ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Франция и Океания: движение навстречу

10:20 09.01.2021 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Франция взяла курс на укрепление своего присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР). В условиях смещения геополитического и геоэкономического центра тяжести с Европы и США в Азию Париж стремится заранее обеспечить себе достойное присутствие в регионе через свои заморские территории.

93% исключительной экономической зоны Франции (9 млн.кв.км.) расположены в ИТР, здесь проживают 1,5 млн. французских граждан и дислоцируются 8 тыс. французских военнослужащих (1). Восемнадцать военных атташе Франции аккредитованы в 33 странах ИТР.

У Парижа выгодные стартовые условия для наращивания своего влияния в этом регионе планеты. Французские военные миссии в Джибути и ОАЭ позволяют контролировать северную часть Индийского океана; на Реюньоне и Майотте - оседлать Мозамбикский пролив для контроля над восточным побережьем Африки и широтами Индийского океана к востоку от Мадагаскара; в Новой Каледонии и Полинезии – обеспечить постоянное присутствие в южной части Тихого океана.

В отличие от Соединённых Штатов, сразу вставших в боевую стойку по отношению к Китаю и его политике в ИТР, Франция нацелена на многостороннее сотрудничество с мировыми державами и региональными игроками - Китаем, Японией, Сингапуром, Южной Кореей, Индией, Новой Зеландией, Австралией.

Три последних страны выступают ключевыми союзниками Парижа. Франция участвует в морских учениях FRANZ (Франция – Австралия – Новая Зеландия), в сентябре 2020 г. подписала с Индией и Австралией трёхстороннее соглашение о совместном доступе к военной логистической инфраструктуре. Западные СМИ уже говорят о появлении геополитической оси Париж – Дели – Канберра.

Такая «треугольная» конструкция позволит Франции унифицировать свои региональные интересы с ведущими местными игроками, которые, кроме сотрудничества с Францией, задействованы также в политике Вашингтона по сдерживанию Китая (2). Развивая с ними автономное партнёрство, Париж избегает прямолинейно агрессивных действий и слов в отношении Пекина. Более того, долевое участие китайской стороны в стабилизации ИТР отвечает интересам Франции.

В лице Пекина Париж предпочитает иметь влиятельного, но предсказуемого партнёра, чем влиятельного и мало предсказуемого конкурента. Франция видит для себя в китайском проекте «Один пояс, один путь» окно возможностей и официально заявляет о стремлении развивать в ИТР сотрудничество как с единичными государствами, так и с международными структурами (АСЕАН и т.д.), занимая по отношению к возникающим трениям позицию посредника (mediating power) (3).

Подход французской дипломатии к отношениям с Пекином определяется, в том числе, прекращением членства Великобритании в ЕС. Отныне Лондон хочет проводить самостоятельную политику в ИТР, что априори предполагает определенное соперничество с Францией. И в таких обстоятельствах Парижу могут пригодиться партнёрские отношения с Пекином.

Китай уделяет всё больше внимания Восточной Африке, активизируя сотрудничество с Танзанией, Кенией, Мозамбиком. Восточная Африка – сухопутная «опора» на западной, противоположной от Китая части Индийского океана, где Пекин старается закрепиться экономически и политически.

Присутствие Франции на Майотте и Реюньоне, принадлежность Мадагаскара к ареалу французского политического и культурного влияния позволяет Франции следить за развитием событий в Восточной Африке и предполагает заинтересованность Пекина в диалоге с Парижем.

Теперь перед Францией стоит задача увеличить финансирование заморских территорий. Этим вопросом французские власти слишком долго пренебрегали. Сейчас заморские владения Франции, как страны-члена ЕС, поддерживаются через Европейский фонд регионального развития (ERDF).

Майотта получила €12 млн., Реюньон €63,2 млн. В 2021 г. при этом Париж выделит для заморских владений €2,43 млрд., это на 2,5% больше, чем в 2020 году (2). В процентном соотношении не очень высокий показатель, но он свидетельствует о начале нового этапа в отношениях Парижа с бывшими колониями в ИТР.

Увеличение экономической помощи – самый действенный метод, поскольку в масштабах всей Океании франкофоны составляют всего 2% и ставка на поддержку только культурных связей с метрополией и инвестиции в популяризацию французского языка для народов Океании дают довольно ограниченный результат. Экономическое «возрождение» французской Океании начнётся с Новой Каледонии и Полинезии, занимающих, соответственно, третье и четвёртое место в регионе по уровню экономического развития.

Можно предположить, что активизация присутствия Парижа в ИТР встретит понимание у многих стран. В условиях увеличивающейся геополитической конкуренции Франция может играть для них роль стабилизатора, уравновешивающего потенциальные перекосы баланса сил в регионе и исключающего их участие в негибких конструкциях, подразумевающих жёсткое противостояние с другими державами, присутствующими в ИТР.

 

1) https://limitesmaritimes.gouv.fr/ressources/tableau-des-superficies

2) https://thediplomat.com/2020/12/is-france-capable-of-being-an-indo-pacific-power/

3) https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/asia-and-oceania/the-indo-pacific-region-a-priority-for-france/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати