Фото: regnum.ru.
В Москве состоялся круглый стол «Как повысить эффективность российской научной дипломатии?». В нем приняли участие эксперты Российского совета по международным делам, известные ученые и дипломаты.
В связи с возникновением новых глобальных вызовов, геополитическими изменениями, увеличением степени напряженности в международных отношениях научная дипломатия становится особенно актуальной. Различные инструменты научной дипломатии используются в целях развития международного научного сотрудничества, решения международных, региональных проблем, а также задач внешней политики конкретных государств. Какова должна быть в этих условиях позиция нашей страны? В рамках мероприятия, приуроченного к Дню российской науки, и прошедшего накануне Дня дипломатического работника, был представлен новый доклад Российского совета по международным делам (РСМД) «Дипломатические практики содействия международному научному сотрудничеству в России».
Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов отметил, что новый доклад представляет собой уже второе издание. Чуть больше года назад был выпущен его непосредственный предшественник, получивший название «Новые горизонты научной дипломатии в России» и вызвавший определенный общественный резонанс. «Нам хотелось бы, чтобы такие доклады были ежегодными», - заметил ученый.
По словам А.Кортунова, тематически новый доклад существенно отличается от своего предшественника. Если центральной задачей предыдущего материала было показать потенциал научной дипломатии, то теперь решено было уделить большее внимание ее механизмам и формам. Сложность в том, что проблема развития научных связей по своей природе сложна и амбивалентна. С одной стороны, она предполагает развитие непосредственных контактов между учеными, исключающих иерархические препятствия. С другой – наука не может существовать вне контекста интересов страны, гражданином которой является тот или иной специалист. Поэтом сохраняется определенная опасность того, что узко понимаемые национальные цели заставят некоторых участников взаимодействия использовать их как рычаги давления на международных партнеров. Сопряжение задач научного прогресса и защиты интересов своей страны остается достаточно сложной задачей.
Тему обсуждения продолжила профессор, главный научный сотрудник Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте России Гульнара Краснова. В частности, она отметила, что в докладе 2020 года были обозначены наиболее распространенные тренды развития и инструменты продвижения научного сотрудничества на международной арене. Кроме того, в нем был выдвинут целый ряд рекомендаций, многие из которых были услышаны и осуществлены на практике. В частности, на площадке МГИМО (У) МИД России начал свою работу Центр научной дипломатии, в РАНХиГС работает Центр компетенций руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций. Российский совет по международным делам выдвинул предложение о проведении зимней и летней школ научной дипломатии для специалистов из стран СНГ. Эта идея получила поддержку Международного фонда гуманитарного сотрудничества (МГФС).
В центре внимания нового доклада – интегративные возможности научной дипломатии. Предметом исследования стал анализ практик и концептуальных подходов к осуществлению научных контактов, а также перспективы заключения новых двусторонних и многосторонних соглашений о научном сотрудничестве. По словам Г.Красновой, основы договорной базы в этой сфере сложились еще в 1990-годах. Такие соглашения заключены Россией с большинством стран мира. Наиболее перспективными направлениями для российской науки остаются освоение космоса, развитие нанотехнологий, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Наконец, до сих пор сохраняются недостаточно разработанные географически направления для научных контактов. Г.Краснова обратила внимание на необходимость активизировать связи России со странами, которые выступают на международной арене в качестве медиаторов и посредников.
Г.Краснова подчеркнула, что значительную работу по обеспечению условий для развития научной дипломатии осуществляют атташе по науке и технике при посольствах нашей страны. Благодаря их деятельности выявляются, а осуществляемой во взаимодействии с вузами и научно-исследовательскими центрами, идет поиск наиболее перспективных направлений для научного сотрудничества. К сожалению, подобная активность остается за пределами внимания средств массовой информации. По-прежнему актуальным остается и вопрос о консульско-визовом сопровождении международного научно-технического сотрудничества. Облегчить международные контакты можно было бы за счет введения паспорта ученого, который позволил бы избежать дополнительных бюрократических и финансовых препон при осуществлении профессиональных контактов.
Г.Краснова напомнила, что одной из важнейших национальных целей России остается вхождение до 2030 года в десятку стран-лидеров по научным разработкам. Подобное лидерство определяется количеством публикаций, долей валового внутреннего продукта, выделяемого на науку, численностью ученых. Кроме того, научная дипломатия остается важнейшим инструментом «мягкой силы» крупнейших государств мира. Без научной дипломатии и международного научно-технического сотрудничества достичь попасть в десятку лидеров невозможно.
Заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Российской Федерации Айдар Аганин напомнил, что в Концепции международного научно-технического сотрудничества (МНТС) 2019 года научная дипломатия определяется как «особая форма международного научно-технического сотрудничества, которая относится к публичной дипломатии и представляет собой систему взаимодействий ученых, научных коллективов и организаций, и взаимосвязанная с ней деятельность органов власти». Она остается важным элементом диалога страны с внешним миром, продвижения российских подходов к решению проблем современности. Среди них не только осуществление целей устойчивого развития, борьба с эпидемиями и технический прогресс, освоение космоса, Арктики и Антарктики, но и гуманитарная составляющая, связанная с продвижением исторических знаний, защитой исторической правды и противодействием фальсификациям прошлого и продвижение русского языка на мировой арене.
По словам А.Аганина, большую роль в осуществлении международного научного сотрудничества играют исследовательские центры и лаборатории, стараниями которых происходит знакомство с новыми технологиями и практиками и оформление новых потенциальных сфер взаимодействия. Дипломатическое содействие подобному взаимодействию было есть и будет.
«К сожалению, обострение глобальной конкуренции привело к усилению попыток ряда западных стран делить мировую науку на правильную, «демократическую», и противостоящую свободному миру, «диктаторскую». Примером могут служить санкции, вводившиеся Соединенными Штатами против десятков научных организаций, заподозренных в работе на оборонный комплекс КНР. Россия принципиально против такого подхода. Стрелять себе в ногу мы не намерены. Напротив, необходимо настаивать на доступности и деполитизированности научных контактов на всех уровнях, на соблюдении пунктов Хельсинкского Заключительного акта и документов ОБСЕ, под которыми стоят подписи всех ведущих западных стран. Со своей стороны, Министерство иностранных дел России регулярно проводит «сверку часов» по актуальным вопросам с привлечением российских научных кругов», - отметил А.Аганин.
Заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Павел Шевцов отметил, что новый доклад высветил большое количество проблем, стоящих научной общественностью. По словам эксперта, Россия располагает достаточно сильными региональными научными командами, которые имеют серьезные шансы для выхода на международные рынки. Основная сложность – разный уровень подготовки таких команд. С этой целью стоило бы составить сегментированную научную «дорожную карту», которая позволила бы российским специалистам не повторять тот путь, который уже прошли их предшественники. Важной задачей П.Шевцов считает и грамотную коммерциализацию результатов исследований, бенефициаром которых должен стать российский бизнес.
Со своей стороны, директор Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Владислав Старженецкий заявил, что важной задачей научной дипломатии России должна стать постоянная поддержка контактов с российскими специалистами, работающими за рубежом. «Часть из них уже вернулась, а некоторые возглавляют лаборатории мирового уровня. За постсоветский период они сформировали мощную научную диаспору. Важнейшая задача – не потерять этих людей, а по возможности способствовать их возвращению в Россию», - подчеркнул В.Старженецкий.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs