Фото: arcticpost.ru
Совместные проекты России со странами Арктического совета по инициативе семи стран сейчас не осуществляются. Об этом заявил посол по особым поручениям МИД России и председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов на пресс-конференции по случаю Саммита коренных малочисленных народов Арктики. «Сначала наши партнеры заморозили всю деятельность, отказались от любых проектов. Потом вернулись, осознав, что это самым серьезным образом бьет по национальным интересам», — рассказал российский дипломат.
Страны Арктического совета вернулись к ограниченной работе, к проектам, в которых изначально Россия, по словам Николая Корчунова, не собиралась участвовать. Тем не менее эти проекты были одобрены и отобраны с согласия российских представителей. «Меня как председателя Арктического совета данная ситуация не может не беспокоить, потому что в настоящее время приостановлен процесс выдвижения проектных предложений, их отбор, утверждение», — поделился посол. Он отметил также, что сейчас не проводится предварительная работа по подготовке, согласованию и поиску источников финансирования для новых проектов. В этой ситуации российская делегация, по словам дипломата, будет реализовывать проекты, которые она выдвигала, несмотря на отсутствие партнеров, за счет собственных ресурсов и «более эффективной внутренней коллаборации».
Николай Корчунов сомневается, что Арктический совет может работать без российского участия. Во-первых, потому что все решения в Арктическом совете принимаются на основе консенсуса, что изначально предполагает сотрудничество. Во-вторых, Россия всегда представляла интересы и выдвигала проекты по защите прав коренных народов, которые были поддержаны коренными народами во всех арктических государствах. Кроме того, он заметил, что у всех стран свои приоритеты и для осуществления отдельных проектов Россия может сотрудничать и с неарктическими странами. Вызовы же глобального изменения климата и возрастающей роли арктического региона в условиях энергетического перехода и наступления низкоэмиссионной экономики, по мнению Николая Корчунова, вряд ли удастся преодолеть при участии лишь арктических государств.
Во время пресс конференции председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета ответил на вопрос журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Как отказ Финляндии и Швеции от своего нейтрального статуса может сказаться на взаимодействии в Арктическом совете?
Николай Корчунов: Финляндия и Швеция еще не стали членами альянса. Будут соответствующие процедуры. Но что мы видим? Мы видим, что после последнего саммита НАТО усилилось внимание Североатлантического альянса к Арктике. Практически каждый месяц генеральный секретарь НАТО делает заявление, которое касается арктического региона. Причем часто он выходит за рамки военной тематики: дает оценки экономической деятельности, сотрудничеству арктических стран с другими государствами. В этой связи, конечно, встает вопрос, насколько страны-участницы Арктического совета, которые являются членами НАТО, самостоятельны в проведении своей политики в арктических широтах? Насколько связаны теми решениями и обязательствами, которые вытекают из Североатлантического договора и из тех решений, которые принимаются в штаб-квартире НАТО в Брюсселе? И это хороший вопрос, потому что для нас Швеция и Финляндия всегда были независимыми в военном отношении государствами, которые вносили значительный и заметный вклад в укрепление региональной безопасности в Северо-Западном регионе, в Арктике. Теперь, соответственно, парадигма меняется. Все больше мы получаем настораживающих сигналов, касающихся долгосрочного взаимодействия и модальности сотрудничества в высоких широтах.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs