Спустя несколько недель после моего приезда в Россию в качестве посла я отправился в Калининград. Было волнительно впервые оказаться на могиле Иммануила Канта, великого философа, который жил в тогдашнем Кёнигсберге. Его идеи до сих пор оказывают влияние на всех в Европе и далеко за ее пределами, при этом связывая нас.
Я вспомнил его девиз эпохи Просвещения: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» И еще: «Я могу, потому что хочу того, что должен!»
Вместе эти два постулата формируют нашу крепкую европейскую традицию: люди - причем каждый человек, - будучи ценными, свободно мыслящими, информированными, самостоятельными в своих действиях гражданами, не встречая препятствий, вступают друг с другом в дискуссию и, таким образом, влияют на принятие общественных и политических решений и могут их принимать сами. В итоге это не что иное, как работающая демократия, которая действует на основе знаний.
При этом одной из самых сильных сторон Европы является развитие науки как пространства свободы и познания, где обмен мнениями не просто приемлем, но считается необходимым и поощряется.
Если в эпоху Просвещения науку было необходимо освобождать прежде всего от религиозных и сословных догм, то сегодня, в нашей цифровой и взаимосвязанной реальности, перед нами стоят совершенно иного рода вызовы. Сложилась, по сути, парадоксальная ситуация: с одной стороны, невиданный прежде объем непосредственно и повсеместно доступных сведений и фактов, дающих миру возможность делиться знаниями в кратчайшие сроки и использовать их ради взаимного всеобщего блага. В то же время эта данность уязвима из-за распространения в столь же невиданных объемах и со столь же невиданной скоростью намеренной дезинформации, почти неотличимых от правды фейковых новостей, атак в киберпространстве и открытой и скрытой цензуры.
Главные элементы германской научной политики
Германская научная политика сегодня преследует две основные цели: защита свободы научной деятельности и развитие науки как одного из главных условий для демократических решений и действий.
При этом международные аспекты играют весьма существенную роль, ведь в условиях глобализации возрастает значение международного взаимодействия: речь идет об интернационализации Германии как научной и образовательной площадки, а также о создании международных сетей между учеными и научными учреждениями.
Причина этого очевидна и, по существу, признается всеми, даже если политики в некоторых странах пытаются убедить собственное население в ином. Ни одна из ключевых проблем нашего времени не может быть решена в одиночку на национальном уровне. Это касается и самых крупных, самых богатых, самых развитых, наделенных самыми большими сырьевыми ресурсами или обладающих самой большой военной мощью стран. В области здравоохранения мы видим это на примере пандемии COVID-19, в отношении темпов изменения климата - это ощутимые последствия глобального потепления, кризисные ситуации и бедность проявляются в миграционных потоках, а сообщения о хакерских атаках и киберпреступности сигнализируют о срочной необходимости наведения надежного порядка в киберпространстве.
Глобальные проблемы можно решить только на глобальном уровне. Для этого требуются действия, выходящие за пределы стран и континентов, и готовность к таким действиям. А для этого, в свою очередь, необходимы общемировое стремление к познанию и глобальный научный обмен.
Поэтому ключевая задача германской научной дипломатии состоит в том, чтобы выступать за политическую модель, основывающуюся на науке и доказательности, осознавая свою ответственность за свободу науки, мобильность и многосторонний подход. И эта ответственность в определенном смысле уходит корнями в европейские традиции эпохи Просвещения.
Нет сомнений, что политика, нацеленная на достижение национальных или региональных выгод, может кратковременно и в области науки принести успехи, выглядеть убедительно в глазах собственного населения. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе это замедлит достижение насущно необходимых, всеобщих позитивных результатов, а может быть, и поставит под сомнение их достижение из-за потери времени. Мы должны противодействовать таким попыткам рисковать нашим будущим и будущим наших детей.
Таким образом, ответственная научная дипломатия предполагает учить людей дальновидности, делать ставку на международное взаимопонимание и в этом смысле способствовать основанному на знаниях многостороннему подходу при соблюдении правил, на которые могут положиться все.
Хотелось бы, чтобы этот путь - возможно, более трудный, однако предполагающий доверительное отношение к совместному процессу научного познания - утвердился и на внутригосударственном уровне. Ведь не только пандемия COVID-19 демонстрирует, что доверие к политическим решениям и убедительность правительств в глазах населения отчетливее проявляются именно там, где соблюдаются принципы политики, основанной на знаниях.
Универсальный язык науки
Наука является синонимом доказательности. Лишь последняя делает информацию научной и наделяет ее свойством надежности. А это требует ясности критериев, их языка. В этом смысле научность придает политическим решениям прозрачность и особую легитимность.
Расширению легитимности способствует и тесный обмен науки и политики с гражданским обществом. Поэтому особая цель германской научной дипломатии заключается в том, чтобы синергия внешней политики, науки, citizen science и научной коммуникации с активным гражданским обществом укоренилась в долгосрочных международных процессах. Это способствует развитию международных научных отношений, впитывающих в себя максимум опыта и активизирующих обмен им на самых разных уровнях, со всем многообразием акцентов и импульсов, что всегда преследует конечную цель обогащения знаниями. Следствием этого является внешняя политика, встроенная во взаимодействие в научной среде, причем она использует и воспринимает всерьез консультации со стороны научного сообщества.
На интернациональном уровне это способствует укреплению международных отношений как таковых. Ведь язык науки во всем мире един. 4+4 во всем мире равняется восьми. Изучение технических дисциплин в Ахене дает примерно те же знания, что и в Новосибирске. Неспроста медики, независимо от того, в какой стране они учились, могут работать практически в любой точке мира. Научное сотрудничество, если оно формируется при многообразии задействованных в нем игроков, может способствовать сближению в ситуациях, когда политические отношения складываются непросто, может наводить мосты между разными странами на общественном уровне и помогать избавляться от стен, созданных эгоизмом национального подхода.
Вклад Германии в свободную международную науку
Как конкретно действует германская научная дипломатия? Поскольку Германия - страна с богатыми научными традициями и успешная научная площадка, весь наш опыт и видение будущего определяют главную ценность, вокруг которой строится все остальное: свобода ученого - и тем самым свобода науки - является для нас необходимой предпосылкой научных успехов. Сужение перспективы уводит от этой цели.
Таким образом, наша научная дипломатия служит делу всемирной научной свободы и обмена, свободного от идеологических установок.
Конкретно это происходит путем институциональной и финансовой поддержки отдельных ученых, научных учреждений и программ, обмена студентами и учеными, а также значительных фундаментальных научных исследований, укрепления научной коммуникации и трансфера знаний между наукой, обществом и внешней политикой, причем как на национальном, так и на международном уровнях. Последнему способствует облегчение поездок и визовых формальностей.
Международная политика на основе научных фактов
Германская научная политика не наивна. Передовая научная и исследовательская деятельность, развивающаяся в свободном обществе, является целью и легкой мишенью для научного шпионажа и гибридных атак, представляющих собой «мягкие» элементы общей агрессии. Нехватка регулирующих и санкционных механизмов в глобальном киберпространстве усугубляет положение.
Поэтому очевидно, что наш принцип открытости и свободы в этой ключевой сфере общегосударственного прогресса не потворствует злоупотреблениям. Противодействие им осуществляется посредством соответствующих мер безопасности и усиленной защиты учреждений и данных, чувствительных санкций в случае незаконных атак, но в то же время и посредством целенаправленной, научно обоснованной собственной информационной культуры. При этом лучшими средствами для борьбы с дезинформацией и полуправдой являются их быстрое разоблачение благодаря прозрачной информационной политике, подкрепленная фактами аргументация и открытые, многообразные коммуникационные пространства, а также содействие уверенных в своих силах, независимых научных журналистов.
Как наука преодолевает границы
60 лет назад советская наука торжествовала в связи с грандиозным успехом, которым восхищался весь мир: Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил орбитальный полет на космическом корабле и смог увидеть Землю из космоса. Гагарин сказал, «как прекрасна» наша планета. То, что он тогда увидел, не было разделено государственными границами; он сам преодолел границу между Землей и космосом, и в определенном смысле он преодолел и «железный занавес» между Востоком и Западом. Ведь везде, где Гагарин выступал после своего полета, по эту или по ту сторону «железного занавеса», казалось, что люди на время забывали о жестких идеологических противоречиях.
Это символизирует силу и потенциал науки, позволяющие ей транслировать основанные на законах природы и поэтому одинаково верные для всех знания и истины, тем самым способствуя взаимопониманию между странами и народами, в том числе и перед лицом значительных политических разногласий. Из космоса можно по-новому взглянуть на многие забуксовавшие земные конфликты точно так же, как и при изучении нашей природы под микроскопом. С точки зрения науки становится ощутимо, понятно и объяснимо, что человечество на «такой прекрасной» планете в поиске и обмене знаниями гораздо больше связывает, чем разделяет.
Что это значит для научной дипломатии? Наука, если ею заниматься свободно, без принуждений и препятствий, объединяет уже самим фактом своей равнозначности для всех, вне зависимости от общественных и политических структур. В свою очередь, общие научные исследования, проводимые невзирая на государственные границы, сближают людей самого разного происхождения и позволяют им вместе черпать знания. Это дает также возможность полнее узнавать и изучать друг друга, лучше понимать другие, возможно, поначалу представляющиеся чуждыми взгляды на вещи. Так возникает совокупность больших и малых, но неизменно значимых вкладов во взаимопонимание, суммарный эффект которых в урегулирование конфликтов не стоит недооценивать.
Научная дипломатия имеет перспективное, объединяющее и примиряющее свойства.
Наука как связующий элемент в германо-российских взаимоотношениях
Максим Горький называл науку «разумом мира». Антон Чехов в одном из своих рассказов писал: «Испуская последний вздох, я все-таки буду верить, что наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви». Иоганн Вольфганг Гёте утверждал: «Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать».
Особое место, которое наука занимает в интеллектуальной истории наших стран, является столь же особым связующим элементом между ними.
Взаимоотношения между Россией и Германией в области образования и науки имеют давнюю историю. Есть огромное количество примеров взаимного интеллектуального обогащения - будь то обмен взглядами русских ученых с универсалистом Гумбольдтом или влияние Достоевского на мыслителей и исследователей в немецкоязычном мире.
Однако решающее значение имеет то, что обмен в области науки и образования характеризует и наши современные отношения. Надеюсь, атмосфера совместной научной деятельности останется неизменно безоблачной и впредь, ведь ценность обмена в области образования и науки сама по себе является инвестицией в будущее, и этой ценностью рисковать нельзя.
Нынешние цифры, если абстрагироваться от периода пандемии, которая, надеюсь, вскоре будет преодолена, впечатляют: из всех молодых россиян, желающих получить высшее образование за рубежом, 25% выбирают Германию. И этому способствуют многочисленные стипендиальные программы германских учреждений. В 2019 году около 14 тыс. российских студентов и исследователей получили те или иные гранты и стипендии в Германии, из них 3800 человек - по линии Германской службы академических обменов (DAAD). Таким образом, Германия занимает первое место среди стран, где хотят учиться молодые россияне. И, наоборот, Германия по-прежнему входит в число тех стран, из которых больше всего студентов приезжает учиться в Россию.
Около 1 тыс. партнерских связей между германскими и российскими вузами образуют тесную сеть, многие германские организации связаны с российскими партнерами в международных научных сетевых структурах и работают в России. Так, по линии Германской службы академических обменов в России задействованы два преподавателя на долгосрочной основе, 30 лекторов и четыре языковых ассистента DAAD из Германии.
Успешным примером является Германский дом науки и инноваций в Москве, который консолидированно представляет здесь Германию как исследовательскую и инновационную площадку по всему спектру деятельности и тем самым весьма компетентно на месте способствует созданию партнерских связей и предоставляет для этого возможности.
Тот факт, что такая взаимосвязь между представителями германской и российской науки является солидной и прочной, основывается не столько на политических желаниях или директивах, сколько на доверии и опыте, которые сформировались в результате десятилетий - или даже в нашем случае веков - совместной деятельности, встреч, проектов, общих успехов, может быть, даже общих проб и ошибок. Все это возможно благодаря деятельности ученых, институтов, преподавателей, стремящихся и проявляющих волю к хорошим результатам и знающих, что это обогащает международный обмен, в том числе предоставляя общие шансы в научно-исследовательской конкуренции, которая приобретает все более глобальный масштаб.
Это большая ценность в германо-российских отношениях, а также европейской общности в целом. Политикам необходимо создать для этого адекватные условия, способствующие достижению прогресса. При этом важно доверие к людям, работающим в образовании и науке, в том числе в их научных взаимоотношениях через границы при осознании того, что значение международного обмена свободной науки в глобализованной реальности нашего настоящего и будущего будет продолжать расти.
Поэтому при том убеждении, что это ценное взаимодействие необходимо сохранить, некоторые аспекты нынешних дискуссий, законопроектов и документов здесь, в России, вызывают озабоченность у многих из тех, кто активно стремится к развитию международного сотрудничества в области образования и науки. Появляются директивы, преследующие тенденции на сужение пространства свободы, затруднение международных контактов людям и организациям, продвигающим образование и науку. Эти тенденции создают впечатление, что международное взаимодействие воспринимается скорее с позиций скепсиса, направленного на борьбу с влияниями, чем вызывает желание оказывать ему благосклонную поддержку. Такая ситуация не способствовала бы развертыванию и полному использованию потенциала энтузиастов, как это было до сих пор, а с большей вероятностью тормозила бы шансы и темпы собственного прогресса в нашей реальности, для которой характерны интенсивные взаимосвязи, - такие опасения относительно возможного сценария, в том числе и с точки зрения последствий для сотрудничества, разделяют германские партнеры.
В то же время мы совсем недавно на двустороннем уровне как раз отчетливо сигнализировали о том, что у нас общий взгляд на будущее в области образовательно-научной политики: Германо-Российский год научно-образовательных партнерств 2018-2020 под патронатом министров иностранных дел двух стран не просто подвел итоги. Более 120 двусторонних мероприятий, в ходе которых обсуждались и намечались новые основные направления сотрудничества, расставили акценты на будущее. Точно так же, как и проходящий в настоящее время Германо-Российский тематический год 2021-2022, посвященный сочетанию экономики и устойчивого развития, призван придать новые импульсы, в том числе и в конкретных областях науки и образования.
Посольства на службе научных контактов
Каким же может быть подход дипломатического представительства к реализации этих многогранных целей современной научной дипломатии, какой конкретный вклад оно может внести?
Уже многие годы Правительство Федеративной Республики Германия расширяет инструментарий специализированных сотрудников посольств, занимающихся вопросами науки, в том числе и здесь, в Москве. Это позволяет на местах работать компетентно, сокращать путь при установлении контактов или поддержке проектов сотрудничества, без потери времени получать информацию из компетентных источников и организовать контактный центр для многочисленных участников процесса научно-образовательного сотрудничества. Это особенно важно для такой страны, как Германия, которая в своей научно-образовательной политике открывает простор для многообразия, уверенно и логично делает ставку на посредников, в том числе и в научно-образовательных аспектах своих внешних связей, и на многообразие непосредственных встреч и проектов сотрудничества в профессиональных кругах.
А сотрудники отделов науки также рассказывают о Германии как о площадке для научных исследований, становясь ее личными представителями. То есть задача заключается в создании сетей контактов в стране пребывания и улучшении взаимосвязей между германскими и иностранными, в данном случае российскими, учеными и институтами. А также в том, чтобы иметь в посольстве компетентных сотрудников, располагающих временем для присутствия на встречах экспертных сообществ, участия в визитах в вузы и научно-исследовательские учреждения, выступления с докладами и проведения мероприятий, например специальных научных форумов, либо сопровождения или курирования крупных долгосрочных программ, таких как исключительно амбициозная германо-российская «Дорожная карта» сотрудничества в области образования, научных исследований и инноваций», включающая в себя весь спектр научного взаимодействия - от поддержки молодых кадров до передовых наукоемких исследований.
Кроме того, эти специалисты курируют тематические поездки и визиты в Германию, куда входят прежде всего образовательная и научно-исследовательская сферы, а также предлагаются избранным участникам специально ориентированные на их потребности программы, позволяющие им собственными глазами создать аутентичное, актуальное и дифференцированное представление о Германии, о нашем научно-образовательном пространстве, завязать контакты, в итоге способствующие созданию будущих партнерских связей.
Актуальные проекты германо-российского сотрудничества
Стратегическая глубина и большое количество амбициозных, отчасти поддерживаемых серьезным финансированием проектов германо-российского сотрудничества впечатляют. Вот лишь несколько примеров:
• В космосе ученые из Германии и России уже десятилетиями занимаются экспериментами на Международной космической станции (МКС) в условиях невесомости. Осенью 2021 года германский астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) Маттиас Маурер полетит на МКС. Его подготовка к полету будет проходить в том числе и в России. Все это - примеры научной деятельности, которую в наше время уже невозможно представить себе исключительно на национальном уровне.
• В Тункинской котловине, недалеко от озера Байкал, германские и российские астрофизики в рамках крупного проекта обсерватории TAIGA совместно исследуют Вселенную.
• В проекте ICARUS германские и российские ученые из космоса исследуют миграционные передвижения животных с помощью микрометок. Настоящей научной революцией стало исследование космоса с помощью запущенного вместе с Россией германского рентгеновского телескопа eROSITA.
• Символично сотрудничество в Арктике, приковывающее к себе внимание широкой международной общественности. Германия и Россия вместе с партнерами из 17 стран сотрудничают в рамках одногодичной экспедиции MOSAiC (Multidisciplinary drifting Observatory for the Study of Arctic Climate), принесшей по итогам совместных разработок исключительно впечатляющие знания в вопросах политики защиты климата, которые теперь предстоит совместно проанализировать. Это стало весьма важным вкладом в решение эпохальной задачи будущего - поиск отвечающих всеобщим интересам решений в вопросах изменения климата.
• На исследовательской установке European XFEL в Гамбурге ученые из 12 стран, включая Россию, используют интенсивные вспышки лазерного рентгеновского излучения для довольно сложных экспериментов.
• В области многочисленных программ студенческих обменов: студенты Германо-Российского института новых технологий (ГРИНТ) в Казани регулярно проводят семестр по обмену в Германии.
Отрадным и вселяющим оптимизм является тот факт, что в конкурсе на премию за особенно удачные инновационные инициативы, присуждаемую Федеральным министерством образования и научных исследований Германии, одним из трех финалистов, отобранных по всему миру, является германо-российский проект «Вместе за лучший климат - Активная научная дипломатия с Россией - МОСТ».
Наука как двигатель для экономики и общества
Ежегодно в Берлине в рамках Берлинской недели науки проходит конференция «Falling Walls». Молодые научные таланты, в том числе из России, успешно прошедшие предварительный отбор у себя на родине, собираются и своими совместными научными подходами в самом прямом смысле слова пробивают стены. Это тоже является впечатляющим примером современной научной дипломатии: наука со своими инновационными идеями встречается с экономикой, политикой, средствами массовой информации и культурой. Обсуждаются тенденции, шансы и решения в ответ на глобальные вызовы времени, широкой публике представляются сложные научные взаимосвязи, и в конце концов это вдохновляет людей самой разной специализации на то, чтобы вместе интенсивно работать ради всеобщих интересов.
Стремление к инновациям и новаторская мощь науки, имеющей возможность развернуть свой потенциал свободно и невзирая на границы, идут на пользу политике и экономике - как на национальном, так и международном уровнях. Обмен, а зачастую и работа рука об руку, протекают интенсивно: например, концерн «Siemens», ведущий бизнес и обладающий сетью филиалов по всему миру, имеет собственные исследовательские лаборатории, в том числе в Санкт-Петербургском государственном университете и на базе ГРИНТ в Казани. «Bosch» сотрудничает с Российской академией наук, в альянсе университетов SAP представлено более 50 российских высших учебных заведений.
Европейская комиссия совсем недавно вместе с Федеральным министерством экономики и энергетики и Федеральным министерством транспорта и цифровой инфраструктуры Германии приняли решение бесплатно предоставить данные системы «Copernicus», то есть целого флота европейских спутников, ведущих наблюдения за Землей, это имеет исключительно большое значение в том числе для защиты климата и окружающей среды, так как существенно облегчает, в частности, молодым компаниям первые шаги в соответствующей деятельности.
«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
Наука сама по себе не имеет границ и приносит наиболее заметные успехи там, где она сталкивается с минимумом границ, где существует доверие к ее стремлению к прогрессу и тем самым - к ее собственной моральной силе.
Особенно в наших реалиях глобализации она способна связывать людей за пределами своей сферы деятельности, так как она по своей сути открыта, любознательна, заинтересована, вовлекает в себя людей и не только способствует международному обмену, но и нуждается в нем. При этом она пользуется универсальным языком получения знаний.
В поиске истины нашего существования каждое приобретенное знание накладывает и ответственность на тех, кто его использует.
Это предъявляет особые требования и к сегодняшней, современной научной дипломатии, что возвращает меня вновь к Иммануилу Канту. Нравственный императив И.Канта гласит: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Во время поездки в Калининград мне довелось участвовать в дискуссии в университете, который сегодня носит имя И.Канта. Студенты там, как и в других российских университетах, - это поколение, живущее в условиях тесных контактов и желающее участвовать в постоянном обмене через любые границы стран и континентов. От их вопросов и комментариев мне становилось все более очевидно, насколько глубоко нас по-прежнему связывает общее европейское мышление, на которое в значительной мере повлиял в том числе и И.Кант: делиться мыслями, задавать вопросы, смело пользоваться собственным разумом, основывать свои решения на знании и познании, при этом оставаясь открытыми, слушая и анализируя, - невзирая ни на какие границы.
Особенно последнее сейчас важно, как никогда ранее. Для этого нам требуется сильная научная дипломатия.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs