Сергей Губарев: «Россия остается гарантом мира в Приднестровье»

13:26 08.04.2016 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»


Фото: tiras.ru

В Москве состоялся брифинг Посла по особым поручениям Министерства иностранных дел России Сергея Губарева. В ходе мероприятия речь шла об итогах состоявшегося визита в Кишинев и Тирасполь посредников и наблюдателей, участвующих в процессе урегулирования конфликта в Приднестровье.

Делегация, в состав которой входили представители России, Украины, ОБСЕ, США и ЕС, провели встречи в Кишиневе с премьер-министром Молдовы Павлом Филипом, вице-премьерами Георгием Баланом и Андреем Галбуром, спикером парламента Молдовы Андрианом Канду. В Тирасполе они провели переговоры с президентом непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Евгением Шевчуком, главой МИД Приднестровья Виталием Игнатьевым и председателем Верховного Совета Вадимом Красносельским.

Как напомнил Сергей Губарев, переговорный процесс на берегах Днестра начался в 1994 году. После смены нескольких вариантов взаимодействия, в 2005 году, стороны пришли к формату «5+2». В его рамках участвовали Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика как стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ в качестве посредников, а также США и ЕС как наблюдатели. В ходе переговоров были разработаны важные документы, которые, по словам С.Губарева, «к сожалению, ныне игнорируются обеими сторонами конфликта».

Посол по особым поручениям МИД России Сергей Губарев. Фото: rudaily.com.

У формата «5+2» сложная судьба. В 2006 году по инициативе Кишинева переговорный процесс был фактически прерван. Летом 2011 года, после состоявшейся Московской встречи, переговоры возобновились в Москве. Летом 2014 года состоялась последняя официальная встреча в рамках переговорного процесса.

Непримиримая позиция Кишинева и Тирасполя мало способствует мирному урегулированию конфликта.

К сожалению, позиция официального руководства Молдовы не способствует мирному урегулированию. Порядка 200 уголовных дел были заведены официальным Кишиневом против официальных лиц Приднестровской Молдавской Республики по откровенно надуманным предлогам (например, против действующего Председателя правительства ПМР Татьяны Туранской за «присвоение властных полномочий»). Особенно это касается лиц, принимающих участие в работе экспертных групп. В этих условиях Москва предложила вернуться к практике поездок в регион представителей сторон переговорного процесса. «Основная задача состоявшегося визита – возвращение к обсуждению актуальных проблем, стоящих перед регионом», - заметил Посол.

После смены политической власти на Украине Приднестровье фактически оказалось в блокаде. В этих условиях деятельность политиков на обоих берегах Днестра должна быть направлена на возобновление нормальной жизни рядовых граждан. По словам С.Губарева, состояние дел на приднестровском участке украино-молдавской границы не может не вызывать беспокойства. Между тем украинская сторона в своем рвении переходит подчас все пределы разумного. Например, был период, когда украинская сторона не пускала с территории Приднестровья всех мужчин в возрасте от 15 до 65 лет, видя в них «потенциальных террористов».

«По-видимому, списки политиков, против которых объявлены уголовные дела в Кишиневе и Тирасполе, - важнейший государственный секрет обеих сторон. Почему бы не провести обмен этими документами, чтобы было понятно, какие из обвинений политически мотивированы, а какие имеют реальные основания?» - заметил С.Губарев. Он добавил, что предложение, внесенное российской делегацией весной 2013 года – разработать механизм имплементации достигнутых в ходе переговоров договоренностей в национальное законодательство обеих стран, остается в силе и ждет своего воплощения.

«Ключ к особому статусу Приднестровья находится не в Москве, Вашингтоне или Брюсселе, а в Кишиневе и Тирасполе» (Сергей Голубев)

Ключ к особому статусу Приднестровья находится не в Москве, Брюсселе или Вашингтоне, а в Кишиневе и Тирасполе. Последним движением в этом направлении был принятый при президенте Воронине закон от 22 июля 2005 года «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)». Однако эта инициатива была отклонена Тирасполем. 17 сентября 2006 года на состоявшемся республиканском референдуме 98,8% населения республики выступили за государственную самостоятельность ПМР.

По словам представителя российского МИД, гарантом мира в Приднестровье по-прежнему остается российский миротворческий контингент. Дипломат подчеркнул, что Приднестровье – единственный регион на пространстве бывшего СССР, где после введения миротворческого контингента не возобновлялись военные действия.

«Приднестровье – единственный регион бывшего СССР, где после введения миротворческого контингента не возобновлялись военные действия» (Сергей Голубев)

Посол также пояснил, что российские миротворцы охраняют военный арсенал в Рыбницком районе непризнанной республики, оставшийся со времен дислоцирования там 14-й армии в период существования Молдавской ССР. «Как только появится возможность для вывоза и утилизации на российских производственных мощностях все вооружение, которое находится в Кобасне, эти люди вернутся к своим семьям. В настоящее время единственный путь, по которому можно было бы вывезти это вооружение, пролегает через Украину. Вряд ли те драматические события, которые происходят сейчас в этой стране, будут способствовать такой возможность», - сказал С.Губарев.

«Вопрос о переформатировании миротворческой операции встанет не раньше, чем Кишинев и Тирасполь сумеют прийти к конкретным политическим договоренностям» (Сергей Губарев)

По словам российского дипломата, вопрос о переформатировании миротворческой операции неизбежно встанет, но не раньше, чем Кишинев и Тирасполь сумеют прийти к конкретным политическим договоренностям. Ранее такая возможность существовала в 2003 году, когда был разработан так называемый «меморандум Козака»[1], подписание которого было фактически сорвано. Вопреки тем домыслам, которые в настоящее время распространяются об этом документе, он имел технический характер. На его страницах было зафиксировано желание Кишинева и Тирасполя строить федеративное государство. Не ранее, чем стороны сумеют прийти к взаимопониманию по этому вопросу, можно будет задуматься о поиске нового формата отношений.

На днях спецпредставитель Германии, посол Корд Майер-Клодт выразил уверенность, что официальный раунд переговоров в формате «5+2» состоится уже в мае. С.Губарев, в свою очередь, был далек от оптимизма. «Учитывая всю глубину и сложность проблем, которые предстоит разрешить, надеюсь, что подобная встреча состоится еще в текущем году», - заключил он.

 


[1] «Меморандум Козака» - план решения приднестровского конфликта через федерализацию Республики Молдова. Проект получил название по имени специального представителя Президента России Дмитрия Козака. Согласно этому документу, Молдова должна была стать «асимметричной» федерацией, а Приднестровье и Гагаузия получили бы в ее рамках особый статус и возможности блокировать законопроекты, нежелательные для автономий. Молдова обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение миротворческих сил численностью в 2 тыс. человек до 2020 года, без тяжелой техники и вооружений. Москва выступала гарантом урегулирования конфликта.

Ключевые слова: ОБСЕ Молдавия Приднестровье Кишинев Приднестровский конфликт Тирасполь

Версия для печати