ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«История однажды признает, что мы спасли Грузию»

11:23 26.02.2025 • Юрий Ларин, журналист

ФОТО REUTERS

Президент Грузии Кавелашвили недавно заявил, что “история однажды признает, что мы спасли Грузию”. Но часть грузинского общества, при активной поддержке Запада, пытается опровергнуть эти слова. В Грузии продолжаются акции протеста оппозиции. Начались они три месяца назад, 28 ноября, в ответ на решения властей снять с повестки дня до 2028 года проведение переговоров о вступлении страны в ЕС. Митингующие, обвинив правительство в отказе от европейской интеграции, требуют теперь не только отмены этого решения, но и перевыборов в Парламент, заявляя, что итоги последних выборов сфальсифицированы правящей партией “Грузинская мечта”.

Если в первые недели полиция пыталась навести порядок силой, то теперь протестующим выписывают довольно крупные штрафы.

Впрочем, ресурсы для выплаты этих штрафов, возможно, были заготовлены заранее. Совсем недавно американский портал ForeignAssistance.gov опубликовал данные о том, что Агентство США по международному развитию (USAID) в 2024 году предоставило 111, 5 миллионов долларов на цели поддержки выборов, верховенства закона и гражданского общества в Грузии. Эти программы вошли в 10 крупнейших направлений финансирования USAID на территории республики. Стало известно, что и в 2023 году на поддержку “верховенства закона” в Грузии американское агентство выделило около 9 миллионов долларов, а на “гражданское общество” – около четырёх миллионов.

Спикер грузинского Парламента Шалва Папуашвили 4 февраля сообщил, что за прошедший год USAID, деятельность которого приостановлена Дональдом Трампом, потратило около 42 миллионов долларов на финансирование неправительственных организаций, вовлечённых в политическую деятельность в стране.

“USAID через политические НПО потратило на выборы в Грузии $41,7 млн. Если мы оттолкнёмся от соотношения населения, эта сумма была бы эквивалентна $3,78 млрд., которые влили бы в выборы в США из-за рубежа. Это сравнение будет ещё более поразительным, если за основу взять ВВП стран”, - заявил Папуашвили.

Он также сказал, что в 2020 году на парламентских выборах в Грузии USAID финансировало одну из НПО, которая подтасовала результаты параллельного подсчёта итогов голосования. То же самое эта организация продолжила и в 2024 году.

“Как происходит так, что десятки миллионов тратятся на такие организации, которые каждый раз стоят во главе переворота после выборов?” - задался вопросом спикер парламента.

29 января вице-спикер Парламента Тея Цулукиани сообщила, что парламентская делегация Грузии прекращает свою работу в ПАСЕ из-за принятой в организации резолюции, которая призывает провести в стране новые выборы. Она уточнила, что Грузия останется членом Совета Европы, но не вернётся к работе до того момента, пока в отношении неё не прекратятся провокации.

В результате власти и правоохранительные органы Грузии сами перешли в атаку против своих оппонентов. Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о предпринимаемых в последние годы попытках саботажа в стране и скоординированных попытках нанести ущерб жизненно важным интересам Грузии, а также “прямых разговорах об искусственном создании экономического кризиса”, что требует расследования.

Кобахидзе назвал такое расследование “абсолютно релевантным” и добавил, что “остальное будет установлено прокуратурой и, в конечном счёте, судом”.

Вскоре появилась информация о том, что следственный отдел Генеральной прокуратуры Грузии 8 февраля приступил к расследованию фактов саботажа и попытки саботажа, а также содействия иностранным организациям во вред интересам Грузии на фоне продолжающихся в стране акций протеста.

“В следственном отделе Генеральной прокуратуры Грузии началось расследование о саботаже при отягчающих обстоятельствах, попытке саботажа и оказании помощи во враждебной деятельности иностранным организациям и организациям, контролируемым из-за рубежа”, - говорится в сообщении прокуратуры от 10 февраля. К следственной группе подключены подразделения СГБ и МВД.

По словам депутата от “Грузинской мечты” Ионатамишвили, оппозиция в своих заявлениях признаёт, что её целью был подрыв грузинской экономики и общества.

"Мы видим признаки целенаправленного саботажа со стороны радикалов как в плане самого саботажа, так и враждебной деятельности. На эти действия необходимо дать правовой ответ", - заявил парламентарий журналистам.

Кроме этого, грузинские власти анонсировали восстановление в уголовном кодексе статьи “об измене родине” и создание “следственной парламентской комиссии по расследованию преступлений во время нахождения у власти “Единого национального движения”. Комиссия через три месяца передаст свои выводы в прокуратуру.

Обещание устроить “грузинский Нюрнберг” для представителей прежней власти было центральным в предвыборной кампании “Грузинской мечты”. Кроме этого, никто из представителей нынешней власти не отказался от обещаний вообще запретить “Нацдвижение” и другие партии, потенциально связанные с ним.

По словам исполнительного секретаря “Грузинской мечты” Мамуки Мачавариани, часть грузинского общества введена в заблуждение с помощью пропагандистских телеканалов, “и те молодые люди, которые не помнят этого, считают, что “Грузинская мечта” – это своего рода режим. Они должны увидеть всё своими глазами и потом дать всему свои оценки”.

После серии таких заявлений из Тбилиси опомнились и серьёзно всполошились в Брюсселе, где посчитали, что в Тбилиси отошли от демократических стандартов, и это не отвечает ожиданиям Евросоюза.

"Мы наблюдаем, как грузинские власти предпринимают дальнейшие шаги по откату от демократических стандартов… Эти события знаменуют собой серьезный откат назад в демократическом развитии Грузии и не соответствуют любым ожиданиям от страны-кандидата на вступление в ЕС", - утверждается в заявлении от 7 февраля главы дипломатии ЕС Каи Каллас и еврокомиссара по расширению Марты Кос.

В Тбилиси сдержано возмутились такому заявлению евробюрократов.

“Вместо признания ошибок, осуждения насильственных митингов и обнародования информации о финансах Европейского фонда демократии, мы слышим необоснованные обвинения в адрес Грузии”, - ответил спикер Парламента Шалва Папуашвили, назвав критику грузинских законов в Еврокомиссии лицемерием. Кроме этого, он призвал всех, кто боролся против закона “О прозрачности иностранного влияния” (“закона об иноагентах”), принятого в республике и вызвавшего громкие протесты оппозиции, извиниться перед правительством и народом.

Ранее в МИД республики подчеркнули, что "Грузинская мечта" не собирается приносить страну в жертву ради приятных слов от ЕС, так как власти заботятся о ее национальных интересах.

12 февраля премьер Грузии Ираклий Кобахидзе, отвечая на вопрос журналиста PhoenixTV, заявил, что Грузия готова к переговорам по вступлению в ЕС , что в стране очень стабильная ситуация, а принятие этого решения зависит только от Европейского Союза.

“Мы очень чётко заявили, что если ЕС примет это решение, то мы к этому готовы. Улучшение отношений с ЕС входит в наши интересы. Давайте подождём и посмотрим, какой подход выберет Евросоюз”, - впервые после заявлений о замораживании отношений с Европой высказался Кобахидзе, и выразил готовность принять для этого необходимы меры.

Несколькими днями ранее Кобахидзе высказался и относительно планов вступления Грузии в НАТО, заявив, что интеграция страны в североатлантический альянс “не стоит на повестке дня”.

"У нас вполне четкие внешнеполитические цели. Касательно интеграции в НАТО, сейчас она не стоит на повестке дня из-за решений и подходов западных стран и общего контекста вокруг нас", - сказал премьер в интервью телеканалу Euronews.

При этом Кобахидзе отметил, что интеграция в Евросоюз остается "главным внешнеполитическим приоритетом” Грузии. По его словам, цель стать членом ЕС к 2030 году для Грузии достижима. Он также отметил, что, делая какие-либо шаги, страна взвешивает все "побочные эффекты". В частности, Грузия приняла очень важное решение о том, чтобы не вводить санкции в отношении России, что требовали сделать западные политики как за закрытыми дверями, так и публично. Грузия в 2022 году приняла историческое решение, отказавшись вводить санкции против России, считает Ираклий Кобахидзе. По его словам, данное решение было принципиальным, и добавил, что в случае присоединения к санкциям Грузию ожидало экономическое разрушение.

Тем не менее, уже через день после заявления Кобахидзе о возвращении приоритетности вступления страны в ЕС, 13 февраля, Европейский парламент принял жесткую резолюцию в отношении Грузии с призывом не признавать легитимной действующую в стране власть и бойкотировать её, а также, вопреки любой юридической логике, признал Саломе Зурабишвили, чьи полномочия в качестве главы страны закончились 29 декабря прошлого года, президентом республики, отказавшись считать Михаила Кавелашвили легитимным главой государства.

В опубликованном документе объявлено, что (по мнению Брюсселя) “единственным решением нынешнего кризиса в Грузии является проведение новых парламентских выборов”, которые, по мнению депутатов ЕП “должны состояться в течение следующих нескольких месяцев”. Далее Европарламент призвал также к санкциям против Грузии и призвал Совет Евросоюза и государства-члены “ввести санкции в отношении сторонников Бидзины Иванишвили, его окружения и всех, кто поддерживает нынешнюю власть. Но этого депутатам ЕП показалось недостаточно, и в резолюцию было внесено требование об освобождении экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Такое требование лишь добавило никчемному, по мнению грузинских властей, документу окончательную безнадёжность. Саакашвили, к слову, не так давно возмущался, что на протестных акциях по всей стране никто не требует его освобождения.

Как бы ни было, а накануне голосования премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил, что этой резолюции Европарламента, не имеющей юридической силы и носящей символический характер – “грош цена”.

В “Грузинской мечте” также прокомментировали принятие резолюции, вновь сославшись на конспирологические теории.

“Либо “глубинное государство” уничтожит Евросоюз, либо Евросоюз найдёт в себе силы каким-то образом выйти из-под влияния “глубинного государства”, - говорится в заявлении политсовета “Грузинской мечты”, собравшегося 13 февраля для обсуждения этой, уже шестой по счёту резолюции “против Грузии и правительства, избранного народом”.

Партия власти таким образом позаимствовала и несколько перефразировала слова Президента США Трампа – “Это решающая битва. Или “глубинное государство” уничтожит Америку, или мы должны уничтожить “глубинное государство. При этом в “Грузинской мечте” вполне допускают, что протесты в Грузии могут окончательно завершиться этой весной. По мнению многих экспертов, схватку за власть в Грузии Запад уже, по сути, проиграл: попытка “цветной революции” в Тбилиси провалилась, но предстоит ещё поиск путей для достойного выхода из затянувшегося внутриполитического кризиса.

Кроме этого перед властями стоит задача избежать противостояния с новой американской администрацией.

Долгие годы Грузия была главным стратегическим партнером США на Кавказе, но к моменту возвращения Дональда Трампа в Белый дом отношения двух стран максимально охладели. И хотя грузинские власти декларируют ценности, близкие риторике Трампа, на инаугурации в Вашингтоне были лишь их оппоненты, включая экс-президента Саломе Зурабишвили.

После принятия Грузией законов против НКО, работающих на иностранные гранты, администрация Джо Байдена в ответ ограничила финансирование грузинских государственных проектов. Теперь администрация Трампа приостановила финансовую помощь уже НКО и другим организациям в стране.

Каковы будут следующие шаги новой администрации в отношении Тбилиси пока не понятно. Трамп еще ни разу после вступления в должность не упомянул ни Грузию, ни регион Южного Кавказа вообще. Но 21 февраля стало известно, что вашингтонский Институт Маккейна издал новую инструкцию для совершения революции в Грузии.

На этом фоне у “Грузинской мечты” в связи со сменой администрации в Вашингтоне есть определенные ожидания. Там надеются с возвращением Трампа начать отношения с чистого листа, подчёркивают, что не позволили открыть “второй фронт” в противостоянии с Россией, поддерживают усилия по достижению мира на Украине и позиционируют себя как единомышленников Трампа в вопросах семейных ценностей и в отношении к ЛГБТ.

Грузинские власти уже приветствовали один из первых указов Трампа, которым он на 90 дней приостановил зарубежную помощь США для проверки соответствия программ целям его политики.

Но пока отношения Тбилиси с некогда главным стратегическим партнером находятся на беспрецедентно низком уровне. После принятия весной прошлого года в Грузии “закона об иноагентах”, в Вашингтоне заявили о пересмотре отношений с Грузией, а в ноябре в США приостановили действие подписанной в 2009 году Хартии о стратегическом партнёрстве с Грузией.

Десятки грузинских чиновников, а также “соучастники и их семьи” попали под визовые ограничения, а министр внутренних дел Вахтанг Гомелаури и основатель правящей партии Бидзина Иванишвили оказались под американскими санкциями как “лица, ответственные за подрыв демократии в Грузии”.

При этом оппозиция не скрывает надежд, что Вашингтон усилит давление на “Грузинскую мечту”, которая столкнулась с изоляцией на международной арене. В частности, по мнению критиков властей, новый американский президент не станет закрывать глаза на интенсивное сближение Грузии с Китаем.

В “Грузинской мечте”, однако, демонстрируют спокойствие. Пока нет ни одного признака того, что Трамп продолжит ту борьбу США с Тбилиси, которую начал Байден. Многие местные эксперты считают, что Иванишвили сможет найти общий язык с Трампом. Премьер Кобахидзе заявил, что Тбилиси “рассчитывает на прагматичные шаги” Вашингтона. В переводе это должно означать, что “Грузинская мечта” надеется на то, что при администрации Трампа перестанут звучать обвинения в адрес Тбилиси в откате от демократии и санкции будут сняты.

Тем временем власти Грузии сделали весьма прагматичный шаг и внесли в парламент на прошлой неделе закон об иностранных агентах, аналогичный американскому. Об этом 17 февраля исполнительный секретарь “Грузинской мечты” Мамука Мдинарадзе рассказал на брифинге.

“На текущей неделе будет инициирован законопроект. Он будет слово в слово переведен с американского”, - сообщил Мдинарадзе.

Он отметил, что законопроект планируют сделать дословным аналогом действующего в Соединенных Штатах закона FARA (Foreign Agents Registration Act), что послужит для предотвращения любых спекуляций в отношении скандального грузинского “Закона о прозрачности иностранного влияния”. Интересно, как теперь будут «наезжать» на власти Грузии западные «борцы за демократию».

Тем временем Россия настроена на сохранение добрососедских отношений с Грузией. Для Грузии всегда есть кресло на переговорах в формате “три плюс три”, заявил 19 февраля глава МИД России Сергей Лавров.“Кресло для представителей страны всегда будет находиться в зале”, - сказал министр.

Он подчеркнул, что все понимают “сомнения и нюансы позиции Грузии”, добавив, что нынешнее руководство Грузии опирается на национальные интересы страны.

В формат “три плюс три” входят Азербайджан, Армения и Грузия, а также Россия, Иран и Турция.

Премьер-министр Ираклий Кобахидзе отмечал, что у Грузии сейчас нет возможности восстановить дипломатические отношения с Россией, однако страна при этом придерживается прагматичной позиции в отношениях с Москвой, в частности в торговле и экономике.

Ранее Российский МИД обратил внимание на смягчение риторики властей Грузии. Трем странам (Грузии, Абхазии и Южной Осетии) предстоит самостоятельно определить, в каком формате им мириться, а Россия при наличии общей заинтересованности готова помочь в “обеспечении договоренностей о ненападении”, сказал глава ведомства Сергей Лавров.

24 февраля в РБК была опубликована информация об аналитической записке Российского совета по международным делам (РСМД) с оценкой перспектив восстановления отношений России и Грузии.

Обострение отношений Грузии с Западом не означает, что она автоматически восстановит диалог с Россией, говорится в аналитической записке РСМД. Не высказывало таких намерений и руководство Грузии, поэтому “быстрых перемен на пути к нормализации российско-грузинских отношений ожидать пока не приходится”.

Ранее Президент России Владимир Путин отметил, что Москва, в отличие от Запада, не вмешивается во внутриполитические процессы Грузии.

“У нас нет отношений с руководством Грузии. Я просто удивлялся их мужеству и характеру, которые они проявляли для того, чтобы отстоять свою точку зрения”, - сказал глава российского государства.  

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати