ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

«Катынское дело» вновь стало актуальным

21:54 24.04.2023 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

В России вновь продолжились споры по непроясненным обстоятельствам «катынского дела». Отчасти они вызваны откровенно враждебной позицией, которую Польша в последние годы заняла в отношении России, а также предпринятым польскими властями тотальным уничтожением памятников воинам Красной Армии, погибших при освобождении территории этой страны от нацистов и их пособников в 1944-1945 годах. Не прибавляет симпатий к Польше в Москве и открытая глорификация Варшавой так называемых «проклятых солдат» - вооруженного подполья, действовавшего в тылу Красной Армии и против новых «просоветских» властей Польши в 1940-1950-х годах, а также боевиков Армии Крайовой, совершавших в годы Второй мировой войны диверсии против советских партизан.

 Однако непосредственным поводом для нового обсуждения катынской темы стала публикация в начале апреля 2023 года документов, относящихся к Ленинградскому процессу 1945-1946 годов над нацистскими преступниками, виновными в массовых казнях мирных жителей на оккупированных территориях. Эти документы были переданы Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Среди материалов - фотокопия протокола одного из заседаний военного трибунала Ленинградского военного округа, на котором показания по Катыни дал Арно Дюре, бывший боец батальона «особого назначения», действовавшего в Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны.

По словам самого Дюре, он с 1940 года отбывал срок в военной тюрьме в немецком городе Торгау. Однако в начале сентября 1941 года его и других преступников вывезли «в лес недалеко от Катыни», чтобы «копать массовые могилы». Он уточнил, что ров был глубиной порядка 15-20 метров и такой же длины, в нем захоронили около 15-20 тысяч человек, среди которых были поляки, русские, евреи и осужденные немцы, тела которых к месту захоронений привозили на грузовиках. Тот же Дюре рассказал, что, прибыв в 1943 году в отпуск, увидел в газете фотографию этой могилы, под которой было подписано, что «это сделали русские». «Я тогда сказал матери, что это сделали немцы, но мне не поверили», - вспоминал он.

Специфику «катынского дела» прокомментировал профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета и Сретенской духовной академии (РПЦ) Владимир Василик.

 

Напомним, в чем суть проблемы. 13 апреля 1943 года министерство пропаганды Германии под руководством Йозефа Геббельса сообщило, что в Катынском лесу в Смоленской области найдено массовое захоронение польских офицеров, якобы расстрелянных НКВД. С позицией Берлина солидаризировалось польское эмигрантское правительство в Лондоне. Этот шаг стал поводом для прекращения отношений между советской стороной и правительством Польши в эмиграции.

После освобождения советскими войсками Смоленска и Смоленской области в январе 1944 года была создана советская комиссия во главе с известным советским военным хирургом Николаем Бурденко. Выводы, озвученные комиссией, в состав которой входили известные общественные и политические деятели, в официальной печати данные свидетельствовали о том, что осенью 1941 года польских военнопленных расстреляли германские оккупационные войска. Выводы официальной советской комиссии польские эмигрантские круги не приняли.

Ситуация изменилась спустя полвека. В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев фактически признал ответственность СССР за катынский расстрел. Тогда же было заведено уголовное дело по факту обнаружения массовых захоронений останков польских военнослужащих. В 2004 году Главная военная прокуратура России прекратила это дело за смертью виновных. Тем не менее, в начале 1990-х годов властями Российской Федерации были обнародованы документы из так называемого «Закрытого пакета №1», согласно которым узники Старобельского, Осташковского и Козельского лагерей, а также часть заключенных из тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии были расстреляны в соответствии с решением Политбюро ЦК ВКП (б) в марте 1940 года.

Профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета и Сретенской духовной академии (РПЦ) Владимир Василик подчеркнул, что в годы холодной войны активной раскруткой «катынского дела» стали заниматься США, чтобы усилить антисоветские настроения в Польше как самом слабом звене Организации Варшавского договора.

Эксперт напомнил, что тема Катыни не фигурировала в заключении Нюрнбергского процесса 1945-1946 годов. Ситуация изменилась в 1952 году, в самый разгар холодной войны и военных действий на Корейском полуострове. «Тогда были проведены слушания в Конгрессе США по «катынскому делу». Во многом именно они способствовали подготовке и принятию в 1959 году известного закона «О порабощенных нациях», - пояснил В.Василик.

Тема расстрела польских офицеров стала выигрышной темой сначала для антисоветской, а затем для антироссийской пропаганды. «Польша явилась наиболее слабым звеном в системе Варшавского договора. Именно здесь оформилось католическое оппозиционное движение, а затем, опираясь на просчеты правящих кругов ПНР и поддержку со стороны Запада – движение «Солидарность», пришедшее к власти в 1989-1990 годах. Важным этапом идейной поддержки польской оппозиции стал и визит вновь избранного Папы Римского Иоанна Павла II в ПНР в июне 1979 года», - заметил В.Василик.

В.Василик выразил свою позицию по вопросу причастности советской стороны к «катынскому делу». «Был ли у советской стороны мотив расстрелять польских офицеров? Видимо, не было. Сталин вообще не был человеком, руководствующимся в своей деятельности чисто эмоциональными оценками. В марте 1940 года международная обстановка была напряженной: СССР вел войну с Финляндией, а Великобритания и Франция открыто поддержали Хельсинки. Более того, в Лондоне и Париже всерьез рассматривали планы бомбардировок бакинских нефтепромыслов с целью вывода Советского Союза из войны. В этих условиях расстрелять пленных польских офицеров означало дать англичанам и французам неубиваемый козырь для вмешательства во внутренние дела Москвы. Более того, польские офицеры могли понадобиться Советскому Союзу в будущем конфликте с Германией. Неизбежность такого столкновения в Москве хорошо осознавали. Именно поэтому на территории СССР сначала с 1941 года создавалась так называемая армия Андерса, позже ушедшая по настоянию официального Лондона в Иран, а затем, в 1943 году, было создано Войско Польское, которое вместе с Красной Армией воевало за освобождение Польши от нацистов и их пособников», - заметил В.Василик.

Совершенно иным было отношение Гитлера к полякам. «С самого начала оккупации Польши нацисты поставили своей целью уничтожение польской интеллигенции. В частности, осенью 1939 года была проведена операция «Танненберг», когда было уничтожено 20 тыс. поляков, среди которых были офицеры, священники, преподаватели высшей школы. Ничего подобного в советской практике не было. Поэтому попытки официальной Варшавы представить катынские события в качестве акта геноцида польского народа не выдерживают критики», - заметил В.Василик.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати