ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

На парламентских выборах победила “Грузинская мечта” – что дальше?

14:55 28.10.2024 • Юрий Ларин, журналист

После обработки 100% бюллетеней со всех участков на парламентских выборах в Грузии в четвёртый раз подряд победила правящая партия "Грузинская мечта - Демократическая Грузия". Об этом свидетельствуют опубликованные данные на сайте ЦИК.

Парламент Грузии состоит из 150 депутатов, избираемых на четырёхлетний срок. Предыдущие выборы 2020 года проходили по смешанной системе: 120 депутатов избирались по пропорциональной системе, 30 - по мажоритарной  в одномандатных округах. В 2017 году были приняты конституционные поправки, и выборы 2024 года прошли по пропорциональной системе с 5-процентным барьером для прохода политических партий в Парламент. ЦИК Грузии в сентябре 2024 года зарегистрировал 27 партий для выборов в Парламент ХI созыва.

На состоявшихся выборах партия “Грузинская мечта” набрала около 54 процентов голосов. Кроме неё, еще четыре партии проходят в высший законодательный орган страны. Причем, второе место занял новый игрок - "Коалиция за изменения". Тогда, как детищу Михаила Саакашвили - "Единому национальному движению" на этот раз досталось лишь третье место. Пятипроцентный барьер преодолели также два оппозиционных субъекта – альянс во главе с партией "Лело" и партия "Гахария за Грузию".

Прошедшие выборы вновь показали, что остальные две сотни партий в Грузии существуют просто для удовлетворения амбиций их лидеров.

При таком раскладе правящая же партия получает порядка 89 мандатов в Парламенте Грузии. Соответственно она сможет единолично сформировать новый кабинет. Согласно конституции, для утверждения правительства необходимо 76 депутатов.

Парламентские выборы, состоявшиеся 26 октября, стали главным событием 2024 года в Грузии. Страна жила в ожидании этой даты более года. Фактический же старт предвыборной гонки за депутатские мандаты был дан весной этого года - после начала массовых протестных акций, организованных оппозицией, в Тбилиси и ряде других городов страны в связи с принятием Парламентом “закона об иноагентах”. Эти протесты  стали серьезным стресс-тестом для системы власти, созданной основателем «Грузинской мечты» (ГМ) Бидзиной Иванишвили.

Весь последующий период, вплоть до выборов, партия власти и оппозиция, как всегда демонизировали друг друга, навязывали электорату апокалипсическое мировосприятие и с разных сторон подталкивали его к выбору между условным Светом и условной Тьмой.

Итак, ГМ вновь сформирует  правительство.  Между тем, представители оппозиционных сил задолго до выборов откровенно заявляли о непризнании их итогов в случае неблагоприятного для себя расклада. Но сейчас есть сомнения - смогут ли они повторить сценарий “революции роз” 2003 года. Как бы ни было, президент Грузии Саломе Зурабишвили уже отказалась признавать результаты парламентских выборов, по итогам которых победу одержала правящая партия “Грузинская мечта”. С соответствующим заявлением она выступила в ходе брифинга с лидерами оппозиционных партий.

“Я не признаю эти выборы... Признание этого является признанием прихода России”, - сказала она, добавив, как и ожидалось, что в ходе голосования произошла “тотальная фальсификация”, и тут же призвала народ к акциям протеста.

При этом многие грузинские эксперты, хотя и указывают на вероятный риск повторения протестных акций, всё же близки к прогнозу – "пошумят и успокоятся".

Тем временем «Грузинская мечта» уже начала получать поздравления с победой на выборах от лидеров иностранных государств и международных организаций. В ближайшей повестке и первые знаковые визиты.

Официальный визит премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в Грузию запланирован на 29 октября, сообщает грузинское агентство Publika. “29 октября в администрации правительства Грузии состоится официальная церемония встречи премьер-министра Орбана. Венгерского коллегу примет премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе”,  - говорится в сообщении.

Орбан прибудет в Грузию вместе с правительственной делегацией. Встречи пройдут в очном и расширенном форматах, а затем Кобахидзе вместе со своим венгерским коллегой выступят с совместными заявлениями для СМИ.

Очевидно, что у грузинской оппозиции есть определенный политический потенциал и свой "ядерный электорат". Но без серьезного ребрэндинга и переосмысления реальных настроений в грузинском обществе перестать быть вечно вторыми вряд ли получится.

Выборы снова показали, что по-прежнему в грузинском партийно-политическом спектре доминируют два цвета. И борьба между ними определяет развитие Грузии на очередной четырёхлетний период.

Об итогах парламентских выборов и перспективах развития страны на ближайший период  рассказал грузинский эксперт  и политолог Вахтангом Мгеладзе.

 

- Как Вы оцениваете итоги состоявшихся выборов?

- На этих выборах правящая партия "Грузинская мечта" получила достаточное количество мандатов для самостоятельного формирования нового состава кабинета и для избрания нового президента страны. Кто именно им станет, пока неизвестно. Так что интрига сохраняется. Это будет первый президент, котоый будет избран уже не прямым общенародным голосованием, а депутами через 45 дней после вступления Парламента в законные права. Правда, у партии власти не хватает мандатов, чтобы при необходимости отстранить президента.

Точно также недостаточно их и для изменения Конституции. Ранее в кулуарах обсуждался вопрос внеблокового и нейтрального статуса страны. Не секрет, что именно многовекторность является наиболее выгодной и наименее рисковой позицией в быстро меняющемся мире. Ведь, это обещает стране важную экономическую привилегию – нейтрального транспортного, логистического и финансового хаба.

Впрочем, для многовекторности требуется, чтобы векторов было много, или хотя бы больше одного. Однако, пока китайские инвестиции в основном остаются на уровне переговоров. Точно также не торопятся эвакуировать свое добро и офшорные толстосумы. Слишком много еще есть вопросов и мало гарантий.

На этом фоне в Тбилиси решили не спешить. Какой смысл прыгать в пустоту? Грузинские власти сосредоточились на сохранении статуса-кво. Речь идет о сотрудничестве с Западом, на условиях избежания конфронтации с Россией.

В своем большом предвыборном интервью почетный председатель правящей партии Бидзина Иванишвили открыто признался в том, что не надеется заполучить на этих выборах конституционное большинство. Но при необходимости он рассчитывает решить этот вопрос уже внутри нового Парламента. Рецепт простой. Межпартийная портация депутатов уже давно стала широко распространенной практикой. Грузинские депутаты довольно часто перетекают из партии в партию и порой даже трудно сказать, кого где больше – власти в оппозиции, или оппозиции во власти.

В этом году произошло переконфигурирование оппозиционного политического спектра. Сложились новые временные альянсы. Буквально за пару месяцев была создана новая коалиция. Она «отжала» у детища Михаила Саакашивли часть ядра электората и протестную молодежь. В результате на этих выборах "Единое национальное движение" впервые за 12 лет заняла всего лишь третье место, потеряв статус крупнейшей оппозиционной партии.

При этом, не оправдались фобии интеллектуальной прослойки по поводу того, что страна скатывается к однопартийной системе. Ведь в Парламент XI созыва прошли 5 политических субьектов, объединяющих ряд партий. Соответственно, пока ничто не угрожает свободе политических процессов.

 

- Какое давление оказывает Запад на Грузию?

- Давление Запада в процессе выборов сводилось к громким публичным заявлениям и угрозам на будущее. Эти шаги призваны продемонстрировать поддержку оппозиции. Другого приданного, кроме этого, у нее попросту нет.

Сейчас у Запада нет ресурса для того, чтобы успешно реализовать в Грузии какой-то революционный сценарий. Очень мало инструментов для раскачки лодки,  и еще меньше возможностей для того, чтобы потом удержать ее на плаву.

Конечно, международные и иностранные наблюдатели, Вашингтон и Брюссель  пожурили грузинские власти за нарушения. Они рекомендовали начать работу над ошибками. При этом, о непризнании с их стороны самих итогов выборов пока речь не идет.

Вообще, США и ЕС сейчас не до этого. Поэтому остаются иннерционные полумеры, в режиме ожидания. Далеко не секрет, что не только в Тбилиси, но и во многих других столицах ждут окончания предвыборной гонки в США, а также событий, которые последуют после американских выборов.

 

- Каковы дальнейшие шаги оппозиции?

- Как и следовало ожидать, вся системная оппозиция отказалась признавать свое поражение. Они обещали отказаться от мандатов и анонсировали акции протеста. Возглавить баррикады взялась президентка Саломе Зурабишвили.

И конечно вовсе не случайно оппозиция заранее сконцентрировала все свои услия на том, чтобы в дальнейшем поставить под вопрос легитимность прошедших выборов. Несколько лет назад мы это уже проходили - отказ от мандатов, сабботаж парламентской работы и иная видимость политического кризиса.

Потом, как по чудесному мановению волшебной палочки, весь этот рукотворный кризис растворился в тумане договорных компромиссов. Системную оппозицию подставили ее иностранные патроны, а та в свою очередь просто «кинула» своих грузинских избирателей.

Сейчас системной оппозиции вновь некуда деваться. Им нужно как-то сохранить лицо. Для этого им позарез требуется виновник всех бед. Куда сложнее признаться в том, что они попросту не в состоянии победить. Тогда им просто придется уйти из политики и дать дорогу уже другой оппозиции.

Нынешние выборы ничем не хуже и не лучше тех, что проводились в стране и до этого. Сейчас президентка Саломе Зурабишвили, которая в этом году завершает свой гастрольный тур, клеймит их позором. Она настаивает на их нелигитимности. Смех, да и только. Видимо она наивно полагает, что кто-то забыл, как в свое время именно правящая партия водрузила ее в президентское кресло точно таким же образом. Нет, на память грузинский народ вовсе не жалуется.

В ближайшее время ни системной оппозиции, ни Западу не удастся вывести обычных людей на улицу. Сказывается аппатия и кризис доверия. Да, выйдет партактив. Придут активисты неправительственного сектора. Но, все они очень далеки от большинства граждан. Народным восстанием это никак не назовешь.

В политической турбулентности не заинтересован грузинский и иностранный бизнес. Он также оказывает влияние на политиков, играя стабилизирующую роль. Капитал понимает, что экономика может не выдержать политкризиса, а тем более - геополитических шоков.

 

- Некоторые грузинские эксперты считают, что за годы правления «Грузинской мечты» в обществе накопилось определенная усталость. Это может выплеснуться в иррациональный и разрушительный порыв, ударив по всем ведущим партиям, политической системе и элите в целом. Так ли это?

- Не исключено. Причем, это не только грузинское явление. То же самое можно наблюдать и во многих других странах. Некоторые это называют «эффектом Джокера». Подобное явление характерно для периода агонии системы, которое мы всем миром сейчас и наблюдаем. В отдельных странах к этому добавляется еще и местная специфика. Свыше 70% грузин не поддерживают ни одну полическую силу. Они голосуют против кого-то, или за что-то.

Сказывается также усталось от 12-летнего правления бессменной «Грузинской мечты». Обратите внимание, что политический проект Бидзины Иванишивли уже давно переплюнул рекорды нахождения у власти  как Эдуарда Шеварднадзе, так и Михаила Саакашвили. На этот факт в своем предвыборном интервью обратил внимание и сам основатель правящей партии.

К тому же за 12 лет правящая партия успела совершить невероятные виражи из стороны в сторону. Именно она в свое время инициировали и провели конституционные изменения, сделав высшим благом вступление НАТО и ЕС, принимая с распростертыми объятиями все неолиберальные тренды и подчинялись неоколониальной политике Евросоюза.

Показательно, что на нынешних выборах партия потеряла былую поддержку в крупных городах страны – Тбилиси, Батуми, Кутаиси и Рустави. За "Грузинскую мечту" проголосовало менее половины горожан. Причем, в столице против партии власти в основном проголосовали жители самых престижных районов города. Тогда, как ранее именно они считались ядром группы поддержки правящей партии. Это опасный сигнал. Он свидетельствует о кризисе доверия со стороны части буржуазии, номенклатуры, корпоратократии и в целом интеллектуальной прослойки.

Объявив прагматичный крестовый поход против импортных структур влияния в лице масс-медиа и неправительсвенного сектора, власти ничего не предложили взамен. Не забывайте, что в стране давно ликвидированы все государственные СМИ. Отстутствуют серьезные исследовательские центры. Сама власть не работает с неправительственным сектором. Нет практики публичной полемики. А это необходимо.

Впрочем, самым опасным для власти и вообще для элит являются катаклизмы, которые закономерно последуют за крушением глобальной системы. Мы все сейчас стоим на пороге этих исторических событий. Но это другая, более глобальная, тема.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати