ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«3+3» - время собирать камни на Южном Кавказе

09:45 02.11.2023 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

В Тегеране 23 октября состоялась первая встреча в формате «3+3» на уровне министров иностранных дел Азербайджана, Армении, Ирана, России и Турции (без участия Грузии). Напомним, что стартовая встреча участников этой платформы на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств состоялась в Москве почти 2 года назад: 10 декабря 2021 года.

Предыстория встречи в Тегеране

Идею сотрудничества трех региональных игроков с тремя государствами Южного Кавказа, так называемую «платформу шести», предложил[1] президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в декабре 2020 г., сразу после окончания 44‑х дневной войны в Нагорном Карабахе.  На платформе предполагалось обсуждать возможности поствоенного регионального сотрудничества Армении, Азербайджана и Грузии с тремя крупными и влиятельными соседями – Турцией, Россией и Ираном, территория которых непосредственно примыкает к закавказским республикам и блокирует по суше подходы к региону с севера и юга.

«Платформа шести» предполагала открытие всех путей сообщения и налаживание транзитных перевозок в регионе, которые были прекращены тридцать лет назад после начала карабахского конфликта.

Как известно, военные действия в Нагорном Карабахе были остановлены на основе трехстороннего заявления Российской Федерации, Армении и Азербайджана 9‑го ноября 2020 года. Именно российский президент В.В.Путин провёл решающие переговоры с главами воюющих сторон, выступив в роли посредника, и положил конец войне.

Реальным миротворцем оказалась только одна Россия, которая в тот момент направила в зону конфликта по согласованию сторон российский миротворческий контингент (РМК). Ни Вашингтон, ни Париж (члены Минской группы ОБСЕ), ни Брюссель не могли ничего противопоставить реальному влиянию России.

Спустя три года США и ЕС, воспользовавшись сосредоточенностью России на украинском кризисе, пытаются свести к минимуму российское присутствие на Южном Кавказе, заменив его своим. Поскольку Россия сейчас находится под европейскими санкциями и её взаимодействие со странами ЕС серьёзно ограничено, для Евросоюза маршрут, идущий из Китая в обход России, принципиально важен. По замыслу еврочиновников, транспортная система региона должна стать частью более глобального проекта, Срединного коридора, основное предназначение которого — экспорт азиатских (прежде всего, китайских) товаров и энергоносителей через Центральную Азию и Азербайджан в Европу.

Для США, в свою очередь, особая ценность этого региона связана с тем, что он служит удобной площадкой для давления на Иран, а также плацдармом для открытия второго фронта против России. Со стороны США проглядываются явные намерения утвердиться в Закавказье через контроль над Арменией и стать главным кукловодом, а заодно и «спонсором безопасности» этого региона.

Агрессивные интересы США в регионе входят в противоречие с планами Турции, которая собирается через территорию Армении организовать транзитный маршрут в Азербайджан с выходом к Каспийскому морю и далее в Среднюю Азию и тюркские регионы России. Анкара старается ограничить присутствие Вашингтона на Южном Кавказе, памятуя о том, как военные действия США в соседних Ираке и Сирии  ухудшили перспективы безопасности Турции. В этой связи там хотели бы держать своего союзника по НАТО на определенном расстоянии, чтобы избежать ответных шагов со стороны России и Ирана, усложняющих турецкие планы в отношении Южного Кавказа и Центральной Азии.

Таким образом, ни Россия, ни Иран, ни Азербайджан, ни даже Турция (член НАТО) не заинтересованы в активности третьих сил в регионе. Другими словами формат «3+3» можно бы было смоделировать и как «3+3-2»: плюс для стран региона, а минус для США и ЕС. По мнению иранского аналитика Али Салами, формат «3+3» «позволит обсуждать все вопросы - как политические, так и экономические, инфраструктурные - в региональном формате, включая вопросы безопасности, что, в свою очередь, закроет для Запада возможность вмешиваться в региональные вопросы»[2].

Россия имела весомые аргументы поддержать инициативу Турции, так называемую «платформу шести», несколько трансформировав ее в формат «3+3». Такой формат фактически предполагает создание региональной системы, основанной на тесном взаимодействии во многих сферах, среди которых  выделяются, как наиболее динамичные, транспортно-логистическая и торгового-промышленная. При этом сотрудничество стран в регионе перестраивается с двусторонней основы на многостороннюю.

Идея объединить экономические интересы исторических соперников для того, чтобы сделать войну между ними невозможной, не нова. Например, в первые годы после Второй мировой войны европейские правительства пришли к выводу, что объединение производства угля и стали, сделает войну между историческими соперниками, Францией и Германией, «не просто немыслимой, но и практически невозможной»[3]. Опыт оказался успешным и позволил перейти к следующему этапу экономической интеграции.

Актуальность регионального формата «3+3»

С Турцией и Ираном у РФ, при всех сложностях, налажен постоянный диалог: руководители трех государств доказали эффективность при согласовании своих позиций во время конфликта в Сирии. Кроме того, Россия ведет с южными соседями взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Российско-турецкий торговый оборот непрерывно растет и приблизился в 2022 г. к отметке 70 млрд. долл.[4], российско-иранский  составил 4,9 млрд. долл., а в ближайшие годы этот показатель может быть увеличен до 40 млрд. долл. [5]

Неплохие и вполне доверительные отношения РФ наладила с Азербайджаном. Товарооборот между нашими странами по итогам 2022 года достиг $3,71 млрд., что на 23,9% превышает показатели 2021 г.[6]

Россия имеет союзнические отношения с Арменией. При всем стремлении ее руководства на Запад, экономически республика полностью зависит от России. В Армении работают 2200 предприятий с российским капиталом, около 40% – из них крупные, в том числе «Южно-Кавказская железная дорога», «Арменал», «Геопромайнинг», «Газпром Армения» и другие. Товарооборот между Арменией и РФ в 2022 году по сравнению с 2021 годом возрос почти вдвое и достиг примерно 5 млрд. долл. США[7]. Россия также является основным экспортным рынком для Армении. 45% производимых товаров Армения экспортирует в Россию. Кроме того, многие тысячи армянских рабочих-мигрантов проживают в России. На РФ приходится 70% денежных переводов из-за рубежа в Армению, которые в прошлом году достигли рекордных 3,5 млрд. долл. США[8].

Даже с Грузией, с которой у России нет дипломатических отношений, объем товарооборота по итогам 2022 года показал рост на 52% и превысил 2,4 млрд. долл. США. Россия вышла на второе место (вслед за Турцией) среди крупнейших торговых партнеров Грузии[9].  При российской ТПП будет создан российско-грузинский деловой совет, который станет координировать усилия местных предпринимателей по выходу на рынок Грузии. В условиях отсутствия межправительственного диалога Москвы и Тбилиси новая структура должна стать ключевой площадкой для контактов бизнеса[10].   

Активно развиваются также азербайджано-турецкие, азербайджано-грузинские, грузино-турецкие, армяно-иранские и ирано-турецкие экономические отношения. Сейчас наметилось ослабление напряженности и в ирано-азербайджанских отношениях. До последнего времени развитие логистики в регионе сдерживалось карабахским конфликтом. Самоликвидация Нагорно-Карабахской Республики, исход карабахских армян создали новую, по-своему непростую,  ситуацию в регионе. Фактор Нагорного Карабаха перестал быть доминирующим в армяно-азербайджанских, армяно-турецких, армяно-российских и всех других отношениях. Армения же, потерпев тяжелое поражение, заняла более примирительную и готовую к сотрудничеству с соседями позицию. Появились перспективы укрепления региональной интеграции в ситуации, когда многие преграды для экономического сотрудничества преодолены, а новая реальность заставляет находить новые решения, полезные всем участникам процесса. Повысилась актуальность  регионального формата для решения внутренних проблем без привлечения третьих сил, которые вносят лишь нестабильность.

В таких условиях Россия и Иран[11] решили после двухлетней паузы предпринять дипломатические и другие усилия для перезапуска работы формата «3+3», потому что стал обозначаться западный крен уже во внешней политике Армении.

Позиции сторон

Иран, Россия, Турция и Азербайджан согласны, что внерегиональные силы имеют дестабилизирующее влияние. По их общему мнению, региональную безопасность можно укрепить за счет региональных ресурсов. Армения и Грузия на текущем этапе придерживаются иного мнения, учитывая свои отношения с Западом.

В экономическом плане платформа, по сути, соответствует интересам всех участников, хотя особое внимание к ней проявляют Турция, Иран и Россия: будучи региональными державами, они пытаются расширить свое влияние в регионе. Наиболее активна Турция, так как она имеет большое политическое влияние и на Грузию, и на Азербайджан. Американское интернет-издание Al-Monitor, которое специализируется на ближневосточной тематике, сформулировало главные геополитические интересы Анкары в регионе следующим образом: «создание прямых торговых путей в Азербайджан и другие тюркские республики Центральной Азии, а также снижение влияния Запада, Ирана и России на Южном Кавказе за счет расширения своего присутствия»[12]. Однако проект «Север – Юг», а также стремление США и ЕС утвердиться в регионе через манипулирование Арменией, вынуждают Анкару и Баку поддерживать партнёрские отношения с Москвой и Тегераном ради того, чтобы совместными усилиями нивелировать присутствие внерегиональных сил.

Из участников Консультативной региональной платформы «3+3» в  ней, наверное, больше всего заинтересован Азербайджан. В его планы входит строительство автомобильных и железных дорог через территорию Армении (Зангезурский коридор) и Ирана в союзную Турцию с последующим выходом на Европу, а также другие инфраструктурные и энергетические  проекты в регионе: высоковольтные линии электропередач, новые газопроводы и  газовый хаб.

Для России, когда западное направление для нее закрыто, разблокирование маршрутов на Южном Кавказе ускорит запуск международного транспортного коридора «Север — Юг». Одно ответвление маршрута свяжет Россию с южными портами Ирана в Персидском заливе, а другое — обеспечит сквозное сообщение через Нахичевань с Турцией, а через Турцию - со странами Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. В грузоперевозках будет активно участвовать РЖД, которая является владельцем и армянских железных дорог.

Тегеран поддерживает проекты переустройства Южного Кавказа с оговоркой, что необходимо сохранить для Ирана коммуникации выхода через Армению на внешние рынки и экономическое пространство России (имеется в виду проект автотрассы "Север-Юг" через Армению в Грузию до границы с РФ), и через Азербайджан (МТК "Север-Юг" и участок Зангезурского коридора через территорию Ирана).

Так, в преддверии тегеранской встречи при участии министра дорог и городского развития Ирана Р. Гасеми состоялась закладка моста через р. Араз в Восточно-Зангезурском экономическом районе Азербайджана на трассе, которая пройдет по северной границе Ирана, то есть альтернативной ветке Зангезурского проекта, запланированного через армянскую территорию. Иранская сторона заинтересована в установлении сообщения между Азербайджаном и Нахичеванью именно по своей территории, чтобы получить все преференции. Однако Баку и Анкара вовсе не исключают одновременного использования обеих веток.

Строительство иранской транспортной ветки можно рассматривать как определенную уступку со стороны турецко-азербайджанского тандема иранским властям. Согласно исследованию Middle East Institute[13], если Иран «потеряет» границу с Арменией из-за Зангезурского коридора, то он еще больше отдалится от всего региона Южного Кавказа, а торговые пути Ирана с Европой и Евразией окажутся во власти Турции и Азербайджана. В свою очередь, укрепится их экономическое и политическое влияние на Тегеран, что может стать подпиткой пантюркистских сепаратистских движений в северном Иране. С другой стороны, вряд ли Анкара и Баку откажутся от армянской ветки Зангезурского коридора и захотят полностью отдать контроль за столь необходимым им маршрутом Тегерану, поскольку тогда Исламская республика становится для них хозяином транспортно-коммуникационной ситуации.

Иран опасается усиления Турции в регионе и полагает, что сохранение российского присутствия на Кавказе будет балансировать турецкое влияние и сдерживать амбиции Анкары. Таким образом, формат «3+3» представляется оптимальным для  установления сдержек и противовесов внутри региона, для чего необходимо ограничить влияния США и ЕС на Армению и Грузию.

По мнению портала Al-Monitor ( из турецких источников на условиях анонимности)[14], правительство Эрдогана считает, что в его собственных геополитических интересах на данном этапе улучшить отношения с Арменией и установить с ней дипломатические отношения на своих условиях, используя «историческую возможность, которая выпадает раз в жизни», имея в виду стремление армянского премьер-министра Никола Пашиняна любыми путями (включая уступки Азербайджану – прим. автора) вывести Армению из сферы влияния России на Запад.

В этом контексте показательна нарастающая антироссийская риторика Пашиняна. Причем он специально выбирает для изложения своих претензий к России трибуны или СМИ  недружественных ей стран.

Так 17 октября он заявил в Европарламенте о том, что «наши союзники в сфере безопасности не только не помогали нам (во время приграничных обострений между Арменией и Азербайджаном – прим. автора), но и делали публичные призывы к смене власти, свержению демократического руководства в Армении»[15], что абсолютно не соответствует действительности.

В интервью The Wall Street Journal армянский премьер обвинил[16] ОДКБ и Россию в невыполнении своих договорных обязательств, из-за чего будто бы  Армения и проводит диверсификацию в сфере безопасности, хотя именно армянское руководство неоднократно игнорировало своевременные инициативы ОДКБ[17], которые обеспечили бы стабильность на границе и способствовали бы безопасности республики.

Пашинян регулярно жалуется своим западным кураторам на два действия России, которые взаимоисключают друг друга. Мол, она, а вместе с нею и ОДКБ, якобы уходят из региона по непонятной причине и одновременно стремятся подавить армянский суверенитет. Другими словами действующая власть в Ереване старается минимизировать связи Армении с Россией, выдумывая мифические аргументы, чтобы оправдать перед избирателями свой поворот на Запад.

Политическая раздвоенность уже сыграла с армянским премьером злую шутку: как только с его подачи переговоры Еревана и Баку переместились на западные площадки, Азербайджан достиг дипломатических успехов. Именно в Брюсселе, Праге и Вашингтоне Пашинян был вынужден под давлением своих западных партнеров признать территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, включая Карабах, в нарушение Декларации о независимости Армении[18], решения ВС Армении[19], а также вопреки своим же предвыборным обязательствам[20].

Неожиданная метаморфоза произошла и с позицией Еревана относительно открытия транспортного маршрута вдоль своей южной границы, так называемого Зангезурского коридора. До последнего времени армянское руководство было категорически против данного проекта, считая его нарушением своей территориальной целостности. Однако Запад совершенно не собирается отстаивать неприкосновенность Армении в ущерб своим геополитическим интересам. Под его давлением Ереван поменял свою позицию на 180 градусов. 26 октября  на форуме «Шелковый путь» в Тбилиси Пашинян заявил[21], что Армения хочет стать «Перекрестком мира» в Закавказье. В рамках представленного проекта находится и Зангезурский коридор, соединяющий Армению с Азербайджаном и Турцией по суше и железной дороге. Армянский премьер отметил, что проект включает в себя ремонт, строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных, железных дорог, трубопроводов и линий электропередачи между Арменией, Турцией, Грузией, Азербайджаном и Ираном.

Таким образом, последние события показывают: в своей региональной экспансии Запад сделал ставку на Армению и делегировал ее для участия в работе Консультативной региональной платформы «3+3». В этой связи очевидно, что Армения будет стремиться усиливать свои позиции за счет вовлечения в дела региона своих западных кураторов, что, естественно, внесет в работу Платформы определенную долю напряженности.

Грузия провозгласила 20 лет назад курс на вступление в ЕС и НАТО, и хотя на данный момент эта перспектива не приближается, она продолжает отказываться от участия в региональном сотрудничестве с участием России. В 2008 г. в ответ на признание Москвой суверенитета Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Россией, зачислив ее в «страны-оккупанты». Ситуация усугубилась в связи с тем, что Грузия вместе с Украиной и Молдовой 17 мая 2021 г. образовали «Ассоциированное трио» по сотрудничеству в вопросах европейской интеграции, в связи с чем  участие в одной платформе с РФ было нелогично. 

Однако, несмотря на то, что Тбилиси отказывается от участия в совещаниях платформы «3+3», Грузия косвенно уже в какой-то мере участвует в подобном формате, поскольку по ее территории грузы проходят из России в Турцию и обратно, а также между Арменией и Россией. Кроме того, на уровне соответствующих ведомств рассматривается совместный проект по прокладке линии электропередач Россия–Грузия–Армения–Иран.

Через Грузию пролегает транспортный коридор на Южном Кавказе с выходом на Черное море, поэтому активизация транспортных коммуникаций, энергетических проектов, проходящих через Грузию, при участии в формате «3+3» дало бы ей огромные экономические и политические дивиденды. Не участвуя в формате, Грузия остается лишь в статусе страны-транзитера, а не полноценного партнера, и в итоге получит прибыль на порядок ниже.

Другие 5 государств формата «3+3» на совместных консультациях, естественно, постараются отстаивать свои интересы. В случае неучастия Грузии в урегулировании споров отстаивать ее позицию будет попросту некому. В Тбилиси отчетливо понимают, что отказываясь от участия в консультациях Платформы, они лишают себя возможности артикулировать собственную позицию и национальные интересы. Кроме того, открытие инфраструктуры, новых путей, в том числе через территории Южной Осетии и Абхазии, помогло бы Грузии в плане восстановления отношений.

К сожалению, до последнего времени западные партнеры Грузии не давали ей принимать самостоятельные решения по внешней политике. Когда власти Грузии 2 года назад выразили желание принять участие в формате «3+3», в выступлениях посла США, некоторых конгрессменов и сенаторов Вашингтон четко обозначил, что Грузия категорически не может принимать участие в платформе, где одним из участников является РФ. Западных кураторов не устраивало, что цель данного формата — создать на экономической основе политическую структуру, которая будет решать проблемы исключительно за счет усилий стран-участниц, без внешнего вмешательства.

Более того, США недвусмысленно требуют от бывшей союзной республики открыть второй фронт с Россией, угрожая акциями по смене власти. В этой связи в последнее время зафиксирована некоторая напряженность в отношениях Грузии и коллективного Запада. Как известно, ее причиной стал законопроект об «иностранных агентах», который парламент Грузии принял в первом чтении, однако после давления оппозиции, за которой стоял Запад, проект был отозван. Все же в последнее время правительство Грузии, хотя и нерешительно, но идет по пути концентрации суверенитета страны в своих руках.

В сентябре Министерство госбезопасности Грузии выдвинуло обвинение в подготовке путча в адрес USAID (США)[22]. По приглашению этой организации в Тбилиси прибыли специалисты по обучению деструктивным и противозаконным действиям, которые запланированы западными спецслужбами в Грузии на октябрь-декабрь этого года.

Что же касается отношения России к позиции Грузии, то его в сжатом виде сформулировал глава МИД РФ Сергей Лавров: «Понимаем причины, по которым грузинское руководство пока воздерживается от присоединения к "шестерке". Ценим, что Тбилиси исходит из возможности сделать это в будущем. При всех обстоятельствах нынешние власти в Грузии во всех своих действиях исходят из коренных национальных интересов, как они не раз доказывали. Это дает основание полагать, что в недалеком будущем полноценный формат "3+3" может заработать»[23].

Итоги встречи в Тегеране

Встреча в Тегеране состоялась на фоне эскалации палестино-израильского конфликта и опасений разрастания, а также вовлечения в него новых сил, в том числе Ирана. Современные международные отношения переживают период правового беспредела. Коллективный Запад пытается подменить международное право своим «порядком, основанным на правилах», которые меняет в соответствии с политической целесообразностью. Резолюции международных организаций, в том числе Совета Безопасности ООН, выполняются избирательно, в нарушение международных соглашений вводятся групповые санкции против отдельных стран.

В такой турбулентной обстановке страны Южного Кавказа на встрече в Тегеране поддержали идею создать региональную организацию «3+3». Участники совещания обсудили непростые геополитические проблемы, а также практические вопросы разблокирования экономических и коммуникационных связей в регионе, урегулирования противоречий, раскрытия экономического, транспортного потенциала региона.

Было принято заявление[24], в котором определяются общие принципы политики сторон и конкретные цели к следующей встрече. Министры приветствовали процессы нормализации между Ереваном и Баку, и в то же время осудили атаки на мирных граждан в секторе Газа.

Формат «3+3», призванный укрепить региональную стабильность и солидарность вне зависимости от политических, идеологических и даже внешнеполитических приоритетов, может открыть большие возможности для экономического развития региона.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://ria.ru/20201210/erdogan-1588641827.html

[2] https://www.golosarmenii.am/article/193998/iranskij-analitik-bolshix-nadezhd-na-effektivnost-formata-«33»-net

[3] https://ru.eureporter.co/politics/2013/05/09/eu-history-schuman-declaration/

[4] https://profile.ru/news/economy/torgovyj-oborot-rossii-s-turciej-v-2022-godu-priblizilsya-k-70-milliardam-1261349/

[5] https://www.kommersant.ru/doc/5844429

[6] https://news.rambler.ru/politics/50092506-tovarooborot-azerbaydzhana-i-rossii-vyros-v-2022-godu-pochti-na-chetvert/

[7] https://news.am/rus/news/755254.html

[8] https://eurasianet.org/as-armenia-seeks-allies-in-the-west-its-economic-dependence-on-russia-grows

[9] https://tass.ru/ekonomika/16844847

[10] https://finance.rambler.ru/business/50163916-tovarooborot-rossii-i-gruzii-v-2022-godu-uvelichilsya-na-50/

[11]https://vestikavkaza.ru/articles/zangezurskij-koridor-dla-azerbajdzana-i-irana-perspektivy-mira-v-regione.html

https://newsarmenia.am/news/in_the_world/glavy-mid-rossii-i-irana-predlozhili-vozobnovit-rabotu-regionalnoy-platformy-3-3-dlya-yuzhnogo-kavka/

[12] https://www.al-monitor.com/originals/2023/09/after-nagorno-karabakh-offensive-can-turkey-play-nice-armenia

[13] https://www.mei.edu/publications/streets-border-irans-growing-paranoia-toward-azerbaijan

[14] https://www.al-monitor.com/originals/2023/09/after-nagorno-karabakh-offensive-can-turkey-play-nice-armenia

[15] https://www.primeminister.am/ru/statements-and-messages/item/2023/10/17/Nikol-Pashinyan-Speech

[16] https://www.primeminister.am/ru/interviews-and-press-conferences/item/2023/10/25/Nikol-Pashinyan-Interview-The-Well-Street-Journal

[17] https://interaffairs.ru/news/show/38012

[18] https://www.gov.am/ru/independence/

[19] https://russia-armenia.info/node/82647?

[20] https://armenpress.am/rus/news/1048946.html

[21] https://www.primeminister.am/ru/statements-and-messages/item/2023/10/26/Nikol-Pashinyan-Speech/

[22]https://eadaily.com/ru/news/2023/10/03/metody-samanty-gruzinskie-specsluzhby-razoblachili-serbskih-podryvnikov-iz-usaid

[23] https://tass.ru/politika/19094773

[24] https://ru.armeniasputnik.am/20231023/opublikovano-sovmestnoe-zayavlenie-glav-mid-po-itogam-vstrechi-11-v-tegerane-67640206.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати