ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Почему Япония капитулировала: история против политического мифотворчества

15:44 06.08.2025 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

На круглом столе «Капитуляция Японии: американская атомная бомба или советский блицкриг?». Слева направо: О. Буряк (модератор), С.Дмитриев (член правления, секретарь Союза писателей России), А.Кошкин (профессор Института стран Востока), Д.Поляков-Катин (писатель, лауреат премии СВР в области литературы и искусства).
Фото А.Торина.

В Москве состоялась пресс-конференция, приуроченная к 80-й годовщине окончания Второй мировой войны. В рамках этого мероприятия была представлена книга известного историка, профессора Института стран Востока, члена Союза писателей России, автора многочисленных книг и статей по истории российско- и советско-японских отношений  Анатолия Кошкина «Капитуляция Японии: атомная бомба или советский блицкриг?». Книга состоит из двенадцати очерков, хронологически охватывающих период с первой половины ХХ века и до наших дней. Особое внимание в ней уделено периоду Второй мировой войны и последующим попыткам японских политических кругов пересмотреть ее итоги.

 

По словам А.Кошкина, история российско-японских отношений не имеет однозначной трактовки и до сих пор вызывает многочисленные дискуссии как в самой России, так и в Японии. Что же касается самой «Страны восходящего солнца», то у нее во многом «своя» история, интерпретация которой расходится не только с позицией Москвы, но и ряда других современных центров мировой политики. Готовя к печати свою работу, А.Кошкин стремился уйти от излишней академичности, поэтому вместо сухого научного текста, свойственного его предыдущим работам, книга представляет собой сборник очерков, адресованный массовому читателю, в котором обобщены результаты нескольких десятилетий работы над сложными вопросами советско-японских отношений.

«Усилиями американской, а затем и японской пропаганды у подавляющего большинства людей за рубежом и, к моему сожалению, у изрядного числа граждан России сложилось впечатление, что Япония якобы капитулировала в результате атомной бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки. Эта позиция, конечно, не соответствует действительности. После бомбардировок японское командование не намеревалось капитулировать и готовило армию и народ к решающему сражению с “американскими дьяволами” за “священную нацию Ямато”… В своей книге я целую главу посвятил доказательству того, что Япония после бомбардировок не собиралась сдаваться. На спортивных площадках школ продолжалось обучение женщин, стариков и детей приемам борьбы в случае высадки американцев. В горах создавали базы для партизанской войны. В скалах префектуры Нагано корейцы, которых японцы использовали как рабов, вырыли даже огромный грот, для того чтобы разместить там, как в бункере, в случае захвата Токио императорскую семью, генеральный штаб и связь. Страна готовилась воевать “до последнего японца”. Если учитывать то, что японцы не собирались капитулировать после ударов по их городам, можно предположить, что без вступления Советского Союза в войну она продолжалась бы дальше. Даже по американским расчетам – еще минимум полтора года. Масштабы потерь были бы значительно выше. Неудивительно, что Вашингтон был заинтересован в скорейшем вступлении СССР в войну против Японии», - подчеркнул востоковед.

Историк напомнил, что только 15 августа 1945 года император Хирохито, обращаясь к своим подданным на трудном для понимания архаичном языке, сделал заявление о том, что Япония вынуждена выйти из войны. В этом обращении впервые было упомянуто, что противник получил «бомбу необычной мощности». Нужно сказать, что в Японии до сих пор немало тех, кто читает, что применение американцами атомных бомб явилось «тэнъю» – волей Провидения, позволившей нации выйти из войны «с честью, не потеряв лица».

Но гораздо менее известно, что двумя днями позже, 17 августа, прозвучало другое обращение императора - рескрипт «К солдатам и матросам». В нём о бомбе и уничтожении японских городов уже не говорилось ни слова, но отмечалось, что именно вступление Советского Союза в войну заставляет Японию сложить оружие, ибо в противном случае под угрозой окажется существование самого государства. «Это признавалось и на Западе, но сейчас это, по вполне понятным причинам, скрывается», - отметил эксперт.

На самом деле, в Вашингтоне были крайне заинтересованы во вступлении СССР в войну против Японии. Решение об этом неоднократно было подтверждено – сначала на Ялтинской, затем на Постсдамской конференции. 17 июля советский лидер И.В.Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.

По этому поводу президент США Гарри Трумэн, которого сложно заподозрить в сколько-нибудь тёплом отношении к Советскому Союзу, записал в своём дневнике: «Сталин вступит в войну с Японией к 15 августа. Когда это случится, японцам конец». На самом деле, как теперь хорошо известно, советское наступление началось 9 августа 1945 года.

Поэтому неудивительно, что в Вашингтоне решили действовать на опережение, продемонстрировав всем, и прежде всего СССР, своё стратегическое превосходство на политической арене. 6 августа 1945 года впервые в мире было использовано боевое ядерное оружие: американский самолет сбросил атомную бомбу «Малыш» на японский город Хиросиму. Спустя три дня, 9 августа, бомба «Толстяк» была сброшена на город Нагасаки. Эти авиаудары унесли жизни сотен тысяч людей, еще тысячи японцев годами умирали от воздействия радиации, однако с военной точки зрения победа над Японией была в основном обеспечена именно разгромом миллионной Квантунской армии советскими войсками.

Тем не менее, по сведениям, озвученным учёным, в послевоенные годы в Японии, в том числе с подачи американской стороны, довольно прочно укоренилась идея, что бомбардировка ускорила окончание войны, предотвратив тем самым ещё большее число жертв. По последним социологическим опросам, так считает около 14% японцев. В свою очередь, в США убеждены в своей правомочности применения ядерного оружия. Около 60% американцев считают бомбардировки 6 и 9 августа необходимым решением ради победы и спасения жизней солдат. При этом, как отмечает А.Кошкин, в современной Японии избегают упоминания Соединенных Штатов как страны, применившей ядерное оружие.

Историк также напомнил, что японские генералы после получения первых данных о бомбардировке Хиросима, требовали немедленного создания собственного «оружия возмездия для Японии», что, впрочем, технически было исключено. Уровень японского ядерного проекта «Ни» был сравнительно невысоким.

А.Кошкин особо отметил, что вступая в войну с Японией, Сталин не только демонстрировал верность союзническому долгу, но и преследовал геополитические цели, направленные на обеспечение безопасности советских границ. «Ещё во время Каирской конференции Великобритании, США и Китая, в ноябре 1943 года президент Соединённых Штатов Франклин Рузвельт в беседе “с глазу на глаз” с Чан Кайши предложил китайскому лидеру заключить после войны американо-китайский военный союз, предусматривавший размещение по всей территории Китая, в том числе у советских границ, военных баз США. Чан Кайши с энтузиазмом приветствовал это предложение. При этом Порт-Артур и ряд других стратегически важных районов отдавались под прямое американское управление. Корейский полуостров предусматривалось оккупировать и удерживать совместно американскими и китайскими войсками. Односторонний ввод американских войск на территорию Китая означал формирование здесь недружественного Москве политического режима», - пояснил востоковед.

Выступление Анатолия Кошкина дополнил участвовавший в круглом столе писатель, лауреат премии Службы внешней разведки в области литературы и искусства им. Е.М. Примакова Дмитрий Поляков-Катин.

«Несмотря на миф, который сегодня американцы активно создают, что именно они стояли у истоков создания атомной бомбы, они не смогли бы достичь этого самостоятельно. Они получили всю необходимую информацию не в последнюю очередь от немецкой урановой программы», - заметил писатель.

Член правления, секретарь Союза писателей России Сергей Дмитриев отметил, что книга Анатолия Кошкина стала частью большого проекта «Книги памяти и Победы», подготовленного Российским книжным союзом.

«По итогам этого проекта мы выпустили каталог, в котором нашло своё отражение всё, что выпущено о Великой Отечественной войне за три последних года. У нас получилась цифра в 800 книг. Книга Анатолия Кошкина вышла в рамках серии “Шаги к Великой Победе” издательства “Вече”, которая настоящему моменту уже включает 12 книг, посвященных таким событиям, как Смоленское сражение 1941 года, битва за Москву, Сталинградская и Курская битвы, освобождение Крыма, форсирование Днепра и освобождение Украины, операцию “Багратион” и освобождение Белоруссии, взятие Берлина и разгром японских войск в Маньчжурии», - отметил С.Дмитриев.

Со своей стороны, нам лишь остаётся отметить, что новая работа Анатолия Кошкина будет востребована не только учёными-востоковедами, но и всеми, кого интересует история Второй мировой войны и отношений России с её дальневосточными соседями.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати