ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

США - Франция: наказание для конкурента или – причем здесь Арктика?

10:43 22.09.2021 • Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»

Соглашение Соединённых Штатов, Великобритании и Австралии о создании нового блока (AUKUS) и последовавшее за этим расторжение Австралией контракта с Францией на поставку подводных лодок океанского класса на сумму около $60 млрд. высветила проблему геополитической конкуренции в евроатлантическом сообществе.

AUKUS - союз трёх англосаксонских держав, где Франции места не нашлось. Отклонение Европы от вектора англосаксонской политики наметилось сразу с прекращением членства Лондона в Европейском Союзе. Без британцев Европа автоматически делалась более "немецкой", а текущее снижение влияния США в мире только усиливает эту тенденцию.

Уход Лондона из ЕС в Париже восприняли как шанс на повышение геополитического статуса Франции в европейских делах. Не секрет, что европейская политика и экономика держатся на тандеме Берлин - Париж, при этом германские и французские политические элиты неоднократно давали понять, что готовы взять ответственность за будущее объединённой Европы. Для англосаксов в этом дуумвирате места также не предусмотрено. Не случайно после срыва франко-австралийской сделки по подлодкам председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала активизировать усилия по созданию Европейского оборонительного союза, который мог бы обходиться без помощи США и НАТО. Понятно, что двумя главными участниками союза будут Париж и Берлин.

Параллельно Париж усиливает своё военно-политическое присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). В ИТР расположены 93% исключительной экономической зоны Франции (9 млн.кв.км.), здесь проживают 1,5 млн. французских граждан и дислоцируются 8 тыс. французских военнослужащих (1). Восемнадцать военных атташе Франции аккредитованы в 33 странах ИТР. Имеет место расхождение Парижа и англосаксов в вопросах стратегии противостояния Китаю в ИТР. Париж склонен к поиску компромиссов и избегает жёсткой риторики в адрес Пекина (2). Поэтому для англосаксов Франция не совсем тот союзник, с кем можно организовать "крестовый поход" против Китая.

В настоящее время определенная конкуренция возникает между ними и в арктической зоне. Стратегию Франции (хотя та и находится весьма далеко от этого региона) в Арктике тоже нельзя назвать воинственной. Париж, скорее, ищет пути наращивания темпов сотрудничества со странами т.н. Евро-Арктики: Исландией Норвегией, Данией, Швецией, Финляндией, и стремится к повышению своего статуса в Арктическом совете. Символическая роль наблюдателя его не устраивает. В прямолинейной конкуренции с англосаксами Парижу вряд ли удастся достичь желаемого, и поэтому французская дипломатия провозглашает курс на расширение международного сотрудничества в Арктике, с привлечением Германии, Китая и др. стран Европы и Азии. Франция, как "околоарктическая" держава, выступает против "элитарного" подхода Вашингтона к арктической тематике, который жёстко ограничивает допуск других стран в регион. Парижу, напротив, удобнее заключать ситуативные союзы с различными игроками, не позволяя тем самым превратить часть Арктики в англосаксонский клуб. Свою позицию по этому вопросу Франция выразила ещё в 2016 году (3).

Париж выдвинул концепцию "арктического окна" в европейской политике. Согласно этой концепции, арктическое направление - это долгосрочный вектор политики ЕС, в рамках которого Франция будет сотрудничать со скандинавскими странами и даже участвовать в решении вопросов безопасности арктического региона. Париж категорически отвергает тезис о том, что только арктические государства имеют исключительное право голоса в арктических делах.

Такая постановка вопроса совершенно не в интересах США и их англосаксонских союзников. Вместо глобального доминирования в регионе США со товарищи Франция выдвигает идею разделения геополитических полномочий между многими участниками. Для Франции Арктика - зона глобальных, а не национальных интересов. Причём Франция намерена действовать более динамично в секторе безопасности - ключевом направлении в общей стратегии США по противодействию России и Китаю в Арктике и ИТР. Эту направленность нового объединения подтвердил секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, заявив, что альянс AUKUS стал еще одним военным блоком, направленным против Китая и России.

Париж готов конкурировать с англосаксами в Арктике и в сфере энергетики. Самая активная зарубежная энергетическая компания в регионе - французская Total, которая сотрудничает с российскими и китайскими компаниями (4). Закрепляясь в регионе, Франция рассчитывает на свою долю рыбных ресурсов, поскольку в связи с глобальным потеплением рыба из Атлантики мигрирует в арктические воды.

В свете вышесказанного становится очевидным, что Франция для нового союза англосаксов - неудобный союзник в Арктике и ИТР. Она не только осознанно самостоятельна, но и претендует на роль арбитра по региональным вопросам. Наделение Франции членством в новом блоке AUKUS предоставило бы ей дополнительный политический и дипломатический инструментарий для продвижения своей повестки дня в Арктике и ИТР. Англосаксы пытаются вытеснить французов "за флажки" и снизить статус их союзнических отношений с региональными игроками, в данном случае, с Австралией. Решится ли Макрон после довольно резких упреков и заявлений на этот раз назвать произошедшее «смертью дружбы»? Посмотрим.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) Tableau des superficies | limitesmaritimes.gouv.fr

2) https://interaffairs.ru/news/show/28677

3) https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/arctique/la-france-adopte-une-feuille-de-route-pour-l-arctique/#sommaire_7

4) Macron´s twofold Arctic policy to gain influence in the Arctic

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати