Состоялся видеомост Москва – Ереван – Минск – Нур-Султан «Миротворцы ОДКБ: защита и оперативное реагирование в условиях возможных конфликтов на постсоветском пространстве». Он прошел на площадке ММПЦ МИА «Россия сегодня». Участие в мероприятии приняли экс-генеральный секретарь ОДКБ, председатель Координационного совета Евразийского информационно-аналитического консорциума Николай Бордюжа и член Комитета по международным делам Совета Федерации Григорий Рапота.
Начиная видеомост, модератор напомнила, что в начале января в Республике Казахстан (РК) произошли события, в ходе которых деструктивные силы под предлогом двукратного повышения цен на сжиженный газ организовали беспорядки и погромы, были захвачены государственные объекты, включая аэропорт, несколько самолетов и здание Комитета национальной безопасности (КНБ) в Алма-Ате, втором по значению казахстанском городе. Волнения прошли и в других городах Республики. Совершались нападения на силовиков, в связи с чем было объявлено о террористической угрозе и введено чрезвычайное положение. Президент Касым-Жомарт Токаев, чтобы не допустить раскачивания ситуации и жертв среди мирного населения, обратился за помощью в Организацию Договора о коллективной безопасности), которая оперативно взяла ситуацию под контроль. Миротворцы ОДКБ, выполнившие поставленные задачи в Казахстане, вернулись домой. События в РК вызвали много вопросов. Насколько страны ОДКБ могут обеспечить свою безопасность? О чем говорит скорость действий ОДКБ?
Николай Бордюжа начал со скорости действий Организации. По его мнению, она была обусловлена отработкой ОДКБ в течение многих лет всех механизмов принятия решений, отработкой миротворческими силами, как и другими коллективными силами ОДКБ (Коллективные силы оперативного реагирования – КСОР) проведения совместных операций. Несколько лет назад была оттренирована быстрая переброска (два-три дня) контингента Организации на территорию Таджикистана. Все это способствовало тому, что после принятия политического решения по Казахстану операция была проведена, практически, молниеносно, несмотря на то, что было задействовано большое количество военнослужащих. Спикер обратил особое внимание на очень продуманные действия президента Республики Казахстан. Его запрос на миротворцев был абсолютно своевременным. Экс-генсек Организации выразил убеждение в том, что, если бы обращение за помощью пришло на двое-трое суток позже, то в Казахстане было бы кратно больше жертв и кратно большим был экономический ущерб от разрушенных административных зданий. Ключевым моментом были действия президента Токаева, который показал себя, по мнению Бордюжи, самым лучшим образом.
Григорий Рапота солидаризовался с точкой зрения первого выступающего. При этом, он добавил, что все эксперты отмечают очень высокую степень организации подразделений ОДКБ и очень высокую степень оперативности принятия решений. Членами ОДКБ являются шесть государств, и для того, чтобы принять решение об использовании войск или специальных сил оперативного реагирования, нужно консенсусное решение. Если бы одна из сторон была против, то в соответствии с уставными документами Организации, миротворческая операция была бы невозможна. Безусловно, в свое время много усилий было приложено к отработке подобных действий. Сенатор заметил, что его даже не это сейчас занимает. «Вопрос заключается в том, что дальше», − заметил он. По его мысли, только взаимодействие в сфере обороны – что само по себе крайне важно – поддерживать стабильность в отношениях между государствами и внутри каждого государства не просто. Рапота полагает, что на первое место сейчас будут выходить вопросы экономики, о чем говорил президент Токаев. Проблемы в этой области появились. Об этом единодушно говорят и независимые эксперты, и официальные лица. Неблагополучие в этой сфере явилось одной из причин того, что произошло в РК. Затем, на этом фоне появились иные силы, что вызвало потребность обратиться к ОДКБ. Сенатор считает, что большим вопросом является то, насколько государства, входящие в такие объединения как ОДКБ и ЕАЭС, в будущем гарантированы от повторения сценариев, подобных казахстанскому. С его точки зрения, необходимо над этим серьезно подумать и серьезно заняться этой проблемой.
На вопрос, поступивший из пресс-центра информационного агентства «Спутник Казахстан» в г. Нур-Султан о будущем евразийской интеграции и о влиянии на нее первого задействования миротворческих сил ОДКБ, Николай Бордюжа ответил, что, по его информации, процессы интеграции идут достаточно активно и по линии ЕАЭС, и по линии ОДКБ. Он оставил экономическую сторону вопроса Рапоте, который долгое время возглавлял Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Что касается ОДКБ, ее экс-генсек считает, что события в Казахстане однозначно доказали востребованность всех коллективных механизмов этой Организации в сфере безопасности. Однозначно подтверждено, что эти механизмы в области военной, миграционной, информационной безопасности, борьбы с наркотрафиком и незаконным оборотом оружия должны развиваться и совершенствоваться. Об этом говорили наши президенты на Совете коллективной безопасности, который состоялся сразу после ввода миротворческих сил ОДКБ в РК.
Григорий Рапота, говоря об экономической интеграции в Евразийском экономическом союзе, охарактеризовал ее как «единство и борьбу противоположностей», где есть национальные интересы государств-членов и коллективные интересы всей организации. Он считает, что это нормально, так как баланс индивидуальных и общих интересов создает стабильность в отношениях между государствами, с одной стороны, и придает импульс экономическому развитию на общем пространстве, с другой. С точки зрения сенатора, преимущества и выгоды военной интеграции наглядно продемонстрировала миротворческая операция в Казахстане, самым большим достижением которой было то, что при использовании вооруженной силы удалось избежать боевых действий и, тем самым, сберечь человеческие жизни. Что касается экономической интеграции, то, на его взгляд, в ней хорошо удается гармонизация национальных законодательств в области таможенного, налогового, торгового, миграционного права. Ей не хватает одного – крупных проектов, которые бы объединяли усилия всех сторон в совместной созидательной деятельности. По убеждению сенатора, если таких объединяющих проектов нет, то не понятно «для чего мы это все затеваем». В качестве преимуществ ЕАЭС, он привел пример необходимости развития транзитного потенциала, где государства-члены Союза находятся между двумя мощными экономическими конгломератами – Европой и Восточной Азией. Грузы, которые идут в одну и другую сторону через территорию ЕАЭС, составляют не более 1,5 процентов. А транзитный потенциал – это восполняемый экономический источник, который дает государствам дополнительную возможность развиваться. Если посмотреть, сколько в ЕАЭС построено сквозных автомобильных и железных дорог, проложено водных путей, сразу станет понятно, что транзитный потенциал Союза, практически не используется.
Из пресс-центра информационного агентства «Спутник Армения» в г. Ереван Николаю Бордюже поступил вопрос о том, в каком случае могли бы быть задействованы силы ОДКБ в связи с непрекращающимися боестолкновениями на границе Армении и Азербайджана. Отвечая на него, экс-генсек упомянул, что он в свое время много занимался Карабахом и всем, что с ним связано, и глубоко знает проблему. «Я бы сегодня не говорил, о такой же реакции, как реакция в Казахстане. Я бы сегодня говорил о необходимости оказания содействия Армении и Азербайджану в установлении признанных границ», − сказал он. Это значит, что надо создавать совместные группы, это значит, что надо получить материалы из архивов, в том числе, из Российской Федерации, получить карты от разных годов и после этого выйти на взаимоприемлемые решения. Во-первых, решения по делимитации границы, что сразу бы исключило вооруженные столкновения в зоне соприкосновения, и, во-вторых, по ее демаркации. Примерами успешной работы смешанных групп при Погранслужбе России являются делимитация и демаркация спорных участков с Китаем и Казахстаном. Бордюжа также указал на то, что Россия уже предлагала свое посредничество, включая предоставление карт из архивов нашего Минобороны, которые бы легли в основу работы армяно-азербайджанской группы по делимитации границы.
Пресс-центр информационного агентства «Спутник Беларусь» в г. Минск поинтересовался эффективностью выполнения миротворческой миссии в Казахстане национальными подразделениями ОДКБ и, в частности, белорусской ротой. Непосредственно в этой операции Николай Бордюжа выделил готовность и подготовленность транспортной авиации России, которая в течение суток после принятия решения смогла наладить воздушный мост в Казахстан. В последующие дни по нему было переброшено 2300 российских миротворцев, а также вооружение и техника, включая тяжелую бронетехнику. Что касается подготовленности миротворцев, то в целях их наибольшей эффективности неоднократно проводились учения, в том числе, на территории Белоруссии. Конечно же, белорусские миротворцы показали себя с блестящей стороны, чему способствовало их прежнее участие в боевых операциях. Вообще же, об эффективности миротворческой миссии говорит то, что она была закончена в кратчайшие сроки, и за время ее проведения, как сообщил президент Токаев, «силы ОДКБ не произвели ни одного выстрела».
В ходе видеомоста были заданы и другие вопросы, на которые Николай Бордюжа и Григорий Рапота дали исчерпывающие профессиональные ответы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs