражает возросшую вероятность того, что Трамп может повысить тарифы еще сильнее, если пострадавшие страны введут ответные меры на американские товары.
Между тем, Китай уже показал, как решительный отпор способен принудить Вашингтон к отступлению. Весной Пекин ввел ответные жесткие контрмеры против США. Затем нанес еще более чувствительный удар по Америке, ограничив экспорт редкоземельных металлов и магнитов, критически важных для американской промышленности, включая ВПК. Уже к середине мая представители Трампа договорились с Пекином об условиях 90-дневного торгового перемирия. 10 июня стороны договорились отменить все запретительные пошлины, которые страны ввели друг против друга к этому моменту. Теперь, согласно имеющейся информации, пошлины на китайский импорт в США будут установлены на уровне 55 процентов, в то время как Китай оставит в силе лишь 10 процентные тарифы. Статистика внешней торговли КНР за июнь показывает, что торговля между двумя странами пока не вернулась к норме. При этом часть товаров, предназначенных для американского рынка, по-видимому, просто направляется через промежуточные страны-посредники.
Между тем, американские экономисты и представители бизнеса утверждают, что повышение тарифов на импорт, скорее всего, не приведет к существенному росту производства в США. А доходы от этого останутся каплей в море по сравнению с огромным дефицитом бюджета. Который только усугубится - после того, как Трамп подписал «Большой прекрасный закон», предусматривающий значительное снижение налогов и увеличение госрасходов. Тарифы и торговые сделки, вероятно, также не приведут и к всплеску спроса на американские товары за рубежом. А некоторые торговые партнеры уже продемонстрировали, что существует предел, до которого тарифные угрозы могут довести.
Трампа это не останавливает. 8 июля он заявил, что планирует ввести 10-процентные пошлины на импорт из стран БРИКС. По сути, президент США пригрозил участникам БРИКС ростом тарифов за сам факт членства в организации. Трамп видит в политике БРИКС угрозу доминированию доллара, поскольку 2 года назад бразильский президент Лула да Силва предложил создать валюту БРИКС. «БРИКС создали, чтобы навредить Америке, чтобы обесценить доллар и подорвать его позиции» - такова позиция нынешнего главы Белого дома. По словам Трампа, утрата долларом США статуса главной мировой резервной валюты была бы столь же разрушительна, как «проигрыш в войне, крупной мировой войне». В этом есть значительная часть логики, опасения главы Белого Дома не напрасны. Но БРИКС создавался не для этого.
Идем дальше. 11 июля Трамп объявил о повышении пошлин на импорт из стран ЕС, а также Мексики до 30 процентов. Срок также обозначен как 1 августа – «если не будут достигнуты соглашения о более выгодных условиях торговли». Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен по-прежнему заявляет, что переговоры являются для ЕС наиболее предпочтительным путем разрешения противоречий. Поэтому блок из 27 стран продлит приостановку торговых контрмер против США до августа. В то же время, Сообщество продолжит подготовку мер противодействия, на случай провала переговоров.
Нынешний список контрмер ЕС нацелен на американские товары на сумму около 21 миллиарда евро, в то время как у Брюсселя готов еще один список на сумму около 72 миллиардов евро, а также некоторые меры экспортного контроля. Фон дер Ляйен также заявила, что инструмент ЕС по борьбе с принуждением - Anti-Coercion Instrument - ограничение доступа на рынок блока для стран, оказывающих на него экономическое давление, на данный момент использоваться не будет.
В ответ на угрозу Трампа, президент Франции Эммануэль Макрон призвал ускорить подготовку к принятию заслуживающих доверия контрмер, включая инструмент борьбы с принуждением, если к 1 августа соглашение не будет достигнуто. В дополнение он отказался от закупок американских вооружений для Украины. Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что 30-процентные пошлины ударят «в самое сердце» немецкого экспорта, если не удастся найти решение торгового конфликта путем переговоров. Согласно оценкам Goldman Sachs, предлагаемая тарифная ставка в размере 30 процентов вместе с существующими секторальными пошлинами и ожидаемым сбором на критически значимые товары увеличит эффективную тарифную ставку США против ЕС на 26 процентных пунктов. В случае реализации такого сценария, к концу 2026 года ВВП еврозоны снизится в совокупности на 1,2 процента, причем большая часть последствий еще впереди.
Для США опаснее важные геоэкономические последствия. По данным Bloomberg, ЕС, «шокированный» недружественным характером действий Трампа в последние месяцы, активизирует взаимодействие с другими странами, которые потенциально пострадают от американских тарифов. Контакты с целым рядом государств, включая Индию (торговые переговоры могут завершиться уже к концу года), Индонезию (достигнуто предварительное экономическое соглашение), Канаду и Японию, могут способствовать усилению координации против действий США. Учитывая, что до введения жестких тарифов осталось всего две недели, некоторые экономические партнеры США переосмысливают свою политику, которая долгие годы опиралась на низкие торговые барьеры на рынке крупнейшей экономики мира. Под вопросом оказываются и стратегические связи с Америкой. К примеру, как будет реагировать Япония, в случае обострения американо-китайского противостояния, если Трамп и дальше будет давить на нее тарифами?
14 июля Трамп выступил и с угрозами в адрес России. По его словам, если Москва и Киев не договорятся о перемирии в течение 50 дней, США введут пошлины в 100 процентов «в отношении РФ и её торговых партнеров». В теории, откладывание вопроса дает Белому дому шанс в дальнейшем его и вовсе «замотать». С другой стороны, в сентябре проблема может оказаться в центре внимания Конгресса, где сторонники ужесточения политики в отношении РФ могут поддержать ряд положений и о помощи Украине, и о реализации предложений в духе нынешнего законопроекта Грэма (внесен в РФ в список террористов и экстремистов) - Блюменталя о «санкционной кувалде». При всем том, в случае реализации, драконовские вторичные санкции способны кардинальным образом подорвать в первую очередь экономические связи самих США с рядом ключевых торговых партнеров.
Трамп очень хочет убедить всех, что мораторий на новые тарифы подошел к концу. Белый дом возобновил кампанию угроз и давления, обещая введение дополнительных торговых сборов в отношении крупных и малых экономических партнеров США. Начинающийся сезон отчетности за второй квартал может дать представление о потенциальных масштабах потерь для корпоративных прибылей. Как отмечают аналитики, «ситуация стала более предсказуемой, однако в негативном ключе». По расчетам, средневзвешенный уровень тарифов на весь импорт в США достигнет приблизительно 15 процентов. Подобные меры оказывают отрицательное влияние на экономический рост всех стран, участвующих в глобальной торговле. В июне 2025 года Всемирный банк уже пересмотрел прогноз роста мирового ВВП в сторону снижения на 0,4 процентного пункта – до 2,3 процента, указав, что усиление протекционистских мер и рост неопределенности создают существенные препятствия для развития большинства экономик.
Трамп достиг некоторых результатов с помощью своей тарифной политики - как в политическом, так и в экономическом плане. Но в долгосрочной перспективе тарифы не смогут дать Вашингтону «всё и сразу», поскольку цели Трампа часто противоречат друг другу. Кроме того, за последнюю неделю восприятие торговой политики президента Трампа стало еще более непредсказуемым и непонятным - даже для стран, которые пытаются задобрить Америку и сохранить с ней исторически конструктивные отношения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs