Фото: ru.wikipedia.org
"Европа — длительное время один из наиболее комфортных регионов на планете — превращается в регион расколотый и опасный", — констатировал Алексей Громыко, член-корреспондент РАН, директор Института Европы РАН. В интервью журналу "Международная жизнь" он рассказал о ключевых событиях и тенденциях 2023 года в Европе: об отношениях с Россией, роли США и Китая, европейских выборах, украинском кризисе и перспективах расширения Евросоюза. Материал подготовлен в рамках серии публикаций, в которой руководители институтов РАН подводят итоги уходящего года.
В 2023 году продолжился пересмотр норм и практик, длительное время регулировавших отношения между востоком и западом Старого Света. Свою прежнюю роль перестал выполнять Совет Европы, из которого Россия вышла в прошлом году. Заморожены отношения РФ с Евросоюзом и НАТО, они находятся на грани разрыва. Но пока продолжают действовать Постоянное представительство России при ЕС в Брюсселе и аналогичная миссия ЕС в Москве. Основополагающий акт Россия-НАТО формально ещё существует, но почти во всём потерял свой смысл. РФ ранее покинула Совет государств Балтийского моря, а в сентябре этого года Совет Баренцева / Евроарктического региона. Под вопросом будущее ОБСЕ, которая до сих пор действует без согласованного бюджета и без утверждённой страны — председателя на 2024 год. Москва против кандидатуры Эстонии, как и против продления мандата на этом посту Северной Македонии. В Арктическом совете семь его западных участников бойкотировали работу мероприятий под председательством и на территории России, которая до мая 2023 года им руководила. Правда, есть определённые надежды, что Осло попытается не допустить углубление кризиса Совета. В целом Европа — длительное время один из наиболее комфортных регионов на планете — превращается в регион расколотый и опасный.
Расширение ЕС
Евросоюз фактически отказался от политики «мягкой силы» и стал активно играть в геополитику. Происходит милитаризация его мышления. ЕС вынужден признавать реалии полицентричного мира. Тем не менее свою политику расширения он продолжает. Летом 2023 года статус стран-кандидатов получили Украина, Молдавия и БиГ (Босния и Герцеговина). Но проблема в том, что если большую часть истории расширение ЕС было увязано с достаточно чёткими социально-экономическими и политическими критериями, то теперь идеология расширения ставится в прямую зависимость от геополитики. Ожидаемо, она базируются на тезисе об «угрозе с Востока».
ЕС сам делает всё для того, чтобы импортировать на своё пространство новые проблемы и риски. Например, очевидно, что дальнейшее расширение неизбежно приведёт к увеличению количества стран-реципиентов и к возрастанию финансовой нагрузки на доноров, которых сейчас только 9 из 27-ми. Однако именно по такому пути ЕС идёт на балканском и постсоветском направлениях. В ежегодном обращении к Европарламенту в сентябре 2023 г. председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что самое важное в вопросе расширения — геополитический вес ЕС. В том же духе прошедшим летом высказывались на эту тему председатель Совета ЕС Шарль Мишель на форуме в Словении и высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель на встрече министров иностранных дел и министров обороны ЕС в испанском Толедо.
Речь идёт о том, чтобы к 2030 году подготовить к членству до десяти новых государств, включая Украину и Молдавию. В результате состав ЕС теоретически может расшириться до 37-ми. В таком виде — это фантазии. Но частичного расширения Евросоюзу уже, судя по всему, не избежать. Может ли это решить хоть какие-то его проблемы — вопрос риторический.
Отношения ЕС и США
Никуда не делся негатив в отношениях между ЕС и США. Вашингтон уже после прихода в Белый дом Джо Байдена не пожелал возобновлять переговоры с ЕС по трансатлантическому торговому и инвестиционному партнёрству. К ноябрю 2023 года сторонам так и не удалось урегулировать торговый спор по стали и алюминию. Даже с Британией США не приступили к переговорам о преференциальном торговом соглашении. Происходят саммиты ЕС — США (последний в октябре), заседания Совета по торговле и технологиям, но принципиально это дела не меняет. Ситуация может только ухудшиться в следующего году, если демократы проиграют на выборах.
Экономический спад
Евросоюз испытывает значительные перегрузки в связи с экономическим спадом, вызванным «великой рецессией», пандемией и затем обострением украинского кризиса. Незащищенные слои населения страдают от роста потребительских цен, повышения стоимости услуг, тарифов на электроэнергию. Эти категории пополняются прибывающими в ЕС иммигрантами, в том числе беженцами с Ближнего Востока, Украины и из Африки. Плохо контролируемый и массовый наплыв мигрантов в Европе продолжается.
Удар по производственной сфере ЕС нанесла инфляция, порождённая резким сокращением импорта российских углеводородов. Экономический рост ЕС в 2023 году минимален на грани с рецессией. Такая ситуация сохранится и в 2024-ом. Для борьбы с инфляцией используются меры монетарной политики для сжатия денежной массы в обращении. В перспективе это поможет взять под контроль рост цен, что уже частично происходит, но не позволит решить проблему низких темпов экономического роста.
Текущий ВВП ЕС-27 в годовом выражении — порядка 17 трлн долл. по текущему обменному курсу. А в 2019 г. цифра была на 2 трлн больше. У США ВВП на 22 год — порядка 26 трлн. Предполагается, что ВВП ЕС вырастет в текущем году на 0,8%. Но это по данным Еврокомиссии. ВВП на душу населения в ЕС — 37 тысяч долл., в США — больше 70-ти. Госдолг ЕС-27 в 2022-ом — около 90%. При этом, по правилам ЕС, потолок госдолга не должен превышать 60%. Инфляция в ЕС в 2022 году была 9%, в этом году ожидается улучшение показателя до 6,5%. Но в рецессии год могут закончить десять стран-членов ЕС, в том числе Германия. Из крупных государств рецессию ожидает и Британию. Франция по итогам года вырастет, но совсем мало. В ЕС развивается кризис жилищного строительства.
Выборы в Европе
В Германии расшатываются позиции правящей коалиции. В среде свободных демократов ставится вопрос о возможном выходе партии из правительства. Поддержка зелёных сильно снизилась. Следующие парламентские выборы в Германии должны состояться не позже октября 2025 года. Пока же популярность СДПГ на исторических минимумах. На левом фланге образуется новая перспективная партия.
Во Франции президентские и парламентские выборы ухудшили положение Эммануэля Макрона. Нельзя исключать, что в 2025 году Марин Ле Пен сможет наконец стать президентом.
В Британии в 2024 году консерваторы проиграют выборы лейбористам. Экономика страны показывает наихудшие результаты из стран «группы семи».
В Италии популярность Джорджии Мелони высокая, но снижается. Многие разочарованы тем, как быстро она сместилась от правого края к центру.
В Польше наверняка следующим премьер-министром станет Дональд Туск, и эта страна прекратит быть «ужасным ребёнком» ЕС, но это ничего не изменить в «восточной политике» Варшавы.
В Венгрии прочны позиции Виктора Орбана.
В Словакии к власти вернулся Роберт Фицо и объявил, что через государственные каналы Братислава прекращает поставки оружия Украине.
Сенсационными стали результаты парламентских выборов в Нидерландах в ноябре, на которых больше всех голосов получила крайне правая Партия свободы под руководством Герта Вилдерса.
Что касается выборов в следующем году в Европарламент, то расстановка политических сил в нём принципиально не изменится, но коррекция произойдёт. Право-, левоцентристы и либералы лишатся часть мандатов, сохранив соответственно первое, второе и третье место. Сильно потеряют зелёные.
Украинский кризис
Превращение киевского режима в военный аватар Запада на восточном фланге НАТО существенно повышают военные риски. Натовская инфраструктура по-прежнему приближается к границам России. Накапливается военно-политическая напряжённость в Черноморском, Балтийском регионах, а теперь уже и в Арктическом. Растёт опасность прямого военного столкновения России с альянсом. Однако перспективы достижения Западом своих целей ухудшаются вследствие острой межпартийной конкуренции в США, экономических противоречий между ними и ЕС, столкновений позиций внутри НАТО по поводу членства Украины.
Украинский кризис затушевал и затормозил «стратегическую расстыковку» США и ЕС, но не остановил её. Курс Вашингтона на долговременное противостояние с Пекином ведёт к наращиванию американского давления на европейцев, привязывая их к жёсткой антикитайской линии. Обострение украинского кризиса американцы использовали для того, чтобы «дожать» ЕС, в первую очередь Германию, и в 2022-2023 годах получать огромные дивиденды от массированного навязывания ЕС своего СПГ. И здесь ситуация двойной выгоды ‒ новые стимулы для американской экономики и одновременно ослабление конкурентоспособности европейских экономик, в первую очередь немецкой.
Отношения ЕС и Китая
Отдавая себе в этом отчёт, европейцы хеджируют свои риски. Это показали визиты в Пекин Олафа Шольца в ноябре 2022 года и Эммануэля Макрона в апреле 2023 года. Для большинства стран-членов ЕС Китай ‒ крупнейший внешнеторговый партнёр. В целом он третий по важности импортёром продукции, производимой Единым рынком (9% в европейском товарообороте) вслед за США (19,8%) и Британией (12,8%), и ведущим мировым экспортёром товаров в ЕС (20,8%), опережая США (11,9%), Британию (7,3%) и Россию (6,8%). Статусом крупнейшего из стран-членов ЕС экспортёра в Китай обладает Германия. Двумя главными товарными позициями китайского экспорта в ЕС является продукция высокотехнологичных отраслей ‒ телекоммуникационное оборудование и вычислительная техника.
Субъектность ЕС
Происходит перераспределение бремени безопасности между частями Евро-Атлантики в пользу США, втягивание Вашингтоном ЕС и НАТО в политику «двойного сдерживания», направленную против России и Китая. Одновременно объективные интересы развития ЕС подталкивают ряд его стран-членов к поиску путей автономии на мировых рынках, к попыткам сохранить конкурентные преимущества Единого рынка перед лицом амбиций других центров силы. Пока же в поисках своей международной субъектности ЕС остаётся заложником догматичной интерпретации «евроатлантической солидарности», исторических фобий и ультралиберальных ценностей.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs