Манагуа-Каракас
На внеочередной саммит Южноамериканского общего рынка (Меркосур) в бразильской столице собрались президенты стран-постоянных членов этой крупнейшей торгово-экономической группы в регионе – Кристина Фернандес (Аргентина), Дилма Руссефф (Бразилия) и Хосе Мухика (Уругвай). Они торжественно оформили во Дворце Планалто вступление в эту интеграционную организацию нового, пятого полноправного участника - Венесуэлы, которую представлял президент Уго Чавес.
А где же был четвертый, Парагвай? Эта страна и ее новое руководство из-за антидемократического смещения своего всенародно избранного президента Фернандо Луго были единодушно наказаны «меркосуровцами» временной приостановкой парагвайского участия в Южноамериканском общем рынке.
Здесь уместно отметить, что в случае с принятием Венесуэлы полноправным членом этой влиятельной торгово-экономической группы вполне уместна поговорка «не было бы счастья, да несчастье помогло». Каракас с 2006 года пытался реализовать свой план по вступлению в Меркосур, и все были «за», кроме конгресса Парагвая, который при голосовании накладывал на венесуэльскую заявку блокирующее вступление вето. И вот случился молниеносный антидемократичный демарш асунсьонской политической элиты с «импичментом» Фернандо Луго и его отстранением от власти. Дальнейшее уже известно: Парагвай лишен права голоса, а Венесуэла беспрепятственно, под бурные аплодисменты вступила в Меркосур.
И тем не менее Каракас, согласно правилам южноамериканской организации, должен 2016 года адаптировать свои торгово-экономические и таможенные правила к действующим положениям Южноамериканского общего рынка. Что делать? Каракас и так потерял почти 6 лет, добиваясь полного вступления в Меркосур. Тогда бразильцы, временно возглавившие этот блок, полагают, что процесс адаптации Венесуэлы можно было бы ускорить и завершить, скажем, к январю 2013 года. Правда, для этого понадобятся дополнительные усилия Уго Чавеса и его окружения, которые, судя по недавним заявлениям Каракаса, готовы увеличить темпы и наверстать упущенное время.
Некоторые эксперты высказывают сомнение по поводу конкурентоспособности ряда венесуэльских предприятий. По данным оппозиции, У. Чавес, придя к власти в 1999 году, впоследствии, похоже, сильно «переборщил» с широкой национализацией частных предприятий. В результате из 617 000 фирм 170 000 потерпели экономическое фиаско и обанкротились. Многие задают вопрос: сможет ли Венесуэла с таким негативным отношением к «буржуазному» частному сектору адаптироваться к взаимодействию с зарубежными партнерами в рамках Меркосур, где совсем другое отношение к бизнесу? Ответов пока нет.
Сам же Уго Чавес назвал Южноамериканское торгово-экономическое объединение «самым крупным локомотивом для защиты независимости стран-членов и наращивания интегрального развития». Теперь с присоединением к нему Каракаса, по его мнению, Южная Америка займет еще более достойное место в мире. Президент Венесуэлы славится своими долгими и высокопарными речами. Здесь он был относительно краток, но в использовании высоко штиля, кажется, превзошел самого себя...
От венесуэльского лидера старались не отстать и остальные.
Председательствующая на саммите и в Меркосур глава Бразилии Дилма Руссефф заявила, что вступление Венесуэлы в эту торгово-экономическую группу значительно расширяет ее потенциальные возможности, придают ей в мире гораздо большую геополитическую и геоэкономическую значимость.
Таким образом, подчеркнула госпожа Руссефф, Меркосур начинает новый этап деятельности, раздвигает свои границы от Патагонии до Карибов.
Уругвайский президент Хосе Мухика назвал вступление Венесуэлы в объединение «историческим», отметив, что, таким образом, сбывается мечта великих освободителей Южной Америки о большой и единой латиноамериканской семье. Глава Аргентины Кристина Фернандес подчеркнула, что с венесуэльским участием Меркосур, помимо экономического, образует также «новый политический полюс власти».
Южноамериканский общий рынок был создан в 1991 году на основе Асунсьонского договора, который впоследствии изменялся и обновлялся. Хотя сама идея Меркосур начала воплощаться в жизнь еще в 1985 году тогдашними президентами Аргентины и Бразилии Раулем Альфонсином и Жозе Сарнеем.
Основная цель объединения – содействовать свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участниц.
Помимо нынешних пяти постоянных и полноправных членов в Меркосур в качестве ассоциированных участников входят Боливия, Чили, Перу и Эквадор. Эти страны не обладают правом голоса и не участвуют в заседаниях, посвященных соглашениям по таможенным пошлинам.
Пять же постоянных членов Меркосура совместно представляют 70% всего населения Южной Америки, насчитывающего 270 миллионов человек, и более 83,2% ВВП этого региона, который равен 3,3 триллиона долларов. К этому следует добавить ресурсные богатства стран Меркосура. Среди них, например, - энергоресурсы, минералы, продовольствие, наука и технологии. Если Аргентина и Бразилия – крупнейшие в мире производители продуктов питания, то Венесуэла славится своими огромными запасами углеводородов.
И как бы в доказательство своих добрых намерений, почти сразу после торжественного оформления полноправного вступления Каракаса в Меркосур в бразильском Дворце Планалто в присутствии президентов Дилмы Руссефф и Уго Чавеса состоялось подписание соглашения о приобретении Венесуэлой у Бразилии 20 среднемагистральных самолетов Embraer E-190, вмещающих от 98 до 114 пассажиров. Общая сумма сделки – 900 миллионов долларов. Первые 6 авиалайнеров стоимостью 270 миллионов долларов поступят в Венесуэлу уже осенью этого года.
…Тем временем в самой Венесуэле набирает силу предвыборная президентская гонка. Ей был дан старт в начале июля, а финалом станут выборы нового президента страны 7 октября. На пост главы государства зарегистрированы 7 кандидатов, но основная борьба разворачивается между действующим президентом Уго Чавесом, который управляет Венесуэлой уже 14-й год, и лидером оппозиционного Блока демократического единства Энрике Каприлесом.
Как отмечает латиноамериканская пресса, свою кампанию Чавес начал в штате Карабобо, откуда он выехал на открытом грузовике, в красной рубахе и красном берете, а по дороге его приветствовали толпы сторонников. Предполагается, что президент-кандидат посетит все значимые штаты страны и выступит перед их жителями и выступит со своим программными планами, заодно отчитываясь об уже сделанном. А сделано, действительно, немало. Построены новые предприятия, электростанции, социальные объекты. Сотни тысяч малоимущих венесуэльцев вселились в новые дома и квартиры. А предстоит начать и завершить еще множество различных проектов.
Несмотря на то что за последний год он перенес три операции по удалению злокачественной опухоли, команданте Уго Чавес сейчас считает себя вполне бодрым и здоровым для выполнения президентских функций на очередной срок. А уровень его популярности среди избирателей остается высоким и превосходит рейтинги Энрике Каприлеса, который строит свою кампанию на жесткой критике внутренней и внешней политики Чавеса.
Так, на днях, обнародовав свой план «Нефть для прогресса», он обвинил президента за расточительность, а конкретно в том, что за годы своего правления Уго Чавес не увеличил добычу «черного золота». Оппозиционер подсчитал, что увеличив добычу нефти, можно было бы, продав ее, получить средства для строительства по меньшей мере 9000 школ и более 1900 жилых домов, не считая многих других социальных объектов. Кроме того, Каприлес указал на то, что действующий президент «дарит» другим странам свыше 7 миллиардов долларов в качестве льготных скидок при поставках нефти, в том числе и таким своим партнерам, как Куба и Никарагуа. Оппозиционный лидер пообещал в случае своей победы 7 октября продавать нефть только по рыночным ценам и не покупать на вырученные деньги «ни танки, ни машины скорой помощи, и не асфальтировать дороги в Никарагуа, а использовать ресурсы на социальные программы для венесуэльцев». Почему же тогда в годы правления неолиберальных правительств, до Уго Чавеса никто из нынешних оппозиционеров не делал таких заявлений и даже не пытался претворить их в жизнь? Такой вопрос задают сейчас многие венесуэльские и зарубежные аналитики. Но оппозиционерам нечего ответить.
«С января 2013 года ни один баррель венесуэльской нефти не будет подарен ни одной другой стране», - обещает Энрике Каприлес. Но, во-первых, для этого оппозиции сначала нужно одержать победу на выборах. А во-вторых, Чавес вовсе не «дарит» венесуэльскую нефть своим союзникам и партнерам, а поставляет за плату или за адекватные ее стоимости услуги, хотя и по преференционным ценам. Но этим правом обладает любое государство в мире. Те же Соединенные Штаты занимаются подобной практикой испокон века: помогают союзникам всем, чем считают нужным. Почему же венесуэльская оппозиция в качестве своего оружия опять используют демагогию и ложь?! Почему она лишает права руководство собственной страны , обладающей 20% всех нефтяных запасов планеты, использовать их и для улучшения условий жизни своих граждан и жителей союзных государств!?
Между тем, практически все исследования общественного мнения в Венесуэле на сегодняшний день – июль и август – показывают перевес предпочтений избирателей в пользу Уго Чавеса. По результатам проведенного зондирования, 60% опрошенных уверены в победе действующего президента и только 24% высказались в пользу Энрике Каприлеса. Венесуэльский Институт анализа данных недавно провел отдельное зондирование общественного мнения в штате Сулия, где 53,5% анкетированных, если бы выборы проходили сейчас, избрали бы Чавеса, а 38,6% - Каприлеса.
В то же время 73,9% опрошенных в этом западном штате страны позитивно оценивают деятельность нынешнего руководителя страны.
Торжественное вступление Каракаса в Южноамериканский рынок МЕРКОСУР вылился в Бразилии в большое региональное политшоу на фоне предстоящих в октябре этого года венесуэльских выборов. И Чавесу, как активному участнику президентской гонки, эта торжественная церемония, безусловно, принесла дополнительные очки. Он даже позволил себе довольно-таки благосклонное высказывание в адрес Парагвая, пожелав ему быстрейшего возвращения в семью стран Меркосур. Тем самым новый счастливый член мощной торгово-экономической группировки Латинской Америки как бы объявил: у нас в регионе могут быть определенные разногласия, но все-таки мы – одна большая крепнущая семья.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs