Исполняется 30 лет со дня распада Советского Союза. Как живут сейчас республики, входившие в его состав? Мы начинаем проект, в рамках которого попытаемся осветить различные аспекты социальной, политической и культурной жизни каждой из этих стран бывшего СССР, а также поразмышляем над результатами, с которыми они подошли к этой дате, и над будущим, которое их ждет – как во взаимоотношениях с Россией, так и с другими государствами.
Обратимся к Молдове. Чем живет сейчас эта небольшая республика? С какими проблемами сталкивается? С просьбой рассказать об этом мы обратились к доктору политических наук, доценту кафедры истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, профессору Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Наталье Харитоновой.
Международная жизнь: В этом году исполняется 30 лет с момента распада Советского Союза и начала независимого развития стран СНГ. С какими экономическими и социальными результатами подходит Молдова к этому рубежу?
Н.Харитонова: К тридцатилетнему рубежу Молдова подходит с противоречивыми результатами. С одной стороны, Молдове не удалось сохранить конструктивные связи со странами СНГ и эффективно взаимодействовать с ядром евразийской интеграции – Россией и таким новыми экономическими объединениями как ЕАЭС. С другой стороны, Молдова не смогла существенно продвинуться в вопросе европейской интеграции. Такие знаковые для молдавского политического класса события как, например, подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 году, создало массу проблем для национальной экономики. Проводимые в угоду евроориентированной политике реформы не повысили уровень жизни населения Молдовы. Приходится констатировать, что традиционное для Молдовы производство в результате несбалансированной внешней политики национальных элит лишилось традиционных рынков сбыта и не приобрело новых. Модернизация и создание технологичных производств требует колоссальных инвестиций и понимания, в каких нишах эта продукция может быть востребована. Ни того, ни другого, к сожалению, здесь мы не находим. И это не может не сказываться на социальной сфере и на социальном самочувствии граждан, существенная часть которых вынуждена заниматься низкоквалифицированным трудом за пределами родной страны.
Международная жизнь: Одним из самых болезненных конфликтов периода распада СССР стал конфликт между официальным Кишиневом и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. В каком состоянии этот конфликт находится сейчас и верны ли опасения, что в ближайшие годы можно ждать его обострения?
Н.Харитонова: Приднестровский конфликт находится в состоянии, которое политологи часто определяют как «замороженное». Это означает, что «горячая фаза» конфликта позади, стороны заняты в переговорном процессе, растянутом на неопределенное время. Действительно, переговорный процесс, лежащий в основе политического урегулирования молдово-приднестровского конфликта, продолжается с 1994 года, однако значительных успехов достигнуто не было. Переговорный процесс за почти 30 лет неоднократно трансформировался: менялся и состав вовлеченных сторон, и статус переговорщиков. Он неоднократно прерывался на достаточно продолжительное время. Сегодня официальные переговоры идут в формате «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», известного как «формат 5+2». Решение создать «Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию» было принято в феврале 2002 г. в Братиславе на встрече представителей России, Украины, ОБСЕ и Приднестровья. Республика Молдова присоединилась к этой инициативе в мае 2002 г., а в сентябре 2005 г. в качестве наблюдателей к работе «Постоянного совещания» подключились ЕС и США. Последние годы работа этой переговорной площадки посвящена решению насущных социально-экономических вопросов во взаимоотношениях Кишинева и Тирасполя. Решение же ключевого вопроса – определение политического статуса Приднестровья – практически не затрагивается, так как по этому вопросу власти на двух берегах Днестра занимают диаметрально противоположные позиции. Политико-правовые системы Молдовы и Приднестровья за годы существования де-факто независимого Левобережья практически не оставляют возможностей решения этого вопроса на основе консенсуса.
Опасения экспертов относительного возможного возобновления конфликта в «горячей фазе» связаны не столько с внутриполитическими процессами на правом и левом берегах Днестра, сколько с геополитическими подвижками на уровне всего региона Северного Причерноморья. Здесь и проблема Украины (Крым, Донбасс), и Южного Кавказа. Здесь проходит линия геополитического противостояния России и «коллективного Запада». Согласно программным документам ряда западных институций, одной из ключевых задач на этом направлении является ликвидация российских военного присутствия и любого вида влияния в этом регионе. Речь в этом контексте идет и о ликвидации миротворческой операции на Днестре, и вывода Оперативной группы российских войск (ОГРВ) с территории Приднестровья. Если эта задача Западом будет решена, действительно может возникнуть угроза возобновления «горячей фазы» приднестровского конфликта, так как ключевые противоречия, лежащие в основе этого конфликта, до сих пор не разрешены.
Международная жизнь: Несмотря на то, что в 1994 году Молдова вступила в СНГ, уже к середине 2000-х годов в ее политике наметился ярко выраженный европейский вектор развития. С чем была связана эта тенденция и какие результаты она дала к настоящему времени?
Н.Харитонова: Для постсоветской Молдовы возникновение европейской альтернативы было неизбежным в силу географического расположения страны, этнической близости с населением соседней Румынии, рядом объективных предпосылок социально-экономического характера и, конечно, нарастающей геополитической конкуренцией между западными и евразийскими интеграционными проектами и геополитическим же противоборством Востока и Запада. В сугубо практическом ключе, немаловажным фактором, отмечаемым самими гражданами Молдовы, является толерантное отношение к ним европейского населения и чиновников и комфортная социально-бытовая среда. Во многих странах Запада для граждан Молдовы предлагаются приемлемые программы получения постоянного места жительства, что в сочетании с привлекательными возможностями по заработной плате, социальными и образовательными программами для молодёжи делает европейский выбор для многих молдаван практически безальтернативным. Ещё одним фактором, влияющим на популярность европейского вектора, для населения Республики Молдова является активное идеологическое и пропагандистское влияние посредством культурных, научных, образовательных, масс-медийных, социальных, благотворительных программ со стороны западных структур, в первую очередь НПО. В результате, сегодня для существенной части населения, достаточно активно участвующего в электоральных кампаниях даже за пределами Молдовы, социальные, культурные, бытовые, профессиональные, финансовые перспективы и возможности трудоустройства не только в Европе, но на Западе в целом (ЕС, США, Канада, Израиль) выглядят гораздо предпочтительнее, чем в России. В результате мы имеем продолжающую активно набирать популярность идею евроинтеграции и впервые за все время существования независимой Молдовы полностью контролируемую прозападным большинством власть в Кишиневе, зачастую имеющую ярко выраженную антироссийскую позицию.
Международная жизнь: Современную Молдову нередко (во всяком случае, в российском экспертном сообществе) называют «страной, управляемой извне». Речь идет, прежде всего, о значительной роли в Кишиневе политиков с румынским гражданством. Насколько справедливы подобные заявления? Какую роль во внешнеэкономическом и внешнеполитическом курсе Кишинева играют отношения с Румынией?
Н.Харитонова: Несмотря на то, что определение Молдовы как «страны, управляемой извне» в больше степени относится к взаимоотношениям Молдовы и США, румынский фактор играет в политике Молдовы крайне важную роль. Часть прозападно настроенных элит видит в Румынии своеобразного «проводника» в Европу, часть – настроена откровенно прорумынски и используют все возможности для продвижения идей унионизма (объединения Румынии и Молдовы в одно государство). В свою очередь, в Румынии в правящей элите традиционно присутствуют сторонники включения Молдовы как «второго Румынского государства» в состав современной Румынии. Особенно активно эти настроения выражались в 2018 году – 100-летнюю годовщину первой оккупации Румынией Бессарабии. При этом между Молдовой и Румынией до сих пор не заключен Базовый договор. Причина в том, что правящие элиты не могут прийти к коненсусу, в каком статусе Молдова должна его подписывать – как независимое Молдавское государство (это позиция Кишинева) или как «второе Румынское государство» (это позиция Бухареста), и тем самым Бухарест отказывается признать Республику Молдова в её существующих границах. Тот факт, что Кишинев не соглашается с Бухарестом по формулировкам в Базовом договоре, оставляет определенную надежду сторонникам молдовенизма на успешное противостояние политике румынизации, активно проводимой как Румынией, так и частью молдавской элиты. Однако прорумынские силы в Молдове вообще не видят необходимость подписывать этот договор, рассчитывая на скорое объединение двух государств. Напомню, что в Молдове официально используется румынский язык и в образовательных учреждениях преподается «История Румынии» вместо «Истории Молдовы». Во внешнеэкономических отношениях, конечно, Румыния занимает значительное место. Да и многие представители молдавской правящей элиты, наряду с молдавским паспортом имеют и бизнес в Румынии.
Безусловно, тот факт, что молдавская элита активно обзаводится румынским гражданством, даже в правоохранительной и судебной сферах (так, большинство судей Верховного суда располагают румынским гражданством) и особенно тот факт, что президент Молдовы является гражданкой Румынии, вызывают тревогу не только у противников румынизации, но и стран-соседей, у которых с Румынией есть взаимные претензии (например, Украины).
Международная жизнь: Сближение Молдовы и Румынии происходит при активной поддержке польского политического истеблишмента. В частности, в Варшаве активно содействовали участию Кишинева в «Восточном партнерстве». Польша активно продвигает на международной арене так называемую «Инициативу трех морей», к которой также старается привлечь Молдову. Об этом, в частности, свидетельствует состоявшийся 27 августа визит в Кишинев президента Польши Анджея Дуды и его переговоры с президентом Молдовы Майей Санду. Может ли такая активность Бухареста и Варшавы привести к резкому обострению российско-молдавских отношений?
Н.Харитонова: Полагаю, Польша, как и Молдова, и Украина в упомянутых Вами активностях не выступают в качестве полностью самостоятельных субъектов международных отношений. Соответственно, и возможное дальнейшее охлаждение российско-молдавских отношений не будет являться следствием активности только официальной Варшавы. Оно, скорее, будет является результатом комплекса разноуровневых мероприятий Вашингтона и Брюсселя в отношении политики России в регионе Северного Причерноморья и той субсистемы международных отношений, которая сложилась вокруг молдово-приднестровского конфликта.
Международная жизнь: Насколько развиты в настоящее время культурные связи России и Молдовы? Что, с Вашей точки зрения, могло бы стимулировать их развитие?
Н.Харитонова: Народы, населяющие территории Российской Федерации и Республики Молдова издавна связаны близкими культурами, православием. Взаимовлияние их было огромно. Во многом этнокультурная «разность» молдаван и румын сложилась за счет русско-молдавского взаимодействия и даже синтеза культур, совместного участия в значимых исторических процессах. И, конечно, огромную роль сыграл советский период общей истории двух стран – именно тогда культурный обмен был налажен и формализован, политика союзного центра позволила многое сохранить и возродить, хоть здесь и не обошлось без ошибок и перегибов, о чем так любят рассуждать молдавские правые политические силы. Сторонники внешнеполитического сближения с Россией указывают на существование общего культурного кода. Все годы независимого развития Молдовы культурные связи с Россией сохраняются, проводятся мероприятия, посвященные общим значимым историческим событиям, реализуются программы гуманитарного сотрудничества. В целях дальнейшего развития культурных связей в новых геополитических условиях видится необходимым расширение российского присутствия в образовательном процессе за счет увеличения числа квот для обучения граждан Молдовы в российских вузах, сохранение возможности вещания российских телеканалов на территории Молдовы, более активное привлечение молдавской молодежи в разнообразные российские и международные интерактивные проекты гуманитарной направленности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs