Time: Как администрация Байдена сбилась с пути
В октябре президент Байден отправился на Капитолийский холм, чтобы встретиться с демократами в Палате представителей. Члены партии враждовали из-за предложенного им законодательства, и лидеры считали, что только президент может объединить их. Вместо этого Байден ошеломил всех, отправив их начинать все сначала. Когда он уходил, один из членов клуба подошел к нему и обратился: “Господин Президент, нам нужен план”. Байден не ответил.
Три месяца спустя судьба «пакета Байдена» по социальным расходам и климату более неопределенна, чем когда-либо. Пандемия, которую он обещал обуздать, выходит из-под контроля. Инфляция находится на максимуме за последние 40 лет, сводя на нет и «съедая» рост заработной платы. На границе полный бардак. Число насильственных преступлений продолжает расти. Его рейтинг одобрения упал до 40-х годов. В глазах многих американцев “это просто одно разочарование за другим”, - говорит беспартийный социолог из Айовы Дж. Энн Селцер. “Джо Байден должен был быть экспертом в решении всех этих проблем. Что он сделал правильно?”
Проходит год, и растет ощущение, что администрация Байдена сбилась с пути. Администрация, которая пообещала восстановить компетентность и нормальную жизнь, кажется перегруженной и реактивной. Байден был застигнут врасплох не одним, а двумя вариантами COVID-19. Ему неоднократно не удавалось заключить сделку с Сенатом, которой он хвастался. Бывший председатель комитета по международным отношениям руководил эскалацией напряженности в отношениях с Россией и Китаем, а также хаотичным выводом войск из Афганистана. Последствия для авторитета Америки за рубежом могут быть длительными, говорит Райан Крокер, бывший американский посол в Кабуле. “Что может быть более вредным для интернационализма в этой стране, чем интернационалист, которого воспринимают, как только что полностью облажавшуюся дворняжку?”
Защитники утверждают, что Байден справляется так же хорошо, как и любой другой. Вступив в должность в тени Дональда Трампа и восстания 6 января, он столкнулся со страной, раздираемой ранее существовавшими разногласиями, и оппозицией, которая считает его незаконным. “Несмотря на весь этот прогресс, я знаю, что в этой стране много разочарования и усталости”, - сказал Байден о пандемии на пресс-конференции 19 января, второй, которую он провел в США. “Мы делали все, что могли”.
Тем не менее, в период исторического кризиса президент стал почти незаметной фигурой, давая меньше интервью или пресс-конференций, чем его предшественники. Избиратели ставят под сомнение его способности. В частном порядке ведущие демократы признают, что общественность теряет веру в его лидерство. “Чего люди не видят, так это всеобъемлющего плана", - говорит высокопоставленный чиновник администрации.
Один крупный партийный донор предсказывает уничтожение в среднесрочной перспективе. “Когда они взорвали Афганистан, они уничтожили тезис о компетентности, и я не знаю, как он вернулся из этого”. «Если вам нужен друг в Вашингтоне, заведите собаку» - гласит старая поговорка, но Байден даже не может понять это правильно: Майор, спасенная немецкая овчарка, показанная в рекламе кампании Байдена, была переведена в другое место в прошлом месяце после укуса двух сотрудников.
Если у Байдена и была какая-то работа, так это взять пандемию под контроль. Он проводил кампанию по плану борьбы с вирусом с помощью науки и серьезной политики, а не отрицания Трампа и шарлатанства. Вступив в должность, он создал опытную команду и за считанные месяцы распространил вакцины среди миллионов американцев.
Но ответные меры на пандемию сейчас находятся в сложном положении. Омикрон, хотя и более мягкий, чем предыдущие варианты, привел к росту числа случаев заболевания. Больницы затоплены, а предприятия и школы изо всех сил стараются оставаться открытыми. В других странах экспресс-тесты уже давно доступны бесплатно или дешево, но здесь они остаются дефицитными и дорогими. Сбор данных представляет собой «пестрое одеяло», в результате чего политики полагаются на иностранные источники информации.
Ведущие ученые выражают разочарование. “Администрация действительно преуспела в вакцинах, - говорит доктор Селин Гундер, эпидемиолог из Нью-Йоркского университета, - но другие вмешательства были скорее запоздалой мыслью”.
Например, внешние консультанты представили национальное предложение по тестированию в начале 2021 года, а другие регулярно призывали закупать миллионы экспресс-тестов. Но Белый дом по-прежнему был зациклен на продвижении вакцинации. В мае Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) объявили, что вакцинированные люди могут перестать носить маски. В июле президент заявил, что США “одержали верх над этим вирусом”.
В течение нескольких недель объявление о победе выглядело глупо, поскольку вакцинация пошла на спад, а вариант "Дельта" распространился по стране. Администрация попыталась изменить курс, и “эти проблемы отвлекли внимание от других, более долгосрочных планов”, - говорит доктор Иезекииль Эмануэль, еще один советник по переходному периоду, который недавно выступил с публичной критикой реакции администрации на COVID-19.
Администрация пообещала позволить ученым руководить, но результатом стало поразительное отсутствие координации. Главы CDC, Национальных институтов здравоохранения, Управления по контролю за продуктами питания и лекарствами и президентской целевой группы по COVID-19 сделали противоречивые заявления по всем вопросам, оставив общественность озадаченной и встревоженной. “Я бы сказала, что американский народ сейчас меньше доверяет федеральным чиновникам здравоохранения, чем год назад”, - говорит доктор Лиана Вен, профессор общественного здравоохранения Университета Джорджа Вашингтона. В опросе CBS News, опубликованном в январе. 16, две трети американцев заявили, что реакция США на COVID-19 плохая и неэффективная.
С начала пандемии эксперты подчеркивали важность высококачественных масок, однако Белому дому потребовалось время, чтобы объявить, что он начнет предоставлять их бесплатно широким массам. 18 января администрация открыла веб-сайт, который позволяет каждой семье заказать четыре бесплатных экспресс-теста. Но они будут отправлены только в конце января, после того, как волна Омикрона достигнет максимума во многих местах. “Хорошо, что Администрация наконец отреагировала на громкие голоса разочарования", - сказал доктор Эрик Топол, директор и основатель Исследовательского переводческого института Скриппса,-“Но это пример того, что слишком мало и слишком поздно”.
Союзники озадачены тем, что опытная команда не смогла подготовиться к предсказуемым препятствиям. Координатор COVID в Белом доме Джеффри Зиентс - бывший руководитель, известный тем, что помогал проблемным организациям. Глава администрации Байдена Рон Клейн руководил успешной реакцией администрации Обамы на вирус Эбола. А доктор Энтони Фаучи, главный медицинский советник Байдена, возглавлял борьбу с ВИЧ и СПИДом. “Фаучи разбирается в науке, Зиентс разбирается в управлении, а Клейн разбирается в пандемиях”, - говорит сотрудник, близкий к администрации.
Способности Байдена ориентироваться в Конгрессе и объединять фракции своей партии были главными преимуществами его кампании. Ранние результаты были положительными. В марте он подписал Американский план спасения, продолжение многомиллиардных законопроектов о помощи в связи с COVID-19 эпохи Трампа стоимостью 1,9 триллиона долларов, которые в совокупности сделали меры реагирования Америки на пандемию одними из самых щедрых в мире. Принятый на партийном голосовании, закон расширил пособия по безработице; отправил частным лицам чеки на 1400 долларов; расширил продовольственные талоны, оплачиваемый отпуск и налоговые льготы для семей, и выделил миллиарды долларов на финансирование местных органов власти и здравоохранения. Байден также проводил кампанию за обещание вернуть двухпартийность, и это тоже казалось многообещающим: в ноябре он подписал законопроект об инфраструктуре на триллион долларов, который получил 19 голосов республиканцев в Сенате, в том числе лидера Республиканской партии Митча Макконнелла.
Это законодательство должно было стать одним из основных компонентов амбициозной внутренней повестки дня Байдена. Другим краеугольным камнем было бы создание лучшего, гигантского законопроекта о социальных расходах, первоначально оцененного в 3,5 триллиона долларов, с положениями, касающимися изменения климата, расширения программы Medicaid, предоставления поддержки по уходу за детьми и повышения налогов для богатых. Но два умеренных демократа, Джо Манчин из Западной Вирджинии и Кирстен Синема из Аризоны, встали на пути 50 голосов Сената, необходимых для его принятия, и они оказались невосприимчивыми к силе убеждения Байдена. Источник, близкий к Манчину, говорит, что Белый дом провалил переговоры в декабре, не выполнив своих обязательств, что вынудило его объявить о своем несогласии. “Они нарушили сделку, которую, как он думал, они заключили”, - говорит источник.
Прогрессивные демократы, проголосовавшие за инфраструктуру с уверенностью, что за этим последуют социальные расходы, чувствуют себя одинаково проигравшими. Междоусобица выплеснулась на всеобщее обозрение. “Наш прогресс остановился из-за саботажа нашей повестки дня сенатором Манчином и сенатором Синемой”, - говорит сенатор Берни Сандерс. Только Байден может объединить фракции. “Президент понимает, что он единственный, кто сделает так, чтобы это произошло”, - говорит представитель Прамила Джаяпал, председатель Прогрессивного собрания Конгресса.
Только четверть американцев в недавнем опросе CBS считали, что дела идут хорошо, и большинство заявило, что демократы недостаточно сосредоточены на экономике и инфляции. Республиканцы впервые за много лет лидируют в общем голосовании в Конгрессе; Гэллап обнаружил, что в течение 2021 года партийная идентификация на 14 пунктов изменилась в сторону Республиканской партии. Множество демократов в Конгрессе недавно объявили о своей отставке.
Инсайдеры Белого дома описывают узкий внутренний круг давних советников, которым президент предан до глубины души. “В основном это люди, которые вместе ездили в летний лагерь с 5 лет”, - говорит глава известной либеральной организации. “Плюсом является то, что здесь нет такой внутренней «поножовщины», как в предыдущих администрациях, но это также означает, что существует множество слепых зон”. Источник, знавший Байдена десятилетиями, говорит: “Это команда компетентных, долгосрочных сотрудников, и они ведут себя именно так. Это не команда соперников с противоположными мнениями".
Избиратели надеялись, что Байден создаст ощущение спокойствия и устойчивого лидерства. 79-летний президент всегда был склонен к оплошностям, но в последние годы его неустойчивость стала более заметной. Он рассказывает неправдивые истории, например, утверждает, что был арестован во время движения за гражданские права, управлял трактором с прицепом и вмешивался в Шестидневную войну Израиля. В августовском телеинтервью, он изо всех сил пытался вспомнить, в каком подразделении вооруженных сил служил его покойный сын Бо. На сентябрьской встрече с сенаторами он назвал себя одним из их коллег, прежде чем исправиться: “Подождите, подождите, теперь у меня есть эта работа”. На церемонии подписания инфраструктуры он путал имена.
Союзники сердито реагируют на предположение о том, что человек, держащий палец на ядерной кнопке, сбился с пути, называя это клеветой правых. Но это восприятие всепроникающее. Опрос Politico, проведенный 19 января, показал, что 49% избирателей сомневаются в психической пригодности Байдена. Подавляющее большинство не считало его “энергичным” или “сильным лидером”. В октябрьском опросе Гарварда-Харриса 58% опрошенных заявили, что он слишком стар, чтобы быть президентом.
В одной недавней фокус-группе избиратель Байдена из Милуоки сказал: “Я сомневаюсь в его компетентности из-за его возраста. Я не думаю, что он в состоянии управлять этой страной”. На отдельной сессии избиратель Байдена из Кентукки сказал: “Вначале я возлагал на него большие надежды, но он, похоже, все больше и больше не контролирует ситуацию. Вы видите, как он ходит, он как бы шаркает ногами, как прадедушка с прабабушкой".
Многие демократы утверждают, что низкие рейтинги Байдена обусловлены факторами, не зависящими от него. Они отмечают, что он унаследовал беспорядок и получил небольшую помощь от Республиканской партии, опасно зацикленной на теориях заговора о вакцинах и выборах 2020 года. “Пандемия создала ощущение, что все идет не так, как люди хотят, и им грустно из-за продолжающихся разногласий и сбоев”, - говорит социолог-демократ Марджи Омеро. “Это продолжается из-за республиканцев - это не то, что Байден может изменить". Байден тоже не считает, что опрос является отражением того, как он выполнил свою работу. “Я, вероятно, превзошел все ожидания”, - сказал он на пресс-конференции 19 января.
Союзники, которые признают необходимость перемен, советуют президенту быть более заметным, демонстрировать силу и отворачиваться от хаоса в Конгрессе, направляя вице-президента и кабинет министров для реализации своей политики. “Ему нужно более убедительно аргументировать свою позицию и привлечь к ней больше людей”, - говорит Роделл Моллино, советник Байдена.
https://time.com/6140442/joe-biden-presidency-second-year/
Материалы рубрики Обзоры СМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs