Учрежденное в сентябре 2021 г. США, Великобританией и Австралией стратегическое партнёрство AUKUS является одним из ключевых элементов выстраиваемой Вашингтоном сетевой структуры безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, состоящей из классических альянсов периода холодной войны, более «пластичных» новых соглашений об оборонном сотрудничестве (так называемые «квазиальянсы, полуальянсы). Стержневой основой новой «паутины коалиций» является «Quad». Кроме того, в Вашингтоне намерены сделать экономику новым «полем битвы» с Пекином, используя в качестве «оружия» региональные соглашения о зонах свободной торговли, проекты по инфраструктурному обустройству, цепочки добавленной стоимости, технологические стандарты.
Учреждение AUKUS выглядело при этом и как циничная попытка двух ведущих держав англосаксонского мира использовать в своих интересах зависимое положение Австралии, полагая, что этой стране следует покончить с элементами «провинциальности» в своей внешней политике. Что касается ведущих держав АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия), то ими AUKUS было воспринято скорее как «шоковое партнёрство». Репутация Австралии как предсказуемого соседа и последовательного противника любых вариантов использования атомной энергии в немирных целях была сильно подпорчена. Новая Зеландия, наиболее дружественная Австралии страна, подтвердила, что любым атомным субмаринам будет по-прежнему запрещён заход в её территориальные воды, намекая при этом на подлодки, которые гипотетически должны войти в состав Королевских ВМС Австралии.
Вместе с тем, в экспертном сообщество вскоре после учреждения AUKUS стали обсуждаться идеи о том, может ли это партнёрство стать площадкой для кооперации и с другими союзными Вашингтону государствами, например, с Японией[1]. Это казалось весьма проблемным кейсом, поскольку развитие технологий использования атомной энергии в двигательных установках полодок, работа по которым является ключевым направлением деятельности AUKUS, остается весьма чувствительной темой и для Токио. Впрочем, реализовать в той или иной форме концепцию «AUKUS plus» в Вашингтоне всё же надеются, переключив внимание её потенциальных участников на экономическую повестку.
В качестве подходящей «наживки» было решено использовать состоявшееся в мае текущего года подписание Соглашения о сотрудничестве Китая с Соломоновыми островами. Полный текст документа обнародован не был, были представлены общие положения об обмене информацией между правоохранительными ведомствами, борьбе с киберугрозами, упрощении таможенных процедур и содействии технологическому прогрессу. Но в Вашингтоне тут же усмотрели в таком Соглашении возможные риски, связанные с возникновением предпосылок к появлению военного или военно-морского присутствия на Соломоновых островах. Соломоновы острова, как, впрочем, и другие государства Океании, имеют важное стратегическое значение с точки зрения контроля над ключевыми морскими коммуникациями. К слову, с Соломоновыми островами связано одно из наиболее важных событий Тихоокеанского театра боевых действий Второй мировой войны - битва за Гуадалканал (1942-1943 гг.).
Кроме Соломоновых островов, глава китайского МИДа Ван И также посетил Кирибати, Самоа, Фиджи, Тонга, Вануату, Папуа-Новую Гвинею и Восточный Тимор с предложениями «Совместного видения вопросов развития между Китаем и государствами Тихого океана» и «Пятилетнего плана совместного развития»[2]. В Вашингтоне тогда заподозрили, что Китай намерен напрямую влиять на безопасность небольших островных государств через инфраструктурные проекты, используя их потребности в иностранных инвестициях. Страхи по этому поводу возникли и в Веллингтоне, хотя Пекин лишь последовательно развивает именно экономические отношения с государствами региона, стараясь избегать признаков противостояния в стилистике холодной войны.
В ответ 24 июня США совместно с Австралией, Новой Зеландией, Японией и Великобританией объявили о создании неформальной структуры с целью укрепления экономических связей с государствами Океании. Группа «Партнёрство в Тихом океане» (Partners in the Blue Pacific, PBP), как следует из совместного заявления её участников, собирается предоставить значительные ресурсы странам Океании с целью сотрудничества в таких сферах, как борьба с изменением климата, инфраструктурное обустройство, морская безопасность, здравоохранение и образование. Термин "голубое" (blue) в названии новой структуры подчёркивает, что подразумеваются именно островные территории Тихоокеанского региона. Вместе с тем, в совместном заявлении участников нового объединения говорится, что одним из наиболее актуальных вызовов для этих является увеличивающееся давление на свободный и основанный на правилах международный порядок[3]. Это свидетельствует о явной антикитайской направленности данного проекта.
Курт Кэмпбелл, координатор по делам регионов Индийского и Тихого океанов в Совете национальной безопасности Белого дома, комментируя создание новой структуры, прямо заявил, что теперь ожидается активизация американской дипломатии в отношении островных государств стратегически важного региона Тихого океана с целью сдерживания Китая, признав при этом, что ранее эти страны были обделены «вниманием» Вашингтона[4]. При учреждении PBP состоялись консультации с ЕС и отдельно с Францией, которые получают статус наблюдателей. Что касается планов Лондона по членству в PBP, то они могут быть связаны и с попыткой окончательно уладить конфликт с Парижем. возникший из-за создания AUKUS.
Вместе с тем и на этот раз не обошлось без интриги. Так, почему Индия, будучи участником QUAD, не оказалась среди участников нового проекта? Страна имеет тесные экономические с некоторыми государствами региона, имеющие в своей основе и исторический бэкграунд. В колониальную эпоху британцы перевозили на Фиджи индийцев для использования в качестве наёмных сельскохозяйственных работников, сейчас порядка 40 процентов его населения имеет индийские корни. Сейчас Индия оказывала значительную помощь Фиджи и другим странам Океании (Тонга, Вануату) в ликвидации последствий тропических циклонов и землетрясений, помогла в создании единой системы раннего предупреждения о стихийных бедствиях. Правительство Нарендры Моди рассматривало островные государства Океании в качестве важных экономических партнёров. Ещё в 2014 г., в качестве формального основания, был создан Форум сотрудничества между Индией и островными государствами Тихого океана (Forum for India-Pacific Islands cooperation, FIPIC).
Отсутствие Нью-Дели среди участников PBP может быть связано с тем обстоятельством, что Вашингтон начинает раздражать неуступчивость Индии в более важных для него вопросах. Так, отсутствие в совместном заявлении участников состоявшегося 3 марта экстренного онлайн-саммита Quad прямой критики действий России в связи с украинским кризисом было связано с особой позиции Индии, пославшей своим партнерам внятный сигнал о том, что сферу активности Quad стоит ограничить контурами Индо-Тихоокеанского региона. В западных СМИ «раскольническое поведение» Индии связывают с военно-техническим сотрудничеством с Россией и стремлением диверсифицировать энергетический импорт. Без участия Индии реализация планов Вашингтона по противодействию различным видам кооперации между Китаем и островными государствами Тихого океана может столкнуться со значительными трудностями. Ситуацию осложняет и то, что Вашингтон и другие участники BPB вынуждены распылять свои ресурсы, участвуя «холодной войне на два фронта». Так что «битва за Гуадалканал-2» в новом составе, затеянная Вашингтоном в регионе, продолжается.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs