ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

НАТО готовится закрыть «балканское досье»

10:43 21.01.2022 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Состоявшийся в Сербии 16 января референдум по вопросу реформирования национальной судебной системы вновь привлек внимание к проблематике внешнеполитической ориентации балканских государств и их места в системе приоритетов ключевых западных организаций, в первую очередь, НАТО и Европейского союза. Формально плебисцит был посвящен внесению точечных изменений в сербскую конституцию с тем, чтобы сделать судебную систему более независимой от политических институтов и привести законодательство в данной сфере в соответствие с нормами Евросоюза. Однако тот факт, что предыдущий конституционный референдум в Сербии проходил в 2006 году, и он, помимо всего прочего, закрепил в преамбуле основного закона статус Косово как сербской территории, уже породил дискуссии относительно того, что власти Белграда теперь попытаются вновь прибегнуть к данной процедуре, чтобы «отказаться» от Косово и одновременно изъять из национального законодательства норму о внеблоковом статусе Сербии.

Формально для таких подозрений имеются определенные, правда, пока чисто теоретические, основания. В конце 2021 года сербская скупщина внесла изменения в закон о референдуме, отменив обязательную ному явки в 50%. И теперь для принятия конституционных изменений достаточно, чтобы за них проголосовало большинство из пришедших на избирательные участки. К тому же и вопрос, вынесенный сейчас на всенародное голосование, был сформулирован необычно расплывчато: «Согласны ли вы на утверждение акта об изменении Конституции Республики Сербии?» [1]

Тем не менее, президент Сербии и правящая коалиция настаивают на том, что прошедший референдум не имеет никакого отношения к проблеме Косово, а вопрос об отказе от нейтрального статуса государства вообще не стоит в повестке дня. В качестве обоснования приводятся, с одной стороны, данные о том, что большинство сербского населения выступают против вступления в НАТО, а во-вторых – сохраняющийся курс Белграда на развитие всестороннего, в том числе военно-технического, сотрудничества с Россией, несмотря на давление со стороны Вашингтона и Брюсселя.

Но в настоящее время имеется еще один фактор, заставляющий более внимательно отнестись к прогнозам относительно изменений военно-политического статуса балканских государств. Прошедшие ранее в январе текущего года консультации представителей России, США и НАТО продемонстрировали, что в западных столицах весьма серьезно отнеслись к озабоченностям России в связи с возможным дальнейшим расширением Североатлантического альянса на Восток. И хотя официально лидеры НАТО пока вряд ли пойдут на отказ от подобного процесса, вполне вероятно, что его конкретные параметры претерпят изменения, и вместо республик бывшего СССР Брюссель форсирует интеграцию все еще остающихся за рамками альянса балканских стран.

Согласно имеющейся информации, именно в пользу вышеуказанной переориентации НАТО говорит объявленное 6 января текущего года решение Командования специальных операций США в Европе о размещении штаба передового базирования Сил специальных операций в Албании. Оно отражает как важность балканского региона в военно-политических планах США и НАТО, так и нестабильность в регионе, где по-прежнему существует серьезный конфликтный потенциал в Косово, Боснии и Герцеговине, Северной Македонии и других районах.

В настоящее время членами Североатлантического альянса из государств Западных Балкан являются Хорватия, Албания, Черногория и Северная Македония. Однако контроль натовских структур над всем регионом все еще остается нереализованным, поскольку центральные балканские области, имеющие ключевое военное и инфраструктурное значение, остаются вне ареала НАТО. И простое принятие одного Косово не сможет изменить ситуацию, но зато еще сильнее подогреет антизападные настроения в Сербии.

Поэтому не случайна имеющаяся информация о том, что в настоящее время и НАТО, и Европейский союз стали более активно рассматривать сценарии «пакетного» принятия балканских государств в свои ряды, чтобы избежать возникновения новых узлов противоречий и одновременно максимально оперативно решить задачу окончательного «освоения» Балканского полуострова. Однако для решения данной задачи необходимо, во-первых, заставить власти Сербии пересмотреть внеблоковый статус страны, а во-вторых – изменить дейтонские принципы государственного устройства Боснии и Герцеговины с тем, чтобы лишить боснийских сербов возможности блокировать невыгодные им внешнеполитические инициативы Сараево. И здесь есть некоторые основания просчитать сценарий одновременного принятия Сербии и Боснии и Герцеговины в НАТО и в ЕС с тем, чтобы подобным образом обменять финансово-экономические выгоды от евроинтеграции на военно-политическую капитуляцию обеих бывших югославских республик, тем более, что в чисто военном отношении Евросоюз фактически недееспособен. Как справедливо отмечает в этой связи итальянская газета Corriere Della Sera, «новая модель европейской обороны пока всего лишь болтовня». [2] Пойдет ли на такую комбинацию Белград? Хочется надеяться, что – нет.

Но подобная ситуация требует от России, в свою очередь, усилить внимание к развитию ситуации на Балканах с тем, чтобы противодействовать реализации вышеуказанного сценария, способного превратить Балканы в военно-политических плацдарм НАТО, который Вашингтон и Брюссель неизбежно используют для дальнейшего продвижения в том числе в направлении Причерноморья и Закавказья.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

Примечания:

[1] URL: https://www.kommersant.ru/doc/5170993

[2] URL: https://inosmi.ru/politic/20220114/251291698.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати