ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Российская информационная политика и борьба с фальсификациями в условиях современных цифровых технологий

15:05 18.11.2025 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

На пленарном заседании форума. Слева направо: А.Оганесян (модератор, главный редактор журнала «Международная жизнь»), М.Захарова (директор Департамента информации и печати МИД России), М.Мягков (научный директор Российского военно-исторического общества), Я.Скворцов (декан факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД России). Фото А.Торина.

В Москве состоялся V Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовом информационного и исторического фальсификата», организованный журналом «Международная жизнь» при поддержке Минцифры России. В работе конференции приняли участие известные российские дипломаты, представители органов государственного управления, ученые, эксперты и журналисты, в том числе из ряда зарубежных стран – Франции, Германии, Армении, Турции, Швейцарии. В своем материале мы коснёмся некоторых выступлений, прозвучавших в рамках форума.

Цели и задачи информационного давления ЕС и США на Россию

На пленарном заседании форума выступила директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. Она, в частности, отметила, что фальсификация прошлого – одно из важнейших направлений гибридной войны «коллективного Запада» против России. Цель этой разрушительной политики – доказать, что Россия всегда была врагом Европы и Америки и остаётся им. Война с собственным прошлым ведётся для мобилизации общественного мнения и создания коалиции для недопущения роста влияния России и сдерживания её развития.

«В истории русофобии лежат искажённое массовое восприятие и сознательно насаждаемое и поэтому ложное представление о России как стране варваров с отсталой экономикой, низким уровнем культуры, тоталитарной политической системой, чуждой ценностям прав человека и демократии. Одним из самых известных примеров стала книга француза Астольфа де Кюстина “Россия в 1839 году”. Эта книга многократно переиздавалась на Западе и немало способствовала укреплению на базовом уровне, через преподавание и образование негативного образа нашей страны», - отметила М.Захарова.

«Вот прямая цитата из этой работы: “Я часто повторяю себе: здесь всё нужно разрушить и заново создать народ. Матерям здесь следовало бы оплакивать рождение детей более чем их смерть. Нужно жить в этой пустыне без покоя, в этой тюрьме без отдыха, которая именуется Россией, чтобы почувствовать всю свободу, предоставленную другим народам, какой бы ни был принят там образ правления”. Поэтому нужно всегда помнить: корни враждебного отношения к России не в 30-х годах ХХ века, а гораздо глубже… Такой русофобии наш поэт и дипломат Федор Тютчев противопоставлял панславизм, для того времени - механизм защиты от фальсификаций. Он тогда же понял, что лучшая форма защиты – это не оправдание и не споры, не попытки убедить Запад в неправоте, а системное продвижение собственного мировоззрения, основанного на правде и истине истории. Кроме того, речь шла о поддержке альтернативной концепции, которая способна сплотить вокруг России народно-освободительное движение тех времён. В ХХ веке Советский Союз энергично поддержал мировое антиколониальное движение, по сути, возглавил его. Заслуги Москвы в создании независимых государств Азии, Африки до сих пор являются основой нашего авторитета в этих стратегически важных регионах. Не случайно страны мирового большинства до сих пор разделяют наше видение истории Второй мировой войны, что выражается в ежегодном принятии и поддержке резолюции Генеральной ассамблеи ООН против героизации нацизма и неонацизма. Со всей ясностью это было продемонстрировано в год 80-летия Великой Победы, когда на майские торжества в Москву приехали лидеры этих стран», - подчеркнула М.Захарова.

Как отметила директор Департамента информации и печати МИД России, на новом историческом этапе наша страна объективно находится в авангарде антинеоколониальной борьбы с попытками бывших метрополий сохранить выгодный им миропорядок (по их собственным утверждениям, «основанный на правилах»). С этой целью ими используются современные технологические возможности, включая нейросети, для подчинения остального мира в новых технологических форматах. «Но теперь это будет сделать намного сложнее: появляются альтернативные центры влияния, которые концентрируют свои влияния вокруг новых форматов, таких как БРИКС, ШОС. Ими предпринимаются усилия для отстаивания собственного видения исторического процесса, достойного места в мировой истории. В качестве основных механизмов защиты от исторической фальсификации мы рассматриваем всестороннюю координацию действий с единомышленниками на мировой арене, последовательное наращивание совместного производства, продвижения научно-популярной и развлекательной продукции на историческую тему, основанной на фактах», - пояснила М.Захарова.

Все эти шаги не отменяют необходимости ежедневного ведения просветительской деятельности и оперативного опровержения фейков, что составляет важную часть нашей ежедневной информационной работы. 29 октября 2025 года при поддержке Министерства иностранных дел России состоялся Третий международный форум «Диалог о фейках». Это мероприятие было включено в календарь Глобальной недели медиа и информационной грамотности ЮНЕСКО. В работе форума приняли участие эксперты более чем из 80 государств. Одной из его задач стало укрепление взаимодействие и продвижение созданного в конце 2024 года в Москве Международной ассоциации по фактчекингу. На сегодняшний день она объединяет более 105 экспертов из 50 государств.

«Ещё до пандемии COVID-19, почти шесть лет назад, на заседании Комитета по информации Генеральной Ассамблеи ООН Россия предложила именно ООН, Департаменту общественной информации… возглавить это движение и создать подобный механизм на площадке ООН. Но они не захотели. Я уверена, что инициативу заблокировали западные страны. Не хотят вместе – будем делать сами. И, как видите, у нас это получается», - подчеркнула официальный представитель МИД России.

«Основным объектом воздействия либеральных западных медиа в сфере формирования исторических представлений являются, конечно, новые поколения… Если у старшего поколения ещё живут воспоминания о совместном прошлом, пусть порой в робкой и подавленной форме, то у новых поколений картинка только одна – навязанная им “историческая” враждебность к России. Эта страшная работа ведётся теперь и на пространстве СНГ – теми же западными силами. Мы это видим, говорим об этом, предупреждаем наших коллег», - подчеркнула М.Захарова.

В качестве показательного примера современной информационной политики стран Запада М.Захарова привела историю контактов российского внешнеполитического ведомства с известным итальянским изданием Corriere della Sera: «В последние недели мы наблюдали активное тиражирование в итальянских СМИ фейков о России, антироссийских нарративов, псевдодискуссий о поиске “правды” и так далее. Мы предложили итальянской стороне, если ей действительно интересно разобраться в сути проблем, направить нам вопросы и получить эксклюзивные ответы Министра иностранных дел России Сергея Лаврова… Прислали вопросы – это были не наши вопросы… а их собственные, очень развёрнутые, и не предполагающие односложных ответов. Министр работал над этими текстами сам, помощники перепечатывали их и направляли изданию. Дальше началась абсурдная “игра”, которая привела в шок даже самих итальянских журналистов. Когда стало ясно, что публикация “буксует”, нам сообщили, что в газете “не хватает места” для размещения ответов главы российского внешнеполитического ведомства на вопросы самой же газеты. Да, ответы были развёрнутыми – но и вопросы были такими же… Мы отнеслись с пониманием – возможно в Италии проблемы с бумагой, как и с другими сферами их жизни, и предложили логичный вариант: опубликовать сокращённое интервью в печатном варианте, а на сайте разместить полную версию. Это абсолютно нормальная практика. Каково же было наше удивление, когда ещё через сутки нам сообщили, что “и на сайте нет места”… Журналистам, которые были с нами на связи, было очевидно неловко – им самим было стыдно. Но они сослались на волю тех, кто стоит за газетой и оказывает влияние на её руководство. Мы предложили другой компромисс: дайте ссылку на полное интервью, которое мы опубликуем на ресурсах нашего Посольства в Италии или на сайте МИД – где угодно. Ещё через сутки нам ответили, что “и для такой ссылки места нет”».

«Четыре дня мы пытались найти компромисс… Но, когда мы поняли, что газета в принципе не хочет публиковать развёрнутые ответы Министра и при этом предлагает сокращать не количество вопросов (что было бы ещё как-то объяснимо: оставить, скажем, три из семи–восьми), а сокращать сами ответы, – стало ясно, что речь идёт о цензуре и количественной, и качественной, направленной на прямое изменение содержания наших ответов… Мы попросили предоставить нам эту самую «сокращённую версию». Когда увидели её – всё стало понятно. Были вымараны фрагменты, связанные с неонацизмом – самой больной темой для Западной Европы. Они не хотят даже допускать мысли, что своим гражданам может быть рассказана правда о болезни, которой они поражены уже столетиями. Я сегодня приводила пример того, что нацизм – не история исключительно XX века. Это многовековая история, принимавшая разные формы. И именно это их пугает больше всего… Мы опубликовали всё: полное интервью Министра иностранных дел России – и на русском, и на итальянском языках – и тот “огрызок”, сокращённый на две трети, который они рассчитывали предложить своей аудитории. Насколько сильно текст был сокращён – мы показали в виде инфографики в нашем телеграмм-канале. Читайте, сравнивайте и имейте в виду неоспоримый факт: Западная Европа, либеральное сообщество и эти элиты заражены цензурой, которая стала главным двигателем их “либеральной демократии”. Это не “сокращение” – это цензура в чистом виде», - заявила М.Захарова.

Военные преступления ВСУ и информационная политика Запада: свидетельства и факты

О том, что пытаются скрыть от своих граждан наши западные оппоненты, шла речь в докладе члена Общественной палаты России, руководителя Международного общественного трибунала по преступлениям украинских неонацистов Максима Григорьева. Он напомнил, что трибунал был создан в 2022 году, и в настоящее время в его работе принимают участие представители гражданского общества более 35 стран мира. «Мы фиксируем совершенные преступления, передаём данные о них в Следственный комитет. Данные, собранные нами, используются на международной арене, находят отражение в докладах, материалах, выставках. На освобождённых территориях нами собраны более 1600 показаний свидетелей и пострадавших. Все они наглядно свидетельствуют о неонацистском характере украинского режима», - отметил М.Григорьев.

В качестве примера участникам конференции были продемонстрированы видеоматериалы со свидетельствами преступлений, совершенных Вооружёнными силами Украины в октябре-декабре 2024 года при отступлении из города Селидово Донецкой народной республики, а также при вторжении в 2024 году на территорию Курской области. « В Селидово отступавшие части ВСУ и находившиеся на их стороне иностранные наёмники провели массовый расстрел мирных граждан на территории ДНР целыми семьями. Что можно, мы фиксируем, опрашиваем мирных граждан, они рассказывают, что происходило с 2014 года на территориях, которые были под контролем ВСУ: убийства, издевательства, изнасилования, тотальный грабёж. То же самое происходило и в Курской области… Конечно, всё, что мы делаем – это капля в море. Западные страны перекрывают доступ к этой информации, вводят цензуру. Поэтому мы заинтересованы в максимально широком распространении собранной нами информации», - заключил М.Григорьев.

История и пропаганда на Украине: современные формы манипуляции

Профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России, научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО), заведующий Центром истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Михаил Мягков подчеркнул, что информационная война, обрушившаяся в настоящее время на Россию – это часть того большого давления, которое является, по сути, подготовкой к войне настоящей, готовящейся странами НАТО и Европейского союза. «Этого они особо и не скрывают… РВИО занимается сбором информации, касающейся неонацизма. В библиотеке общества есть специальный отдел, в котором собраны материалы учебного характера, касающиеся стран бывшего Советского Союза, включая Прибалтику и Украину. Там есть и учебники… Недавно в эту подборку попало пособие для дошкольников - “Крута історія України” . Подготовлено еще в начале 2020-х годов, до начала Специальной военной операции. В центре внимания составителей четыре фигуры. Первая из них – Скиф, вторая – Козак, третья – воин “Украинской народной республики” (почему-то одетый в бандеровскую форму), и, наконец, четвертая – “мать Дмитрыка”. (Кто она такая, мы выясняем из текста: женщина, надевшая камуфляж, взявшая в руки автомат и воюющая с востоком Украины, то есть с Донбассом и Новороссией). Такая история внедряется в мозги подрастающего поколения с 5-7-летнего возраста. По сути дела речь идёт о неприкрытом оболванивании населения», - подчеркнул М.Мягков.

«В этой связи РВИО проводит просветительские десанты на наши исторические территории. Мы часто туда ездим. Приведу пример: медицинский колледж в Запорожской области. Я рассказываю о книге, которую мы создали с Максимом Григорьевым. Там был эпизод с взятым в плен ополченцем ДНР, еще до 2022 года. Его мучили украинские врачи: срывали бинты с ран. Студентам-медикам эти врачи показывали, как нужно фиксировать реакцию боли у человека, который получил тяжелейшие травмы и едва мог двигаться… На заднем ряду в зале сидит человек старше их по возрасту и с ехидцей спрашивает у нас: “Как же он не погиб тогда?” К сожалению, там немало людей, заражённых подобной пропагандой. С подобными примерами нам ещё предстоит сталкиваться не раз», - подчеркнул историк.

«Важнейшей задачей информационных фейков, распространяемых нашими противниками является распространение вражды, стремление развести нас по “национальным квартирам”. Это хотели сделать США, Британия и Франция век назад, в годы гражданской войны, этого же добивалась Германия в годы Великой Отечественной войны, сегодня этого хочет Евросоюз. Если это удастся сделать, то последствия будут для нас катастрофическими», - заявил М.Мягков.

«Такое ощущение, что на Западе не просто забыли, а намеренно не желают вспоминать уроки Нюрнбергского трибунала. Именно в ходе этого процесса введены были в оборот, в том числе научный, такие понятия, как подготовка агрессивной войны, преступления против человечности, геноцид народов… В последние годы РВИО выпустило черные книги о преступлениях ОУН и украинских неонацистов, прибалтийских пособников Гитлера, аналогичные издания, посвящённые становлению антироссийских настроений и политики в Швеции, Финляндии. Вышедшие из печати книги переводятся и на языки этих стран. Показательный факт: по данным Федеральной службы исполнения наказаний, среди украинских военных, попавших в российский плен и отбывающих срок в наших тюрьмах, эти работы пользуются популярностью. Это и есть наш ответ», - заключил М.Мягков.

К каким последствиям ведут смысловые манипуляции на историческом поле?

Профессор Института медиа НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев в своём докладе на форуме развил тему информационных и смысловых манипуляций на историческом поле. По его словам, если начинается манипуляция с историей, более того – конструирование какой-то новой истории, у этого действия всегда есть цель, которая находит свое выражение в политических, экономических или социальных последствиях. «Манипуляция в сфере истории – это один из наиболее сложных видов информационно-политических манипуляций, потому что такого рода действия предопределяют необходимость системного искажения событийного поля, причём не только в истории, но и в современности, и в будущем на протяжении относительно длительного времени. Результатом становится изменение повседневной жизни человека, его поведения, механизма принятия решений. Приведу пример: если путём исторической манипуляции превратить убитого в 1934 году немецкими нацистами канцлера Австрии, сторонника ориентации на Италию Э.Дольфуса из австрофашиста в антифашиста – то этот шаг приведёт к формированию абсолютно новой истории одной из стран Центральной Европы, которая, безусловно, будет иметь последствия с точки зрения дальнейшего политического и социального мифотворчества… Любое противоборство на информационном поле - это очень сложная диалектика борьбы за контент и борьбы за влияние в каналах коммуникаций… Рискну сказать, что в значительной мере в последние годы мы битву за контент стали выигрывать и по качеству, и по охвату нашей продукции, но, тем не менее, остается задача получения влияния в каналах коммуникаций. Но и здесь тоже есть хорошие новости, потому что, с моей точки зрения, развитие технологий играет на нас», - отметил Д.Евстафьев.

«В каком типе общества возможны масштабные информационно-политические и историко-политические фальсификации на системном уровне? Прежде всего, в обществах, вырванных из своего политического, социального и историко-культурного контекста. Поэтому разрушается, прежде всего, контекст. Разрушается, прежде всего, та среда, в которой развивалось то или иное общество. Классический пример – Украина, которая жила и развивалась в одном социокультурном и геополитическом окружении, а потом за 25-30 лет украинскому обществу объяснили, что окружение было совсем другое. Но что такое общество, вырванное из контекста? Это, прежде всего, общество, в котором исчезла или была сознательно стерта социоисторическая и социокультурная референтность. Невозможно стало соотносить одно с другим. Общество без референтности – это постчеловеческое общество. А для постчеловеческого общества нужен постчеловек, оторванный от своей истории, традиции, замененных простейшими рефлексами… Приходится констатировать, что модель движения к постчеловеческому обществу для западных и вовлеченных в орбиту Запада обществ является нормальной. Всё то, что мы наблюдаем в экстремальных формах в некоторых обществах на постсоветском пространстве, а также на Ближнем Востоке, неоднократно описано в западной, в том числе академической, литературе. Отошлю вас к замечательной книге британского социолога Энтони Гидденса “Ускользающий мир”, где идея человека без традиции, без истории, без корней была доведена до определенного политического уровня. В этом смысле мы должны понимать, что движение к постчесловеческому, а значит – постисторическому миру для Запада является не революцией, а эволюцией, и обусловлено объективными тенденциями развития современного западного капитализма», - отметил Д.Евстафьев.

«На сегодняшний день страны Запада перешли к строительству так называемого постнеоколониального общества. Это общество будет гораздо более сложным с точки зрения управления, нежели классический неоколониализм. При этом Запад вполне осознает выморочность актуальной версии американоцентричного финансово-инвестиционного капитализма и пытается сохранить западоцентричную (но уже без США) глобализацию, используя абсолютно новое поколение социально интрузивных цифровых технологий. Это очень сложный процесс, и его необходимо внимательно изучать, в том числе на академическом уровне», - заключил Д.Евстафьев.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати