Общественная Палата обсудила российско-американские отношения

12:49 23.04.2013 Григорий Поволоцкий, шеф-редактор журнала «Международная жизнь»

Заседание Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии[1] было посвящено обсуждению перспектив развития российско-американских отношений после переизбрания Б.Обамы. Дискуссия велась на основе специально подготовленного Институтом международных исследований МГИМО (У) МИД России аналитического Доклада о российско-американских отношениях.[i]

В начале мероприятия председатель Совета, член ОП РФ Сергей Орджоникидзе выразил соболезнования в связи с недавними терактами в США.

История развития российско-американских отношений, вне зависимости от исторического контекста, никогда не отличались простотой и однозначностью подходов, отметил открывая слушания председатель Российского общественного совета, член ОП РФ С.Орджоникидзе. Председатель совета в частности отметил, что: «Россия на сегодня уже достаточно сильна и вполне способна при правильно выбранной стратегии и системе принятия внешнеполитических решений сама надежно обеспечивать свои  интересы в мире. Об этом, в частности, говорит наш адекватный ответ на принятие Соединенными Штатами «Закона имени С.Магнитского» и опубликование соответствующего списка, нанесших серьезный удар по российско-американским отношениям. Необходимо и впредь давать отпор попыткам Вашингтона вмешиваться в наши внутренние дела. Но очевидно, что делать это будет значительно проще и эффективнее при нахождении необходимого баланса в отношениях с США».

С.Орджоникидзе подчеркнул, что для выстраивания стабильных отношений с США необходимо в достаточной степени развитое экономического сотрудничество, которое скрепляло бы фундамент двустороннего сотрудничества. Именно на это, как подчеркнул выступавший, ориентирует новая Концепция внешней политики России.

«Объективно оценивая ситуацию, надо признать, что время, когда наши страны являлись друг для друга внешнеполитическим приоритетом, прошло», - резюмировал С.Орджоникидзе, однако, - «и Россия, и США остаются весомыми игроками на международной арене, которым необходимо согласовывать - по меньшей мере, обсуждать - позиции по ряду направлений в целях укрепления глобальной стратегической стабильности и международной безопасности».

Председатель Российского общественного совета С.Орджоникидзе предоставил слово заместителю Министра иностранных дел России С.Рябкову. Заместитель главы внешнеполитического ведомства отметил, что за последнее время минимум дважды весь спектр российско-американских отношений рассматривался на высоком уровне: 10 апреля с.г. во время встречи министра иностранных дел России С.Лаврова с госсекретарем США Дж.Керри в Лондоне и, затем, 14-15 апреля с.г. во время визита в Москву помощника президента США по национальной безопасности Т.Донилона и его бесед с Секретарем Совета Безопасности России Н.Патрушевым, помощником Президента Ю.Ушаковым, заместителем Министра иностранных дел С.Рябковым, заместителем Министра обороны А.Антоновым, представителями Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки. В настоящее время стороны исходят из того, что идет проработка вопросов, которые будут обсуждаться на встрече президентов двух стран в июне с.г. в Северной Ирландии в Лох-Эрне в рамках встречи «Большой восьмерки».

Нынешние сложности в российско-американских отношениях связаны с тем, отметил С.Рябков, что американской стороной был предпринят ряд недружественных шагов, которые вызвали обостренную реакцию в российском обществе и нанесли ущерб нашему сотрудничеству в самых разных областях. Сегодня сторонам необходимо избегать искусственных раздражителей. США необходимо не допускать рецидивов «демократизаторского менторства», избегать «развития» поправки «Джексона-Вэника» в виде «Списка Магницкого». Однако эти минусы, благодаря американской стороне, уже сказались на наших отношениях не лучшим образом. В то же время объективных причин для конфронтационности в наших отношениях нет. Россия готова работать вместе с США по широкому спектру внешнеполитических вопросов. «У нас есть немало общих интересов: мы готовы честно и транспарентно работать в поиске решения проблем ядерного вооружения, региональных и глобальных проблем. Движение вперед в наших отношениях возможно только в том случае, если американские коллеги будут ввести себя честно и предсказуемо, на основе принципа равноправия и взаимоуважения», - подчеркнул заместитель руководителя российского внешнеполитического ведомства.

Затем С.Орджоникидзе предоставил слово для выступления заместителю Министра обороны России А.Антонову. В своем выступлении А.Антонов отметил наличие определенного интереса российской стороны к сотрудничеству с США в военной области по следующим направлениям:

  • в поддержании стратегической стабильности в мире;
  • в нераспространении ядерного оружия;
  • в реформе вооруженных сил России
  • в решении проблем региональной безопасности;
  • в борьбе с терроризмом;
  • в сфере миротворчества;
  • в предотвращении и урегулировании кризисов и конфликтов;
  • в борьбе с пиратством;
  • в рамках афганского урегулирования.

Нам интересен для военной реформы опыт США в военной логистике, использование аутсорсинга, опыт подготовки кадров, опыт решения социальных вопросов военнослужащих, - подчеркнул А.Антонов. Ежегодно по линии Министерства обороны России планируется около 100 мероприятий с США, отметил заместитель министра обороны, в то же время осуществляются из них около 40%. Опыт США и сотрудничество с ними нам интересно, но это сотрудничество должно идти на равных.

В области нашего сотрудничества в сфере разоружения, безусловно главным достижением является заключение российско-американского Договора СНВ 2010. Однако, отметил А.Антонов, надо идти дальше. Мы понимаем баланс в стратегических вооружениях шире, чем просто наличие ядерного паритета. Речь здесь идет о так называемом неядерном стратегическом оружии и его роли в стратегическом балансе сторон.

30 апреля, напомнил А.Антонов, состоится встреча с заместителем министра обороны США, на которой будут рассмотрен целый ряд вопросов двустороннего сотрудничества США и России, включая вопросы очень беспокоящие российскую сторону, такие как создание американцами системы ПРО в Европе. Пока, по мнению заместителя министра обороны России, со стороны США нет желания предоставлять юридические гарантии о ненаправленности в отношении российской стороны системы ПРО в Европе. Возможно, что предложение об отмене 4-го этапа развертывания ПРО и есть некая искомая перспектива, но существующее «окно возможностей» необходимо подкрепить юридическими гарантиями.

«Если посмотреть наши отношения в военной области, то я бы назвал их противоречивыми,»- отметил А.Антонов, - «С одной стороны, мы обмениваемся опытом, мы предоставили им информацию о советском опыте ведения войны в Афганистане, ищем эффективные методы борьбы с террористами, с другой – нет согласия в вопросах ПРО и урегулирования региональных конфликтов».

На слушаниях в Общественной Палате повышенный интерес наряду с выступлениями С.Рябкова и А.Антонова вызвало выступление директора Института США и Канады РАН С.Рогова «Прошло более 20 лет с момента окончания «холодной войны», но стратегических отношений между Россией и США как не было, так и нет», - отметил ученый. Причиной такого положения вещей С.Рогов считает значительный перекос в двусторонних отношениях в сторону военного сотрудничества и военного противостояния. В настоящее время, как он полагает, между Россией и США начался новый временной отрезок ремилитаризации и реидеологизации, когда выходят на первый план стереотипы «холодной войны». В обществах двух стран усилилась взаимная нетерпимость: налицо имеется опасная тенденция, которую важно перебороть. По словам С.Рогова, с американской стороны есть намерение не допускать ухудшения отношений и начать диалог, но «есть дистанция между намерениями и реальными предложениями».

С.Рогов отметил, что США в настоящее время мобилизуют свои усилия по преодолению затяжного экономического кризиса. ВВП США в этом году на уровне 2007 года, и для страны с крупнейшей в мире экономикой такой выход из экономического кризиса - это неплохо. Но не надо забывать, что за время мирового кризиса ВВП КНР вырос уже на 67%. Видимо, как полагает С.Рогов, лет через 5 ВВП КНР сравняется с ВВП США.

Именно в этих условиях вновь избранный президент США Б.Обама, отметил ученый, предложил схему нового мироустройства. Б.Обама сегодня выстраивает два сходящихся на США глобальных партнерства: Трансатлантическое и Тихоокеанское. Причем, Тихоокеанское партнерство, разумеется без участия КНР. Эти два партнерства сосредоточат в себе 65% мировой экономики. Для чего это делается – предельно ясно.

По мнению С.Рогова нашим странам необходимо уйти от существующего порочного круга в российско-американских отношениях: конфронтация – разрядка – конфронтация… Ученый полагает, что Россия должна строить экономический базис отношений с США: «Нам нужно искать новые, адекватные времени механизмы развития экономических отношений с США».

С интересом было выслушано выступление директора Института внешнеполитических исследований и инициатив (ИВИИ) В.Крашенинниковой. Как считает В.Крашенинникова, эра перезагрузки в российско-американских отношениях закончена. США приступили к разработке новых направлений развития отношений и одним из таких новшеств станет «дипломатия в обход лидеров и общение напрямую с народом». Так Уильям Померанц из Института Кеннана при Центре Вудро Вильсона рекомендует администрации Б.Обамы «разработать малозаметные долгосрочные программы в обход Путина и государственной политики, вовлекая в них напрямую российский народ». Такая политика, по мнению ряда американских политологов, будет более эффективной, поскольку лидеры таких стран как Россия не хотят прислушиваться к мнению США и поэтому лучше говорить с их народами посредством социальных сетей и другой инфраструктуры, подчеркнула В.Крашенинникова. По мнению В.Крашенинниковой конфронтация с США не в интересах России, и нужно «останавливать наших партнеров, чтобы они не заигрывались в свои игры на нашей территории».

Выступивший также на слушаниях в общественной палате президент Федерации мира и согласия В.Камышанов подчеркнул необходимость разработки программы по работе с гражданским обществом США.

Председатель Межкомиссионной рабочей группы Общественной Палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии А.Соколов указал на существующий дисбаланс организаций, специализирующихся на мягкой силе в вопросах российско-американских отношений: «В России в сфере общественной дипломатии это не так распространено. Именно американское сотрудничество не большой процент в общественной деятельности». А.Соколов также поставил вопрос о том, чтобы сформулировать российско-американскую «парадигму сотрудничества институтов гражданского общества». В завершение выступления Председатель Межкомиссионной рабочей группы Общественной Палаты сообщил, что Общественная Палата обратилась к американским дипломатам с предложением сформировать совместную рабочую структуру для развития взаимодействия общественных организаций по самому широкому спектру сотрудничества.

По результатам заседания Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии была принята Резолюция, отвергающая привнесение искусственных негативных наслоений в российско-американские отношения, таких, как «Законом имени С.Магнитского», принятый Конгрессом США в конце 2012 года и недавняя публикация так называемого «списка Магнитского». В резолюции в частности указывается: «Считаем бесперспективным и недопустимым такое вмешательство во внутренние дела, не только нарушающее один из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций, закрепленный в пункте 7 статьи 2 Главы I Устава ООН, но и являющееся откровенно враждебным по отношению к России и вредным для российско-американских отношений актом. …

Принятие подобных мер в духе откровенного диктата не может не подрывать двусторонние отношения и взаимное доверие России и США – ведущих ядерных держав, членов Совета Безопасности ООН, играющих ключевую роль в поддержании глобальной стабильности. …

В этой связи призываем органы государственной власти США, прежде всего членов Конгресса США, прекратить враждебную антироссийскую риторику и неконструктивную политическую игру, ставящую под угрозу не только российско-американские отношения, но и систему международного права в целом».



[1] Российский общественный совет по международному сотрудничеству и публичной дипломатии был создан в 2012 году Советом ОП РФ в целях консолидации усилий неправительственных организаций и других организованных институтов гражданского общества по содействию реализации внешнеполитических инициатив России, осуществления совместных международных проектов и мероприятий, выработки рекомендаций органам власти по актуальным вопросам российской внешней политики. Заседания Российского совета проходят регулярно и касаются наиболее актуальных тем российской внешнеполитической повестки дня.

[i] «Перспективы развития российско-американских отношений после президентских выборов в США». Справочно-аналитический материал к заседанию Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии. Под общей редакцией А.А.Орлова, авторский коллектив: А.А.Казанцев, В.И.Мизин.

Ключевые слова: российско-американские отношения Общественная Палата РФ

Версия для печати