Фото: ria.ru.
В Грузии состоялись парламентские выборы. По их итогам правящая партия «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», выступающая за сохранение прагматичных внешнеполитических и экономических отношений со всеми игроками на Южном Кавказе, набрала 53,9% голосов. Второе место заняла «Коалиция за перемены» (11,2%). Затем идут «Единство - национальное движение» (9,9%), «Сильная Грузия» (9%), «За Грузию» бывшего премьер-министра Георгия Гахарии (8,2%). Всего в этот раз в выборах участвовали 18 партий. Таким образом, «Грузинская мечта» претендует примерно на 90 мандатов из 150.
Результаты голосования и обстановку в стране после выборов прокомментировали известные специалисты по региону Южного Кавказа.
Заведующий сектором Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, кандидат исторических наук Вадим Муханов отметил, что итог состоявшихся парламентских выборов в Грузии был вполне предсказуемым. Практически все эксперты и последние социологические опросы говорили о правящей партии «Грузинская мечта» как о фаворите предстоящего голосования (ей готовы были отдать свои предпочтения от 40 до 60% избирателей). В отличие от предыдущих выборов, оппозиция, разделившаяся на несколько блоков, проиграла выборы «вчистую». Произошло это из-за разрозненности сил грузинской оппозиции и фактического соперничества одного блока с другим. Несмотря на начавшуюся предвыборную активность, выражающуюся в выходе на улицу сторонников оппозиционных партий, особых перспектив у протестов пока нет. При этом в уличных выступлениях велика роль внешнего фактора, поскольку помимо результатов выборов есть и важный процесс их признания, который сейчас специально затягивается западными партнерами Грузии, недовольными убедительной победой партии Бидзины Иванишвили.
В.Муханов отметил, что у «Грузинской мечты» сохранилась возможность формировать правительство, но эта процедура будет всячески саботироваться противниками Иванишвили. Эксперт напомнил ситуацию после парламентских выборов 2020 года, когда оппозиция почти год не признавала выборы и отказывалась принимать мандаты. Кроме того, на этих выборах проявилась главная уязвимость правящей партии – молодежь, которая находится под серьезным влиянием западных и прозападных некоммерческих организаций, нередко получает образование за пределами Грузии и, как следствие, предпочитает из идеологических и социальных позиций голосовать за оппозицию.
Категоричнее выступил директор Института новейших государств, доцент Финансового университета при Правительстве России Алексей Мартынов. «Всё для того, чтобы устроить очередной уличный балаган с широко идущими последствиями на сегодняшний день в Грузии есть. Единственное, чего нет - это главного и основного компонента - позиции США по этому вопросу. Можно предположить, что в Вашингтоне сейчас не до грузинских выборов, там сейчас актуальна своя предвыборная кампания. Поэтому активность грузинской оппозиции сейчас поставлена на паузу», - заявил он.
Он отметил, что, судя по развитию событий, грузинская оппозиция проводила «подготовительные мероприятия», не заручившись однозначным одобрением из Вашингтона. При этом эксперт полагает, что в случае получения необходимой команды эти силы будут готовы начать «широкие мероприятия»: «Видимо, в течение этой недели до американских выборов они сильно выступать не будут, но какие-то “закладки” на будущее сохранятся», - сказал он.
Политический обозреватель, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев отметил, что оппозиция поначалу действовала в некоторой растерянности, была в заторможенном состоянии: «Если бы там был четкий план, они бы сразу высыпали на улицу и попытались организовать массовые протесты в наиболее горячий период, когда еще голоса подсчитываются и можно качнуть ситуацию в любую сторону. Но они этого не сделали».
Политолог напомнил, что в Грузии уже давно реализовывались попытки раскачать ситуацию и организовать массовые протесты. «Причем особо не скрывалось, что это делается именно под выборы. Налицо потеря темпа», - пояснил он.
А.Арешев выразил уверенность, что власти смогут в целом грамотно отреагировать на начавшиеся протесты, используя как инструменты политических технологий, так и усиливая поддержку по линии МВД. «Во всяком случае, мы видим, что на протяжении нескольких последних раундов массовых беспорядков полиция действовала достаточно аккуратно. Тем не менее, не приходится сомневаться, что если будут попытки массовых беспорядков, они будут пресечены», - заключил он.
Старший научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета Александр Гущин отметил, что обвинения правящей партии «Грузинская мечта» в «пророссийских» настроениях беспочвенны. Эксперт также отметил, что руководство партии сейчас ведет переговоры с Западом о признании результатов парламентских выборов.
«Мне кажется, что в среднесрочной перспективе в течение нескольких дней и недель так или иначе эти выборы должны быть признаны. Хотя элемент политического давления, переговоров, а может быть, и торга, касается не только связей грузинской оппозиции с Западом. Определенные контакты с Западом есть и у правящей партии», - напомнил А.Гущин.
А.Гущин считает, что в настоящее время официальный Тбилиси «зондирует почву» и определяет рамки собственного поведения в поствыборный период. «Конечно, правящая партия ориентирована на защиту грузинского суверенитета и контактов со странами мирового большинства. Но определенные условия могут быть поставлены и со стороны Запада», - отметил политолог.
«Позиция правящей партии отличается от оппозиционных настроений. Давайте прямо говорить: для России успех правящей партии на выборах в Грузии сегодня выгоден с точки зрения сохранения безопасности в регионе Кавказа, но контакты «Грузинской мечты» с Западом все равно останутся, поскольку цель - вступление в Евросоюз – остаётся неизменной», - заключил А.Гущин.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs