Фото: dailymail.co.uk
Прошедшие 30 июля выборы в учредительное собрание Венесуэлы, которое получит право реформировать систему государственного управления и изменять конституцию, осудило подавляющее большинство стран Европы и Латинской Америки. Дональд Трамп не исключил возможность военного решения венесуэльского кризиса. Николас Мадуро, в свою очередь, объявил о масштабных учениях по всей стране 26 и 27 августа.
Началом политического кризиса в Венесуэле можно назвать первую за 16 лет победу оппозиции на парламентских выборах в декабре 2015 года. Получив большинство в Национальной ассамблее (однопалатный парламент), представители оппозиции попытались провести референдум за отставку Николаса Мадуро, но потерпели неудачу. В марте 2017 года Верховный суд Венесуэлы, обвинив депутатов в нарушениях на парламентских выборах, взял на себя законодательные полномочия Национальной ассамблеи. Депутаты заявили, что продолжат работу, несмотря на вынесенное решение, и призвали армию выступить против президента. В апреле суд запретил лидеру венесуэльской оппозиции Энрике Каприлесу занимать государственные должности в течение 15 лет. Вопреки массовым протестам 1 мая Николас Мадуро назначил выборы в Конституционную ассамблею – учредительное собрание, которое получит право изменять конституцию и может заменить собой парламент. Большинство мест в новом законодательном органе, по мнению оппозиции, заведомо получат сторонники правящего режима. Оппозиция отказалась участвовать в выборах, утверждая, что решение о созыве учредительного собрания может быть принято только на основании референдума. На стороне оппозиции выступила генеральный прокурор Луиза Ортега Диас, оспаривая указ Николаса Мадуро и обвиняя Национальную гвардию в превышении полномочий и чрезмерном применении силы во время разгона демонстрантов. В День независимости Венесуэлы 5 июля сторонники правительства попытались захватить здание парламента. 28 июня полицейский вертолет обстрелял здание Верховного суда. Министр информации и связи Эрнесто Вильегас после инцидента заявил, что пилот вертолета был связан с ЦРУ. Выборы в Конституционную ассамблею Венесуэлы прошли 30 июля. Их легитимность ставится под сомнение еще и потому, что многие члены учредительного собрания выбраны не с помощью голосования, а из числа представителей общественных организаций, поддерживающих, по мнению оппозиции, правящий режим. Эти события вызвали широкий международный резонанс. Оппозиция не признала результаты голосования. Первым за пределами Венесуэлы идею выборов в Конституционную ассамблею осудил президент соседней Колумбии Хуан Мануэль Сантос. Вслед за ним с критикой режима Николаса Мадуро выступила большая часть латиноамериканских стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Перу, Панама и Коста-Рика.
Ситуация в Венесуэле уже вышла за рамки не только Боливарианской республики, но и всего региона: против политики венесуэльского правительства высказались также Швейцария, Канада и страны ЕС. Дональд Трамп заявил, что среди сценариев урегулирования венесуэльского кризиса не исключает и военный путь. Николас Мадуро всерьез воспринял его слова и назначил на 26 и 27 августа крупномасштабные военные учения по всей стране. Кроме того, он обратился за поддержкой к мировому сообществу, говоря об угрозе войны в Боливарианской республике. Представители международного сообщества уже реагировали на обострение ситуации в Венесуэле. В частности, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал снизить напряженность и предотвратить новые столкновения правительства и оппозиции. В свою очередь, генсек Организации американских государств (ОАГ) Луис Алмагро назвал режим Мадуро «диктаторским» и предложил исключить южноамериканскую страну из ОАГ, если ее власти не выполнят условия членов организации. Подобный сценарий уже произошел с Венесуэлой в декабре 2016 года, когда ее членство в Меркосур «в связи с нарушением конституционного строя» было приостановлено. Среди латиноамериканских стран в защиту Николаса Мадуро выступают пока только Куба и Боливия, обе выразили поддержку его правительству и призвали мировое сообщество не вмешиваться во внутренние дела Боливарианской республики.
Напряженность в отношениях Венесуэлы и США продолжает расти. Американское руководство осудило выборы в Конституционную ассамблею и ввело персональные санкции против Николаса Мадуро. Вице-президент США Майкл Пенс отметил, что миграция, которую вызовет венесуэльский кризис, может стать угрозой американским границам и экономике. После этого в СМИ появились сообщения, что американское посольство будет ограничивать выдачу виз гражданам Венесуэлы. У США есть все основания для подобных опасений. Венесуэла переживает тяжелейший экономический и гуманитарный кризис. Обладая крупнейшими во всем мире разведанными запасами нефти, Венесуэла экспортирует углеводороды и импортирует большую часть товаров внутреннего потребления. После падения мировых цен на нефть Боливарианская республика столкнулась с продовольственным кризисом. Венесуэльские граждане массово пересекают границу с соседней Колумбией в поисках продуктов первой необходимости. Уровень преступности стал рекордным среди стран Латинской Америки (30 тысяч убийств в год). По данным Human Rights Watch, в венесуэльских больницах ощущается нехватка медикаментов, растет материнская и детская смертность. За год потребительские цены увеличились в 16 раз. Инфляция с начала года достигла 248%, в 2018 году, согласно прогнозам МВФ, она будет только прогрессировать. К проблемам внутренним прибавляются разногласия со странами региона. Венесуэла оказалась практически в изоляции. Тем не менее, Николаса Мадуро продолжают поддерживать жители регионов. Большая часть населения в крупных городах выступает на стороне оппозиции, именно поэтому в венесуэльской столице не стихают протесты. Напомним, что на выборах 2013 года действующий президент победил кандидата от оппозиции Энрике Каприлеса с перевесом меньше одного процента. Удастся ли последователю Уго Чавеса победить на выборах 2018 года, когда его основной конкурент отлучен Верховным судом от политической деятельности? Сможет ли действующий президент сохранить контроль над страной в условиях тяжелейшего политического и экономического кризиса? Ответы на эти вопросы теперь будут зависеть и от внешних факторов, от того, какую позицию займет мировое сообщество и партнеры Венесуэлы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs