ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Грузия: «мы не допустим произвола и насилия против грузинского государства»

12:50 02.07.2025 • Юрий Ларин, журналист

Продолжающиеся уже более двухсот дней после парламентских выборов в Грузии акции протеста оппозиции постепенно начали иссякать, но пока не прекращаются, так как регулярно получают внешнюю подпитку в виде определённых действий и заявлений западных кураторов и всевозможных «болельщиков» прежнего режима в Тбилиси.

19 июня Европейский парламент большинством голосов принял очередную критическую резолюцию о политической ситуации в Грузии. На пленарном заседании присутствовало 436 депутатов Европарламента. 324 из них поддержали резолюцию, 25 проголосовали против, 87 воздержались от голосования.

В документе ожидаемо перечислены и названы “драконовским законодательством” законы и поправки, недавно принятые правящей партией - “Грузинской мечтой”.

По мнению европарламентариев, эти законы «представляют собой опасное ускорение демократического регресса» и направлены на преследование политической оппозиции. В резолюции в очередной раз звучит призыв ввести санкции против Грузии.

При этом вопреки результатам выборов в ней Саломе Зурабишвили названа «президентом», а правительство “Грузинской мечты” -  “самопровозглашенным и захватившим страну”.

 

В Тбилиси, где и раньше к подобным выпадам относились без излишнего трепета, называя такие документы “позорной макулатурой”, в этот раз также назвали критический доклад об обстановке в Грузии “абсолютно неинтересным”, а ситуацию в самом Европарламенте – “очень печальной и тревожной, трагической”.

“Принятая Европарламентом резолюция выявляет политику двойных стандартов со стороны Запада и указывает на то, что такие принципы, как прозрачность, верховенство закона и недопустимость языка вражды, применяются к Грузии выборочно”, - заявил депутат от правящей парти Ираклий Кадагишвили.

 

Как бы ни было, но 30 депутатов Европарламента уже направили предложение европейскому комиссару по политике соседства Оливеру Вархею приостановить финансовую помощь Тбилиси и пересмотреть торговые соглашения с ним, включая режим углубленной и всеобъемлющей свободной торговли. Также они желали бы ввести санкции против представителей правящей элиты Грузии, несущих якобы прямую ответственность за подрыв демократии, и официально пересмотреть статус страны-кандидата в члены ЕС. Как результат - пять стран ЕС, а также Великобритания, США и Украина ввели визовые санкции против более 300 представителей грузинской власти.

Вот и 23 июня министры иностранных дел стран ЕС вновь рассмотрели действия властей Грузии. Глава дипломатии ЕС Кая Каллас на пресс-конференции в Брюсселе с угрозой заявила  после заседания Совета ЕС на уровне глав МИД, что после состоявшегося обмена мнениями по Грузии, Совет ЕС вернется к этой теме на своем июльском заседании для того, чтобы прийти к согласию теперь уже - по вопросу санкций.

Не прошло и недели после антигрузинской резолюции Европарламента, а дебаты, посвящённые ситуации в Грузии, были запущены  уже и на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Следует отметить, что грузинская делегация с января приостановила своё участие в ПАСЕ после признания мандата Грузии с ограничениями. Для полного признания в ассамблее потребовали от властей страны пойти на уступки политического характера - ПАСЕ имела намерение в ультимативной форме повлиять на политическую систему в Грузии. Не получилось, и грузинская делегация отказалась от участия в работе ассамблеи, отозвав своих представителей “до тех пор, пока в Европе не станут признавать суверенные интересы и суверенитет Грузии на её собственной территории, пока не начнут разговаривать с грузинским народом на равных, без неприемлемого  колонизаторского тона”.

 

Тем не менее,  и на сессии 26 июня вновь прозвучало, что “занавес демократического будущего Грузии опускается”, что “ географического положения недостаточно, чтобы стать частью Европы” и что необходимо как можно быстрее применить к властям Грузии “заморозку их активов, ограничение доступа к западному образованию и институтам”, а также вдруг очень неожиданное - “лишение возможности проводить отпуск за границей”.  Неоднократные печальные упоминания делегатами Дании, Великобритании и государств Балтии в самых разных контекстах “общих ценностей”, от которых отрекается Грузия, завершились всё же оптимистично и бравурно речью украинского представителя-гопника: “Мы должны сделать всё возможное, чтобы спасти Грузию от Москвы! Давайте вернём Грузию грузинскому народу! Да здравствует Грузия!”.

В этой связи даже удивительно, как долго грузинская делегация продержалась в таком органе, как ПАСЕ. Но есть и плюсы – нет необходимости брать на себя алаверды после таких «здравниц»...

 

При этом право диктовать свои условия, проявлять снисходительно-пренебрежительное отношение и осуществлять неприкрытые нападки на Грузию первым взял на себя Вашингтон. Еще 30 мая 2024 года США объявили о пересмотре отношений с Грузией на фоне принятого в стране закона об “иноагентах” и приостановке действия соглашения “О стратегическом партнёрстве”, которое действовало к тому времени уже в течение 15-ти лет.

 В начале сентября прошлого года США ввели “широкий спектр мер” для привлечения к ответственности ряда грузинских политиков и госслужащих, которые,  по американской версии, “подрывают демократию в стране и нарушают права человека”. Кроме того, США ввели финансовые санкции против Бидзины Иванишвили, почетного председателя правящей партии "Грузинская мечта".

Недружественные шаги Штатов не остались без внимания официальных лиц Грузии. Санкции госдепа США против грузинских высокопоставленных лиц перед парламентскими выборами в стране - это вмешательство в предвыборный процесс, заявил член парламентского большинства Гиви Миканадзе. До этого председатель грузинского парламента Шалва Папуашвили сравнил американские санкции с нападением на страну. Он также назвал несправедливым тот факт, что Соединенные Штаты занимают в Грузии сторону протестующих. Папуашвили назвал “ложными” обвинения Вашингтона в адрес грузинских властей.

В начале мая Службе государственной безопасности Грузии пришлось официально заявить о том, что соответствующие подразделения работают над очередным ложным сообщением: “Призываем аккредитованные в Грузии дипломатические представительства с уважением относиться к деятельности служб, ответственных за безопасность, проявлять большую ответственность и воздерживаться от распространения заявлений, не согласованных с соответствующими ведомствами”.

Как оказалось, все эти телодвижения с подачи представителей “глубинного государства” связаны с тем, что грузинский парламент утвердил специальную резолюцию в ответ на принятый палатой представителей Конгресса США законопроект MEGOBARI Act (от грузинского слова «мегобари» – «друг»), в котором внятно ответил на все озвученные американцами обвинения. В этом законопроекте  говорится, что США должны поддерживать грузинский народ, но при этом ввести санкции против ответственных за принятие закона об «иноагентах» грузинских политиков и членов из семей.

Главным инициатором принятия закона считается конгрессмен-республиканец Джо Уилсон, постоянно критикующий власти Грузии.  По словам Джо Уилсона,  правящая в Грузии партия и правительство Ираклия Кобахидзе “превратились в репрессивную американофобскую мафиозную группировку”, которая пытается “продать Грузию противникам США” в то время, когда оппозиция “выходит на протесты с американскими флагами”. Как видно,  основной пафос критики конгрессмена сосредоточился на том, что в Грузии не учитываются американские интересы.

 

По оценке грузинских властей, “так называемый MEGOBARI Act основан на трёх основных ложных обвинениях: а) в Грузии наблюдается значительный откат демократии; б) в Грузии отмечается блокирование властями евроатлантической интеграции; в) Грузия устанавливает ненадлежащие связи с “Россией, Китаем и другими авторитарными режимами”.

Грузинские парламентарии подчёркивают, что законопроект, принятый Конгрессом США, не требует специального анализа, поскольку в нем  “читается враждебный дух по отношению к Грузии, грузинскому народу и правительству страны. Стоит отметить и то, что этот акт даже технически несовершенен и содержит множество фактических ошибок и логических противоречий ... MEGOBARI Act продиктован грубым, враждебным отношением "глубинного государства” к Грузии”.

В Тбилиси неоднократно заявляли, что двойные стандарты и подобное негативное отношение к Грузии обусловлены главным фактором – стране не могут простить отказ открыть “второй фронт” против России.

Немногим ранее премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе направил открытое письмо президенту США Дональду Трампу и вице-президенту Джею Ди Вэнсу, в котором как раз упоминается запланированное рассмотрение закона MEGOBARI в американском сенате после его принятия конгрессом. В нём выражается обеспокоенность правительства тем, что его предложение восстановить отношения с США  “с чистого листа”  осталось незамеченным. 

«Похоже, заявления о поражении «глубинного государства» являются лишь попыткой ребрендинга последнего и не более того. Однако мы по-прежнему выражаем оптимизм относительно того, что ваша администрация действительно сможет победить "глубинное государство", что, несомненно, окажет влияние на перезагрузку грузино-американских отношений и на восстановление стратегического партнёрства, – отметил тогда Кобахидзе. – В противном случае революционный сценарий, запланированный при администрации Байдена, продолжит действовать. Напоминаем, что на центральном проспекте столицы страны по-прежнему ежедневно собираются до 250 человек, обученных и финансируемых USAID и NED, что является неопровержимым доказательством того, что план "глубинного государства" по совершению революции ещё не отложен”.

Ираклий Кобахидзе, выступая в конце июня в Парламенте с ежегодным отчётом о деятельности правительства, заявил, что Грузия подверглась нападению внешних сил из-за того, что кто-то посчитал, что государство ослабло.

 

"Кто-то подумал, что иностранцу можно было бы со стороны написать нам законы. Я помню, всего несколько лет назад, как иностранцы, включая дипломатов, которые не могли иметь никакого отношения к законодательству и законотворчеству, сидели за столом и писали законы вместе с нами, часто минуя нас", – сказал Кобахидзе.

По его словам, Грузии диктовали извне, кто должен был остаться, например, министром внутренних дел, а кто – нет.

"Такие факты были в определенный период. Они думали, что кто-то мог бы не признать результаты парламентских выборов, не войти в законодательный орган страны, и на основании этого мы должны были бы начать переговоры и подписать навязанное антиконституционное соглашение", – сказал Кобахидзе.

По его словам, сегодня реальность Грузии изменилась.

"Мы ни при каких обстоятельствах не допустим произвола и насилия против грузинского государства", – заявил Кобахидзе, утверждая, что Грузия будет противостоять абсолютно каждой попытке подорвать государственный суверенитет, поколебать идентичность государства и насильственно навязывать ложные ценности.

Премьер-министр сказал также, что Грузия ждет встречных шагов от администрации президента Трампа и выразил надежду, что “стратегическое партнерство между Грузией и США будет восстановлено".

 

Но почти параллельно с этим “ожиданием встречных шагов” военная разведка США сообщила о якобы выработке “Грузинской мечтой” условий для укрепления влияния Москвы в республике. И это,  говорится в докладе, несколько омрачает надежды грузинских властей на “перезагрузку отношений с США”.                                

При этом Белый дом в последнее время всё же посылал Тбилиси некоторые сигналы о возможности улучшения отношений.

Об этом свидетельствует недавний визит в Вашингтон первого вице-премьера грузинского правительства, министра экономики и устойчивого развития Левана Давиташвили. Он провел встречи в Госдепартаменте и, вернувшись в Тбилиси, с оптимизмом говорил о скором улучшении  грузино-американских связей. Более того – Давиташвили заявил, что у грузинского правительства с новой администрацией США полное совпадение по основным вопросам.

В оппозиции, однако, не разделили такую реляцию первого вице-премьера.

 

Есть ли признаки перезагрузки отношений Грузии и с Европейским союзом?

Главная проблема ЕС в вопросе нагнетания антигрузинской политики и введения новых санкций заключается в том, что в организации нет единой позиции: Венгрия и Словакия выступают против каких-либо ограничений в отношении властей Грузии.  В  “Грузинской мечте”  премьер-министра Венгрии Виктора Орбана вообще считают главным союзником в ЕС. В прошлом году Орбан прилетел в Тбилиси, чтобы лично поздравить “Грузинскую мечту” с победой. С тех пор Кобахидзе и Орбан встречаются почти ежемесячно, а последняя встреча состоялась 28 мая на конференции “консерваторов” в Будапеште, где венгерский премьер сказал, что “Ираклий Кобахидзе – грузинский герой, международный патриот, который победил на выборах, пошёл против либеральных движений и победил всех – он не склонился перед Брюсселем”. Орбан высказался и о правительстве Грузии как “о звере, которого боится Брюссель” и пообещал поддержку.

“Все завидуют Грузии – и мы тоже”, - заявил Виктор Орбан.

 

Иного мнения придерживаются Нидерланды, Латвия, Литва, Эстония и, прежде всего,  Польша. Их стараниями ЕС все-таки приостановил действие безвизового режима для обладателей дипломатических паспортов Грузии.

Премьер-министр республики Ираклий Кобахидзе заявил, что это подорвет доверие грузинского общества к европейским структурам. В Брюсселе при этом не хотят, по словам еврокомиссара по расширению ЕС Марты Кос “терять Грузию”, опасаясь, что чрезмерно жесткой санкционной политикой они могут спровоцировать в республике антизападные, евроскептические настроения. А такие тенденции в Грузии уже есть – политика, которую Евросоюз и коллективный Запад в целом проводит в отношении страны,  для большинства населения неприемлема.

 

На Западе уже пришло понимание, что свергнуть нынешнюю власть путем цветной революции трудно. У них были три или четыре попытки, но они не увенчались успехом. Наверное, нужно время, чтобы на Западе осознали, что стабильная Грузия,  пусть даже при правлении неудобной для них политической силы, лучше, чем нестабильность и хаос, к которым ведет коллективная оппозиция. “Мы подчёркиваем, что в отношении Грузии существует определенная существенная несправедливость, которую необходимо изменить”, - заявляют власти республики.

 

В конце концов, ни в европейских  столицах, ни в Вашингтоне невозможно отмести полностью и проигнорировать  фактическое признание итогов выборов со стороны ОБСЕ.

 

В Грузии очень бережно относятся к своей истории, традициям, семье, детству и старости, помощи и взаимовыручке, дружбе и пониманию справедливости. В этом немалую роль сыграл мыслитель, поэт и общественный деятель средневековья, автор поэмы “Витязь в тигровой шкуре” Шота Руставели.

В основе поэмы лежит оптимистическая идея победы справедливости над произволом, добра над злом.

Грузия готова к новым вызовам,  она не осталась в стороне от назревших процессов и обязательно найдёт своё достойное  место в них.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати