Видео: Е. Педанов
Исполняющий обязанности директора Института США и Канады им. Г.А. Арбатова (ИСКРАН) Сергей Кислицын в интервью журналу "Международная жизнь" подвёл итоги уходящего года.
Внутренняя политика США
В 2023 году Белый дом был сосредоточен на выполнении заявленных целей: развитие передовых отраслей, таких как производство полупроводников; реализация законов, нацеленных на поддержку промышленного развития США и высоких технологий; активное взаимодействие союзников в формате неформальных союзов, о которых администрация Байдена заявила в первый год. Поэтому 2023-й был прикладным, рабочим для американского правительства. Его результаты мы увидим в следующем году более четко.
Были и традиционные эксцессы: риски шатдауна (приостановка работы правительства США) и проблемы с принятием государственного бюджета. В этом году, как и в прошлом, и позапрошлом это продемонстрировало, что в США, к сожалению, становится нормой для законотворчества и работы американского конгресса – спекулирование на классических проблемах: выделение федерального бюджета, средств в федеральный бюджет и того, как он будет выглядеть. Ничего нового здесь нету.
Во внутриполитической и социальной жизни страны тоже есть ряд серьезных проблем. Во-первых, сохраняется политическая поляризация, которая длится уже почти десять лет. С 2016 года она обнажила себя достаточно явно. Социологические опросы, которые в этом году проводят американские эксперты, показывают, что общество постепенно начинает выдыхаться в вопросах политической поляризации. Снова появляется середина, которая недовольна обеими партиями. Такой электорат срединного порядка. Его немного, меньше 30 процентов. Фиксируется также усталость простых американцев от работы федерального правительства и непродуктивной политической борьбы. Многие граждане, которые попадают на соцопросы, отмечают, что испытывают усталость от федерального правительства и даже раздражение.
Последние годы американский Конгресс с трудом принимает спорные законы. Есть такая статистика: чем больше законов они смогли принять, тем более эффективный Конгресс в данный момент действует. Сейчас с этим значительные проблемы. Снижение законотворческой и законодательной активности прослеживается. Это все расстраивает американского избирателя.
Вместе с тем экономическая ситуация в США была неплохая. США не скатились в рецессию. Инфляция составила 3,8 процента, а безработица 3,7 процента. Это в принципе нормальные показатели. Единственное, остается высокой ключевая ставка в 5,5 процентов, но это обусловлено политикой борьбы с инфляцией, которая, видимо, в следующем году будет пересматриваться. По первичным прогнозам, в первом полугодии 2024 года ожидается рост американской экономики, не высокий, но более-менее стабильный. В этом плане администрация Джо Байдена с задачей экономического урегулирования справляется.
В новостной повестке присутствует проблема суда над Дональдом Трампом. Наверно, важнейшее в политической жизни –это его возвращение и готовность участвовать в президентской кампании 2024 года. Точно так же, как и появление достаточно сильного непартийного кандидата Роберта Кеннеди. Вряд ли есть какие-то шансы на победу, поскольку традиционно кандидаты от третьих партий и внепартийные, не демократы и не республиканцы, никогда не достигали значительного весомого успеха на выборах. Однако, так или иначе, появляются сильные третьи кандидаты. Это тенденция последних лет, и в этом году она тоже себя обнаружила.
Последние месяцы происходит снижение рейтингов президента Джо Байдена и падение доверия к деятельности президента и его правительства со стороны обычных американцев. Если на выборах 2020 года Дональд Трамп уступил Байдену, но это во многом было связано с пандемией коронавируса и резким скачкообразным ростом безработицы в США, то сейчас по последним опросам Трамп впереди Байдена на несколько процентных пунктов. Это достаточно весомо. Интересный показатель того, что нас ждет в 2024 году. В этом году все думали о выборах следующего года. Обе партии к ним готовились. Пока не обнародованы партийные программы. Скорее всего, это случится в июле–августе следующего года.
Внешняя политика США
Отсутствие диалога с Россией – серьезная проблема, которая носит во многом политический характер, не слишком рациональный. Говорить надо было еще раньше, когда представлялись требования безопасности. Нужно было работать над обновлением структуры и механизмов безопасности в Европе.
Серьезным вызовом для американской дипломатии остается кризис с системой контроля над вооружениями. Тем более, что здесь появляются расхождения с Россией в том, как стороны видят новую архитектуру безопасности.
Перед американской дипломатией стоит ряд задач, которые вряд ли могут быть решены в ближайшее время, но они, так или иначе проявятся в полной мере. Придется опять же договариваться о разрешении конфликта на Украине. Американской дипломатии придется что-то делать в отношении арабо-израильского конфликта. Это тоже важно, тем более, что в США совершенно неоднозначное отношение к этому конфликту. Часть американских граждан поддерживает палестинскую сторону, несмотря на то, что Израиль традиционно является важнейшим американским союзником в регионе. Есть ряд неудобных коллизий и перипетий, с которыми приходится работать. Успехов и прорывов отметить не могу, поскольку ни с Китаем, ни с Россией поступательного прогресса, способствующего взаимовыгодному сотрудничеству на основе принципа неделимой безопасности, достигнуто не было.
США в полицентричном мире
Мы наблюдаем становление полицентричной системы международных отношений. Переход к ее более стабильному состоянию будет сопровождаться ростом числа кризисов, вызовов для мирового сообщества и всех нас. США здесь тоже предстоит найти какую-то нишу и понять, как они будут себя позиционировать в условиях полицентричности, где есть разные центры силы. Их уже не один, не два, их будет больше, потому что есть Россия, Китай и Индия. Важнейшая задача для США – понять, как они могут встроиться в новую систему. При этом полагаю, что у американской стороны нет каких-то особых иллюзий. Понимание, что однополярный период их глобального лидерства закончится, у них присутствовало. Теперь идет процесс поиска.
Политика не военного характера, а больше экономического – по формированию условий сотрудничества в рамках развивающихся новых высокотехнологичных отраслей – является частью американского плана по сохранению своего веса, по крайней мере, среди союзников и колеблющихся третьих стран, которые могут быть перетянуты в проамериканский лагерь. Тем более, что американцы отошли от идеи важности политических режимов в тех или иных странах. Все-таки первичным становится то, на чьей стороне тот или иной режим находится: Китая или США. Его устройство и степень его демократичности уже является проблемой второго порядка в текущих условиях.
Отношения России и США
Россия остается темой провокационной и токсичной для американской политической жизни. Какое-то взаимодействие, которое мы сейчас из сегодняшнего дня можем представить, будет крайне спорным и может быть разыграно против взаимодействующей стороны в условиях предвыборной гонки.
Тем не менее все-таки появляется понимание того, что российская экономика удержалась. Россия сохраняет военный потенциал для продолжения своих действий, для продолжения СВО. Соответственно, появляется понимание, что однажды придется договариваться. Отсутствие прорывов в двусторонних отношениях сопровождается постепенным пониманием того, что потребуется диалог со временем.
Если смотреть за поведением американской прессы, которая во многом является сигналом к тому, что в США происходит. Пошел ряд таких журналистских расследований и критических разборов американской политики поддержки Украины. Это свидетельствует о том, что где-то почва для диалога все-таки готовится. Но здесь мы уходим уже за горизонт президентских выборов.
Объединительная повестка
У нас есть ряд общих глобальных целей, таких как нехватка пресной воды в ряде регионов, проблемы с продовольственной безопасностью. Наконец, борьба с климатическими изменениями, с которыми мы сталкиваемся. Это все – поле для не политической кооперации, которая при наличии политической воли к ней может стать отправной точкой для двустороннего сотрудничества. Это то, что мы все как человечество видим, и с чем реально сталкиваемся.
Точно так же в дальнейшем важно будет что-то делать с системой стратегической стабильности и системой договоров по контролю над вооружениями, которые были заключены, а теперь эта система фактически перестала существовать. Однако регулировать ее все равно придется. Как-то нужно обеспечивать международную безопасность. Россия и США имеют крупнейшие в мире арсеналы ядерного оружия. Это тоже поле для кооперации. Пока в ближайшем будущем мы к этому не будет готовы, но в дальнейшем нам придется на это выходить и искать какие-то точки соприкосновения.
Это характерно для российско-американских отношений. Двустороння торговля ил взаимные прямые иностранные инвестиции – это все никогда не было каким-то серьезным и весомы аргументом для развития отношений. Все-таки чаще диалог выстраивался по военно-политической линии. Таким он, вероятно, и останется. Ряд общечеловеческих, глобальных проблем могут способствовать его обогащению в дальнейшем. Сейчас у нас мало точек соприкосновения ввиду текущей ситуации.
Материал подготовлен в рамках серии публикаций, где руководители институтов Российской академии наук подводят итоги уходящего года и делятся ожиданиями от следующего (2024 — год 300-летия РАН).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs