ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Великая Победа 1945 года: наша гордость, наша вера, наша память

10:40 16.07.2025 •

9 мая 2025 года в 80-й раз наша страна и весь Русский мир праздновали День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Война принесла нашему народу неисчислимые бедствия и разрушения, огромный экономический ущерб, лишила крова миллионы людей, в каждой семье оставила «глубокие и незаживающие раны» [1]. С возникновением немецкого нацизма некоторые народы мира, в том числе и русский, пережили такое страшное явление, как геноцид. Президент России В.В.Путин особо отметил, что «врагу было мало завладеть чужой землей. Он пришел, чтобы истребить наш народ. А тех, кто останется, превратить в рабов, лишив родного языка, традиций предков, нашей культуры» [2].

По числу жертв Великая Отечественная война не имеет аналогов ни в нашей, ни в мировой истории. Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что огромные потери понес русский народ в войне с фашизмом «за страшный грех богоотступничества… за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой» [3]. Для верующих очевидно, что все испытания и войны посылаются людям Промыслом Божиим. «Когда ты видишь смуты и войны или иные бедствия… - писал святитель Димитрий Ростовский, - знай, что бедствия попускаются волею всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись… если же мы не исправляемся, посылает тяжкое нашествие иноплеменников, чтобы хоть в сем великом бедствии люди могли… обратиться от путей своих лукавых» [4]. Иногда Господь употребляет крайние меры для вразумления людей, чтобы они раскаялись и вступили на путь веры и духовного совершенствования.

В потрясениях и несчастьях военного времени наш народ вспомнил о своем Создателе. Тяжелые годы войны стали периодом духовного возрождения и возвращения к православным христианским корням. В это время была ослаблена репрессивная политика государства по отношению к Русской Церкви, и она, обескровленная, вновь явила, как не раз бывало, свою духовную мощь. Святитель Сербской Церкви Николай (Велимирович) писал: «Блажен правитель, который, познав Истину, вовремя призовет народ свой к покаянию перед Богом Живым. Блажен народ, который вовремя скинет оружие своих грехов против Бога. Никакое зло не приблизится к нему» [5].

22 июня 1941 года, то есть в первый день войны, после литургии в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы митрополит Сергий (Страгородский), местоблюститель Патриаршего престола, обратился к народу с такими словами: «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжелых испытаний и победоносно завершить войну» [6].

В тот же день он лично напечатал на пишущей машинке обращение к верной Московскому Патриархату пастве. В нем говорилось: «Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом… Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины» [7]. Митрополит Сергий призвал всех к усердным молитвам об Отечестве, ведь молитва - это необоримое духовное оружие каждого верующего человека, которое совершает чудеса, ободряет и утешает страждущих. Через четыре дня, 26 июня 1941 года, он отслужил первый молебен «О даровании победы», после чего благословил совершать такие молебны во всех действовавших в то время храмах Русской Церкви.

26 июля 1941 года митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) также обратился к своей пастве с посланием, где особо подчеркнул, что начавшаяся война, в которой народ встал на защиту веры, правды и родной земли, - это «священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости… Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества» [8].

В Церкви благоговейно хранят память о дарованной Богом Великой Победе и верят, что ее подлинным Источником является Творец неба и земли. Святитель Григорий Богослов говорил: «Не сомневайтесь, победа со Христом, победившим мир» [9]. А евангелист Иоанн Богослов писал, что «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4). Таким образом, согласно утверждению апостола, победа - это вера, которая является важнейшим качеством человека. Она свидетельствует о внутренней убежденности личности в существовании Бога, о желании и готовности следовать Его воле. Церковь учит, что победа в войнах зависит не только от совершенства оружия, но прежде всего от силы духа народа, крепости его веры и непременно от всеблагой воли Божией. Старец Макарий Оптинский, ссылаясь на Священное Писание, говорил: «Если бы мы исполняли волю Его [Божию], то «мог бы один преследовать тысячу и двое прогонять тьму» (Втор. 32, 30) [10, с. 118].

Издревле воины-христиане, оценивая личный вклад в победу, смиренно считали, что «не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1 Мак. 3, 19). И мы верим, что в 1945 году врага одолели при помощи силы Божией ценой огромного напряжения духовных и физических сил всех народов нашего Отечества. Война завершилась в радостный Пасхальный день 6 мая, когда Церковь прославляла Воскресшего Христа Спасителя и праздновала память великомученика Георгия Победоносца. В этот день Святейший Патриарх Алексий I говорил: «Слава и благодарение Богу! <…> Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил… ныне предстоит Господу…  в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы» [11].

Нам - наследникам Великой Победы, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, никогда не следует забывать о страшных годах войны и помнить «о духовном и религиозном измерении Победы» [12]. И мы помним! В 1995 году, в память о 50-летнем юбилее Победы над фашизмом, были возведены храмы в честь святого великомученика Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге и на Поклонной горе в Москве. В 2010 году, к 65-летию Победы, Церковь установила совершать ежегодно во всех храмах 9 мая по окончании литургии благодарственный молебен Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне. Новой яркой страницей в увековечении бессмертного подвига народа стал величественный Патриарший собор в честь Воскресения Христова, возведенный в 2020 году в Одинцовском районе Московской области к 75-летию Победы на месте боев за Москву (ноябрь 1941 г.).

9 мая 2024 года, выступая на военном параде в ознаменование 79-й годовщины Победы, Президент В.В.Путин сказал: «Россия сейчас переживает сложный, рубежный период. Судьба Родины, ее будущее зависит от каждого из нас… Сегодня, в День Победы, мы осознаем это еще более остро и отчетливо и неизменно равняемся на поколение победителей. Мы отмечаем День Победы в условиях проведения cпециальной военной операции. День Победы объединяет все поколения. Мы идем вперед, опираясь на наши вековые традиции, и уверены, что вместе обеспечим свободное, безопасное будущее России, нашего единого народа» [13].

В настоящее время страны так называемого коллективного Запада предпринимают всевозможные действия для ослабления нашего государства. Следует отметить, что их зависть и ненависть к нам появились не сейчас. Они берут начало со времен возникновения Святой Руси и продолжаются в течение столетий. Приведем здесь отрывок из стихотворения великого поэта А.С.Пушкина «Клеветникам России», где он говорит о победоносной Отечественной войне 1812 года, когда в пределы нашей страны вторглась армия под командованием французского императора Наполеона, в которой были многие народы Европы. Слова русского гения актуальны до сих пор:

«И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, пред кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?» [14]

Сторонники глобализма воюют против нас во всех сферах бытия: духовно-нравственной, демографической, социальной, информационной. Современные разрушители вечных нравственных ценностей забыли итоги Великой Отечественной войны. Но, как сказал апостол Павел, «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7). Пожнут злодеи то, что посеяли. Их обязательно настигнет грозный Божественный суд. Еще в Ветхом Завете великий пророк Исаия строго предупреждал тех, кто отступил от норм Божественного закона: «Горе тем, которые зло называют добром и добро - злом, тьму почитают светом и свет - тьмою, горькое почитают сладким и сладкое - горьким!» (Ис. 5, 20). У святителя Николая (Велимировича) есть такие размышления о военных конфликтах: «Воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога и кто исполняет Его закон. Богоотступнический и нечестивый народ будет побежден, хотя бы его было много, как листьев в лесу. Нечестивым и отступившим от Бога вождям народа не помогут их ум, расчет, войско, культура, вооружение, дипломатия, красноречие» [5].

Все отчетливее проявляется стремление недругов переписать российскую историю или вовсе стереть ее славные страницы из глобального исторического процесса, опорочить наших выдающихся деятелей и мужественных героев, заставить нас преклоняться перед западными кумирами и отвергнуть национальных лидеров и духовных наставников. Все это делается сознательно и с дальним прицелом - посеять смуту в сердцах и умах людей, превратить их в управляемую массу. А толпа, внушаемая извне и пропитанная духом презрения к отечественной истории и культуре, обезумев, обязательно будет кричать «долой» или «распни» в необузданном стремлении свергнуть авторитеты и порушить идеалы. История, в том числе и российская, не раз свидетельствовала о том, к какому хаосу и в конечном итоге кровопролитию и братоубийству это приводит. Но зарубежным идеологам глобализма и колониализма, видимо, этого и надо, ведь они, как правило, действуют по принципу «война всех против всех». Чем для Российского государства хуже, тем для них лучше, и неважно, сколько граждан других ненавистных им стран будет принесено в жертву.

История наших сложных взаимоотношений с так называемыми «западными партнерами» показывает, что они с легкостью нарушают заключенные с ними соглашения. В этой связи нам никогда не следует забывать слова, приписываемые российскому императору Александру III, о том, что у России есть только два союзника - армия и флот. При этом у нас нет и не было стремления с кем-либо воевать. Наш выбор - это «не война цивилизаций», а «диалог цивилизаций», который способствовал бы достижению прочного мира и дружбы между всеми народами, сохранению их культурной и духовной идентичности. «В основе русской идентичности лежит императив поисков или построения «царства правды», где всякий человек нужен, никто не лишний, никто не строит свое счастье на несчастье другого, все объединены духовными узами» [15, с. 119].

В современном мире ведется циничная пропаганда нацизма. Эта идеология негласно культивировалась в странах Запада в годы холодной войны, а ныне открыто поддерживается ими. Наша битва с нацизмом - битва экзистенциальная, мы не имеем права в ней проиграть, ибо это будет означать уничтожение Русского мира и великой российской цивилизации. Чтобы этого не произошло, наши воины ныне героически сражаются в зоне специальной военной операции. Церковь осуществляет их духовное окормление в местах боевых действий, там, где они полагают «душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), как говорится в Священном Писании. В попечении о воинах Русская Церковь видит одно из важнейших направлений своей миссии.

В Евангелии написано: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Эти слова Христа Спасителя церковные ученые считают ключевыми для обоснования идеи справедливой освободительной войны. Для русского воинства такая война - это непримиримая борьба добра со злом. Ныне тот, кто выполняет задачи на поле битвы и защищает Родину, должен помнить о Боге и просить Его о помощи. Будни войны ясно показывают, что наши воины не только не забывают Бога, но и искренне молятся Ему, ведь справедливо говорят, что в окопах нет неверующих людей. Для солдата в бою очень важно иметь не только автомат или какое-либо другое более мощное оружие, он должен быть защищен и духовно - молитвой и надеждой на Бога. По молитвам воинов Господь и сегодня совершает множество чудес.

Приведем здесь два случая. В зоне СВО боец подразделения «Ахмат» остался на поле боя один с ранением обеих ног. Днем передвигаться было опасно, а ночью добраться до своих мешала яркая луна, чистое ночное небо и беспилотники. Он стал читать молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Вдруг на небе появились облака, дроны скрылись за ними и солдат начал медленно ползти к своим. Не переставая молиться, он преодолел пять километров. Когда же добрался до сослуживцев на территории ЛНР, они были поражены, увидев его живым. Оказалось, что целых четыре часа солдат полз по минному полю и чудом остался жив.

Другой случай произошел с одним из саперов. На позиции он оказался без бронежилета. В нескольких шагах от него взорвалась граната, сброшенная с БПЛА. Когда он вернулся в блиндаж, то из левого внутреннего кармана бушлата, находящегося напротив сердца, достал карманную Библию. В центре священной книги он увидел осколок гранаты, который прошил ее почти насквозь и остановился лишь перед бумажной иконкой святителя Николая Чудотворца, вложенной в Библию. Во время взрыва на позиции боец ничего не ощутил и, только оказавшись в блиндаже и сняв бушлат, понял, что чудом избежал смерти. Упомянутые здесь и многие другие чудеса, происходящие в зоне СВО, свидетельствуют о помощи Божией, которую Он являет воинам по их молитвам и мольбам родных.

Сегодня чрезвычайно важно для обеспечения нашей духовной безопасности преподавание основ религиозной культуры и предметов патриотической направленности в различных учебных заведениях. Подобная практика, несомненно, способна стать надежной прививкой от псевдодемократических идей, эффективным средством воспитания у подрастающего поколения чувства любви к Родине и милосердного отношения к окружающим людям. Педагоги и духовенство призваны просвещать учеников светом Божественной истины, содействовать пониманию ими духовных законов и их применению в повседневной жизни. 

Одним из важнейших источников духовного и патриотического воспитания должна стать память о Великой Отечественной войне. Мы обязаны сохранить и донести до всего мира настоящую историю этой священной для нас войны, рассказать современникам в своей стране и за рубежом о жертвах, принесенных нашим народом на алтарь Победы.

Следует глубоко постичь феномен непобедимости русского воинства, который своим основанием имеет духовные традиции. Из истории хорошо известно, что русские князья и полководцы перед сражениями обращались с молитвой к Господу Богу и Царице Небесной и испрашивали благословение у почитаемых угодников Божиих. Укрепившись духовно, они смело противостояли врагу и одерживали победу, ибо, кроме оружия земного, материального, имели и оружие Божие, духовное - «веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское» [16].

В завершение хотел бы напомнить наказ, оставленный нам преподобным Сергием Радонежским: «Единением и любовью спасемся». Отрадно сознавать, что любовь к Отечеству, единение, мужество и сила духа помогли нашим отцам, дедам и прадедам за 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны одолеть самого страшного врага за всю мировую историю. Мы должны им поклониться до земли с благодарностью за «подвиг их большой», за чистое небо над головой, за счастье наших детей и семей, за радость жизни и созидательного труда во славу Родины. И сегодня многие граждане России, как когда-то наши предки, проявляют самоотверженность: своей молитвой, бескорыстным трудом и щедрой благотворительностью стремятся приблизить нашу победу над мировым злом.

Тем большее непонимание вызывают те соотечественники, которые делают вид, что ничего не происходит: заботятся исключительно о процветании своего бизнеса, тратят баснословные суммы на отдых за рубежом, устраивают бесконечные праздники, концерты, шоу в городах и селах. Оторванные от национальной культурной почвы и традиционных духовно-нравственных ценностей, эти люди полностью порабощены идеологией западного мира, перешагнувшего из эпохи постмодерна в эпоху трансгуманизма. И мы не имеем права допустить, чтобы они определяли духовный микроклимат в нашем обществе. Особенно важно уберечь подрастающее поколение от гибельной тенденции расчеловечения, которая имеет различные проявления: от игромании и наркомании до квадроберства и трансгендерства.

Апостол Павел предупреждал о духовной природе любой войны, говоря, что «наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). То есть человек всегда сражается на двух фронтах: на внутреннем - за очищение собственной души от грехов и страстей - и на внешнем, где конечной целью является победа над людьми, находящимися под влиянием дьявола и исполняющими его злую волю.

Русская Церковь призывает сегодня всех посмотреть на мировые события духовным взором и понять истинную сущность происходящего вокруг. Осознание грядущего апокалипсиса, несомненно, побудит нас мобилизовать все духовные и физические силы для защиты нашей Родины, Церкви, веры и святынь, встать как можно скорее на соборную молитву в храмах с твердым упованием на Бога. Только так мы сумеем одержать Победу над всеми врагами - видимыми и, что гораздо важнее, невидимыми, над скверной современного мира и защитить наши традиционные духовные и культурные ценности, нашу идентичность и Русский мир.

 

Источники и литература:

  1. 1. Хренин В. Великая Победа: 75 лет спустя // Белорусская мысль: ежемесячный общественно-политический и научно-популярный журнал / Учредитель - Администрация Президента Республики Беларусь. 2020. №4. С. 3-10.
  2. Путин В.В. Выступление Президента РФ во время возложения цветов к могиле Неизвестного солдата. 22 июня 2021 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65900 (дата обращения: 30.10.2024).
  3. Святейший Патриарх Московский Кирилл. Слово за Божественной литургией в день праздника Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре. 3 июня 2009 г. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/665838.html (дата обращения: 02.11.2024).
  4. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Репр. изд. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни и Изд. отдела Московской Патриархии, 1991. Кн. 1. С. 384.
  5. Николай Сербский, свт. Война и Библия. Симферополь: Родное слово, 2016. 110 с.
  6. Зоберн В.М. Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию. М.: Эксмо, 2014. 55 с.
  7. Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. 22 июня 1941 г. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945-gg/1_1 (дата обращения: 02.11.2024).
  8. Обращение митрополита Ленинградского Алексия к верующим «Церковь зовет к защите Родины». 26 июня 1941 г. // Ленинград в осаде. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1941-1944. Санкт-Петербург: Лики России, 1995. 230 с.
  9. Григорий Богослов, свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию, сказанное еще при жизни родителей // Творения: в 2 т. / Григорий Богослов, свт. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. Т. 1 (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 1). С. 143.
  10. Симфония по творениям преподобных оптинских старцев: в 2 т. / Ред.-сост. Т.Н.Терещенко. М.: ДАРЪ, 2009. Т. 1. 639 с.
  11. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский). Слово в День Победы 9 мая 1945 г. // URL: http://pravoslavie.ru/35143.html (дата обращения: 06.11.2024).
  12. Святейший Патриарх Московский Кирилл. Слово после Божественной литургии в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе. 6 мая 2010 г. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1154861.html (дата обращения: 06.11.2024).
  13. Путин В.В. Выступление Президента РФ на военном параде в ознаменование 79-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 9 мая 2024 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/73995 (дата обращения: 30.10.2024).
  14. Пушкин А.С. Клеветникам России // Сочинения: в 3 т. М.: Художественная литература, 1985. Т. 1. 500 с.
  15. Щипков А.В. Незавершенный нацизм. Генезис, трансформации и родственные явления: монография / Щипков А.В. М.: РПУ св. Иоанна Богослова, 2024. 134 с.
  16. Григорьев А., прот. Святые отцы Церкви о войне и воинском служении // URL: https://azbyka.ru/svyatye-otcy-cerkvi-o-vojne-i-voinskom-sluzhenii (дата обращения: 03.11.2024).

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати