В конце мая парламент Грузии осуществил процедуру преодоления вето президента Саломе Зурабишвили на принятый ранее законопроект об иностранных агентах, который обязывает общественные организации регистрироваться в качестве «агентов иностранного влияния», если они получают более двадцати процентов своего финансирования из-за рубежа. Новые правила ударят теперь, прежде всего, по НПО, связанным с западными странами.
3 июня спикер парламента Шалва Папуашвили подписал официально называемый “О прозрачности иностранного влияния” закон, основная цель которого – повышение устойчивости политической, экономической и социальной систем Грузии перед угрозой внешнего вмешательства. Документ предусматривает создание реестра финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций и СМИ. На подходе пакет законов «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних», который, в частности, предполагает запрет на регистрацию однополых браков и запрет на «ЛГБТ-пропаганду» в образовательных учреждениях, рекламе и СМИ.
Правящая грузинская партия “Грузинская мечта” неоднократно заявляла, что речь идёт об укоренившихся попытках вмешательства во внутреннюю и внешнюю политику республики со стороны западных партнёров – США и Европейского Союза. Утверждалось, что западные фонды через НПО и СМИ неоднократно финансировали подготовку к переворотам и революционным потрясениям в Грузии. “Оплаченные, в том числе из США, НПО стояли в революционной готовности, когда они потребовали отставки правительства. Было две попытки революции, на прошедших неделях была третья попытка”, - сказал премьер–министр Грузии Ираклий Кобахидзе в разгар весенних массовых протестных манифестаций в Тбилиси против принятия закона. Тогда же грузинский премьер подчеркнул, что отношения между Грузией и США “должны быть оздоровлены и требуют пересмотра”.
Принятие закона Ираклий Кобахидзе назвал победой над недоброжелателями, а Грузии, по его словам, таким образом, удалось сохранить суверенитет и безопасность. При этом он подчеркнул, что принятие закона не должно рассматриваться ни как победа правительства как таковая, ни как поражение противников закона или же международных партнёров страны. “Часто именно так это пытаются представить”, - высказался Кобахидзе, посетовав, что за последние несколько месяцев было распространено много дезинформации о законе.
Действительно, кроме вето, наложенного первоначально на закон президентом Грузии Саломе Зурабишвили и потока угроз из Вашингтона и Брюсселя, оппоненты грузинских властей заявляют, что цель нового документа – подавление критического мнения в стране перед осенними парламентскими выборами. В качестве пугающего фактора оппозицией был запущен тезис о “российской кальке” закона и более того – крутом внешнеполитическом развороте Грузии от западных устремлений лицом к Российской Федерации. В качестве аргументов оппозиции указывалось на то, что зарегистрироваться в специальном реестре местные НПО и СМИ должны будут на основании только одного критерия: по факту зарубежного финансирования более пятой части своих доходов, а чем будет заниматься организация, попадающая под закон – “мониторингом выборов, охраной природы, заботой о сиротах или наблюдением за популяциями животных – никакого значения не имеет”. Все структуры такого типа получат определение “организации, проводящей интересы иностранной силы”. Вызывает возмущение оппозиции и то, что Минюст и Минфин получили право без суда требовать информацию не только у организаций, но и персональную информацию от связанных с ними физических лиц с довольно крупными штрафами за отказ от предоставления данных.
Всё это для нагнетания протеста преподносилось народу оппозицией как злонамеренный “русский закон”, который окончательно перекроет Грузии путь в светлую Европу. На тбилисских митингах в защиту “европейского будущего” собиралось большое количество разгневанных граждан, хотя опросы показали, что мало кто из них видел закон в глаза и мог бы кратко изложить его суть.
Жупел “русского закона” несколько напоминает клич “москали зъйилы наше сало”, который наводил ярость на не очень понимающую в чём дело публику первых майданов в другой соседней стране, ратующей “шоб як у Европи”.
Но апелляции к “российскости” нового грузинского закона очень «бледнеют», если вспомнить, что аналогичный - так называемый FARA - намного более жесткий закон, был принят в США ещё в далёком 1938 году. Закон гласит, что юридические и физические лица, в том числе граждане США, представляющие интересы иностранных принципалов – зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц – и действующих по их приказу, просьбе и направляющим указаниям, обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в Минюсте США.
Согласно закону, юридические и физические лица, в том числе граждане США, представляющие интересы иностранных принципалов - зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц - и действующие по их приказу, просьбе и направляющим указаниям, обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США. За нарушение закона предусмотрен штраф и/или тюремное заключение сроком на 5 лет, а в некоторых случаях – и до 10 лет. Иностранец, признанный виновным в нарушении этого закона, подлежит депортации.
В Великобритании действует Закон о национальной безопасности, согласно которому правоохранительные органы принимают меры против лиц, действующих от имени иностранного государства против Великобритании, а также предусмотрена т.н. «Схема регистрации иностранного влияния», которая потребует от любого лица, действующего от имени или с помощью иностранной державы или организации и осуществляющего политическое влияние, вносить свои данные в публичный реестр. В зависимости от совершенного преступления лицо наказывается тюремным заключением на срок от 2 до 7 лет.
Во Франции до конца 2024 года вступит в силу закон о предотвращении иностранного вмешательства. Документ предполагает создание реестра иностранных агентов, которые занимаются “лоббированием, коммуникацией или деятельностью по сбору средств” регистрироваться в нём. Лицам, которые откажутся передать информацию (о своей личности, деятельности, связях), может грозить три года тюремного заключения и штраф в размере 45 тысяч евро. Для юридических лиц предусмотрены более серьёзные наказания: штраф в размере 225 тысяч евро, запрет на получение государственной помощи и др.
В разных вариантах статус иноагента со всевозможными запретами, ограничениями и наказаниями прописан также в законодательствах Австралии, Израиля, других странах “эталонной демократии”, а вообще - в более чем пятидесяти странах мира.
Посему выходит, что США и ЕС, где давно действуют самые суровые ограничения на финансирование политической, общественной и неправительственной деятельности, со своими угрозами на самом высоком уровне запрещают Грузии делать то, что является незыблемой нормой для своего же гражданского общества.
При этом в разгар протестов, спровоцированных в грузинской столице, в точности по сработавшим в своё время киевским майданным технологиям, министры иностранных дел Исландии, Литвы, Эстонии и Латвии прибыли в Тбилиси 15 мая для обсуждения закона об иноагентах. Главы МИД иностранных государств приняли участие в митинге против закона об иноагентах. Они пришли к зданию парламента в Тбилиси и выступили перед собравшимися. Попробовал бы кто-нибудь сделать то же самое в столицах вышеупомянутых политиков! Результат можно предсказать без этого эксперимента. Председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Гарибашвили назвал эти действия грубым вмешательством во внутренние дела страны.
Реакция на принятие закона не заставила себя долго ждать. Двойная мораль никуда не делась, и вот глава комитета Конгресса США по международным делам Майкл Маккол расстроенный таким исходом дела, заявляет: “К сожалению, грузинский парламент преодолел вето президента на вредоносный «российский закон об иностранных агентах», и не понимает – как можно отказываться от предлагаемого «светлого будущего с Западом, которого заслуживает народ”. Ему вторит американский сенатор Джин Шахин, заявившая о своём “разочаровании решением “Грузинской мечты” и сообщившая, что уже представила Сенату законопроект о санкциях в отношении грузинских политиков, ответственных за принятие нового закона. “Мой “Акт грузинского народа” обеспечит ответственность тех, кто ставит под угрозу демократию в Грузии и игнорирует подавляющие пожелания грузинского народа”, - сообщает Шахин в Х. Как она заранее выяснила и просчитала «подавляющие пожелания» при этом остается загадкой. Может быть, при помощи все тех же спонсируемых НКО…?
В свою очередь всё своё терпение исчерпала и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, предупредив, что они “рассматривают все варианты реагирования” на принятие закона в Грузии. Не сдержался также в праведном гневе и глава европейского совета Шарль Мишель, пригрозивший включить вопрос Грузии в повестку следующего заседания высшего политоргана ЕС. “В декабре Европейский совет, принял решение предоставить Грузии статус кандидата при том понимании, что Грузия предпримет соответствующие шаги и необходимые демократические реформы. Принятие закона о прозрачности в парламенте является шагом назад и уводит Грузию еще дальше от пути в ЕС. По этой причине я включу Грузию в повестку следующего заседания Совета ЕС”, - написал Шарль Мишель в Х.
То есть, вдумайтесь: «принятие закона о прозрачности» - это шаг назад?
Своими тревогами и “глубокими сожалениями” в примерно одинаковом ключе по поводу принятия закона тут же поделились главы многих внешнеполитических ведомств стран ЕС, также старательно «нажимая» на то, что это противоречит воле некоего большинства народа Грузии.
Но согласно результатам опросов, закон одобряет около 60 процентов населения Грузии. При этом Служба государственной безопасности (СГБ) Грузии 8 мая заявила, что зарубежные страны поддерживают провокации на акциях протеста против закона об иноагентах.
В своей программной речи на митинге 29 мая в Тбилиси Бидзина Иванишвили, почетный председатель партии "Грузинская мечта", заявил о важном повороте во внутренней и внешней политике Грузии. Иванишвили подчеркнул свою негативную позицию по отношению к оппозиции и влиянию Запада. Во время митинга он обвинил западные страны в стремлении к насильственной смене режима в Грузии и назвал оппозицию "агентами иностранных государств" и "партией войны". Он признал, что законопроект "О прозрачности иностранного влияния" направлен на контроль за деятельностью НПО. В своем выступлении он обещал сторонникам «не допустить возвращения во власть» Михаила Саакашвили и его партии «Единое национальное движение». Также Иванишвили обвинил «определенные силы на Западе» в лоббировании интересов «антинародных сил», готовых ввергнуть Грузию в новую войну.
“Я думал, моя миссия выполнена, но нет. Партия глобальной войны сделала Грузию и Украину пушечным мясом. Они сначала устроили конфликт между Грузией и Россией в 2008, а в 2014 и 2022 годах, в еще более сложное положение поставили Украину. Причина агрессии партии глобальной войны в отношении Грузии в том, что, несмотря на все старания, им не удалось превратить Грузию во второй фронт. А в случае возвращения агентуры к власти они бы очень легко этого достигли. Сегодняшняя Грузия — не Грузия времен Шеварднадзе и не Украина времен Януковича”, - сказал Иванишвили.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя ситуацию вокруг принятия грузинского закона об иноагентах, заявила, что Запад действует максимально жестко и безумно в отношении Грузии. Она сравнила митинги в Тбилиси, в которых поучаствовали и европолитики, с Украиной. Дипломат напомнила, что на Украину “заходили тоже все эти ряженые с национальной, выпадающей в сторону националистической” политикой.
“С Грузией не получилось. Поэтому действуют жестко, действуют максимально, как они считают, эффективно с точки зрения сегодняшнего момента. С нашей точки зрения - безумно. Но другого не осталось: не умеют. Все растеряли», - сказала Мария Захарова в эфире ТВЦ. По ее мнению, ключевым фактором устойчивости Грузии к влиянию Запада стало “наличие людей внутри политической системы и грузинского общества, ориентированных на народ и на свою страну, при этом в меньшей степени думающих о внешних факторах”.
Власти Грузии осознают, что все надежды на мир останутся в прошлом, а Тбилиси уподобится Киеву, если стране не удастся защитить суверенитет. А потому, учитывая ещё и приближающиеся выборы, Грузию ждут непростые времена. Улицы столицы всё ещё остаются полем битвы за душу нации, новая тема слишком принципиальна и нет никаких признаков, что ситуация урегулируется сама по себе, хотя первые лица и подчёркивают, что новый закон позволит завершить поляризацию общества. Грузинским властям ещё предстоит выдержать протестный натиск и давление извне, чтобы уверенно контролировать одновременно и внутреннюю ситуацию и попытаться сохранить баланс между Россией и Западом в новых условиях.
Нынешняя власть при этом не заявляет, что отходит от доктринальных целей государства, прописанных в Конституции – стремление в НАТО и Европейский союз. И это создает определенные сложности во грузино-российских взаимоотношениях. Но при этом Россия была и остаётся основным экономическим партнёром Грузии, а потому любой шантаж и давление на неё со стороны западных стран с целью открыть “второй фронт” или усугубить сложности, которые переживали российско-грузинские отношения, встречают сдержанный, но всё же отпор официального Тбилиси. Власть выдержала довольно-таки серьёзный и длительный натиск, но не поменяла свою позицию. При этом решение США ввести санкции против грузинских чиновников было ошибочным, заявила вице-премьер Грузии, министр культуры и спорта Тея Цулукиани в эфире телеканала Imedi.
Едва ли можно представить “Грузинскую мечту” пророссийской партией власти – просто она нетипична для постсоветской Грузии и состоит из прагматиков и реалистов. Грузинская элита хорошо осознаёт, что портить отношения с Россией, особенно в свете украинских событий, совершенно не нужно. В текущих обстоятельствах взаимовыгодным проектам и партнёрству будет придан новый импульс и возрастёт приоритетность отношений с Россией во внешней политике.
Не вызывает сомнений и то, что давление со стороны США и Европейского союза перманентно продолжится, однако резкого охлаждения отношений здесь ожидать сейчас не следует, и со временем антизападная риторика грузинских элит поутихнет, и Тбилиси будет стараться дружить с Западом и Россией. Как бы то ни было, определённые электоральные потери произойдут у партии власти в преддверии парламентских выборов, однако ее легитимность в будущем сохранится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs