Победа на досрочных парламентских выборах в Молдавии прорумынской партии "Действие и солидарность" (52,74%) действующего президента Майи Санду позволяет говорить об ускорении темпов румынизации республики.
Об этом же заявил бывший глава молдавского государства, сопредседатель блока "Коммунисты-социалисты" Игорь Додон (1). Американская пресса откровенно указывает, что победа прорумынских сил даёт Западу шанс закрепиться в Молдавии, но потребует компенсировать Молдавии сокращение масштабов экономического сотрудничества с Россией (2).
Санду уже назвала Оперативную группу российских войск (ОГРВ) в Приднестровье угрозой национальной безопасности Молдавии и даже опасностью для всего региона (3). При этом она как-то «забывает», что ОГРВ обеспечивает подготовку миротворческих кадров и охраняет склады боеприпасов, накопленных в Приднестровье с советских времён. Она не имеет ударного вооружения, испытательных полигонов, средств ПВО, противоракетной обороны, бронетехники и артиллерии, и не может представлять угрозу молдавской государственности.
Очевидно, что без сигнала из Бухареста Санду таких заявлений бы не произнесла. После молдавских президентских и парламентских выборов Бухарест явно ускоряет процесс слияния молдавских и румынских политических, силовых и финансовых органов. Совместная отработка румынскими жандармами и молдавскими карабинерами подавления массовых беспорядков на границе, где условные нарушители почему-то вышли с политическими лозунгами ("Мы - народ!, "Свобода!"), не соответствующими легенде учений, контроль министерством инвестиций и проектов Румынии над ходом реформ в банковской сфере Молдавии, заверение главы МИД Румынии в готовности Бухареста оказать Санду всю необходимую поддержку - таковы осязаемые проявления прорумынского курса Санду.
Можно с уверенностью предположить, что основным направлением действий официального Кишинева в ближайшее время будет проведение кадровых чисток с целью установления контроля над ключевыми министерствами и ведомствами - Национальным банком, Национальной комиссией по финансовому рынку, Центральной избирательной комиссией, Советом по телевидению и радио и др. (4). Подобные действия будут согласованы с общими изменениями молдавской стратегии Бухареста. Эта стратегия с помощью ближайшего соседа должна стать более концентрированной и чёткой.
До этого Румыния предпочитала чутко улавливать нужные тенденции в молдавской политике и, подстраиваясь под них, подводить эти тенденции к нужному результату. Но, судя по всему, с точки зрения Бухареста, столь мягкий подход был недостаточно эффективен, позволяя нежелательным для него политическим силам самим инициировать те или иные процессы в политике, экономике и сфере госуправления. Новая стратегия будет отличаться от прежней своим охватом, энергичностью и темпом. Румынии надо в ближайшие четыре года (до следующих президентских выборов) по максимуму наверстать упущенное за время правления президента Игоря Додона, предшественника Санду, выступавшего за укрепление суверенитета Молдавии перед лицом румынского экспансионизма.
При этом высокий уровень коррупции несколько портит образ Молдавии в глазах европейских партнёров. Поэтому от Румынии следует ожидать не только увеличения финансовой поддержки правительству Санду, но и ужесточение контроля за целевым расходованием средств и госуправлением в целом. Рост румынской денежной помощи напрямую зависит от того, сумеет ли Санду обуздать аппетиты молдавских политиков, имеющих доступ к бюджету. Нечто подобное происходит сейчас на Украине, где США пытаются «оседлать» Киев, выдвигая различные требования по переустройству госуправления и кандидатурам на важные посты.
Наверняка будет пересмотрен формат идеи объединения Румынии и Молдавии. Парламентские выборы показали, что Бухарест не настроен работать со всеми унионистскими силами, какими бы патриотичными с румынской точки зрения они ни были. Поддерживая образ европейской политкорректности, румынские политики окрестили партию AUR (Альянс за объединение румын) экстремистской, хотя AUR громче всех требовала объединения Молдавии с Румынией. Грубая напористость и отсутствие гибкости у AUR и стало причиной, по которой Бухарест вытесняет его за рамки политического процесса. В этих условиях основной упор будет сделан на сотрудничество с блоком Санду.
Понимая, что молдавское население сыто "историей румын" и лозунгами о насильно разделённом румынском народе, Бухарест меняет парадигму своих усилий на этом направлении. Модернизация курса на поглощение Молдавии нацелена на выработку нового, более эластичного формата, в рамках которого экономика получит перевес над идеологией и историей. Теперь эти тезисы будут играть сопровождающую роль, акцент же будет сделан на экономической составляющей - интеграционных проектах в промышленной, транспортной, энергетической, таможенной, социальной, банковской отраслях.
Румыния намерена придать молдавскому вопросу и больший международный вес, способствовать выходу молдавских товаров на европейские рынки (с целью сокращения товарооборота с Россией), углублению контактов правительства Санду с западной дипломатией. Себе Румыния отводит роль главного посредника и координатора этих процессов. Бухарест посылает молдавской политической элите откровенный сигнал, что стать европейской элитой она сможет только став сначала румынской.
Отдельный вопрос - положение Русской Православной Церкви в Молдавии. Для Санду РПЦ - досадная помеха на пути румынизации молдаван и их религиозной жизни. Наверняка в противовес РПЦ она "приподнимет" статус Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Центр принятия решений относительно тактики наступления РумПЦ на позиции РПЦ находится не в Кишинёве, а в Бухаресте. Пока РумПЦ уступает РПЦ по количеству приходов и численности верующих. Вряд ли Бухарест смирится с таким положением вещей. В ближайшее время активизации процесса румынизации религиозной жизни молдаван может и не быть в связи с приоритетом для унионистов экономической повестки дня, но рано или поздно этот процесс будет запущен и может привести к церковному расколу опять же по примеру Украины.
Вышеуказанные факты позволяют сделать вывод, что Молдавия делает ещё один шаг на пути к ликвидации собственного суверенитета. В условиях отсутствия в молдавской политике системы сдержек и противовесов и в связи с формированием парламентского большинства прорумынскими силами, при президенте с румынским гражданством, с сожалением приходится констатировать, что ожидать оздоровления российско-молдавских отношений не приходится.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://ria.ru/20210712/dodon-1740915259.html
2) https://www.washingtonpost.com/opinions/2021/07/21/moldova-elections-maia-sandu-russia-corruption/
4) http://www.vedomosti.md/news/popshoj-bolshaya-chistka-nachnetsya-s-pervogo-zasedaniya-pra
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs