ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Визит Зеленского к Байдену, или - поможет ли заграница?

12:02 03.09.2021 • Денис Батурин, политолог

Визит президента Украины Владимира Зеленского в США совпал с событиями в Афганистане, из которого администрация Джо Байдена вывела войска, освободив страну от своего присутствия. Это весьма неприятный политический фон для любой слабой страны, называющей себя «стратегическим партнером» Вашингтона, который может по своим причинам, или в рамках стратегии хаотизации очередного региона просто уйти, бросив на произвол судьбы взращенную и вскормленную политическую элиту. Как говориться – информация к прагматичным и невеселым размышлениям.

После этого «стратегическое партнерство» приобретает привкус горечи, от которого трудно избавиться, что бы ни было написано в соответствующем совместном заявлении. С него и начнем.

Документ «Совместное заявление о стратегическом партнерстве Украины и Соединенных Штатов Америки»[i] включает разделы: «1. Безопасность и оборона», «2. Демократия, правосудие и права человека», «3. Энергетическая безопасность и климат», «4. Экономический рост и процветание», «5. Противодействие пандемии и гуманитарная помощь».

Преамбула включает заезженные дипломатические формулировки и фразы: «Мы работаем вместе над реагированием на общие глобальные вызовы, включая энергетическую безопасность и диверсификацию, изменение климата и пандемию COVID-19. (…) Успех Украины имеет центральное значение для глобальной борьбы между демократией и автократией. (…) Мы также едины в нашей преданности суверенитету и территориальной целостности Украины, учитывая продолжающуюся российскую агрессию».

Первый раздел включает следующие подразделы:

  • Противодействие «российской агрессии».

  • Углубление стратегического сотрудничества в сфере обороны. (Здесь снова обещают «Джавелины» и напоминают: «Начиная с 2014 года Соединенные Штаты выделили 2,5 миллиарда долларов на поддержку украинской армии, включая 400 миллионов долларов, которые были предоставлены Украине только в этом году»).

  • Поддержка евроатлантических устремлений Украины.

  • Предоставление Украине помощи в сфере безопасности

  • Введение реформ в секторе обороны и безопасности. (Здесь снова говорится о необходимости реформирования Службы безопасности Украины).

Пересказывать их содержание нет смысла, все очевидно из названий подразделов. Но военные поставки и миллиардное финансирование на эти цели говорят о многом.

Второй раздел – о демократии – содержит перечисление совместных усилий и еще одно напоминание об инвестициях Вашингтона в «украинскую демократию», которые сравнимы по цифрам с военной поддержкой: «В поддержку усилий Украины по воплощению реформ правительство США с 2014 года предоставило Украине почти 2 миллиарда долларов помощи на развитие и планирует выделить более 463 миллионов долларов помощи в этом году, в том числе на программы, ориентированные на демократию, права человека, местное управление и децентрализацию, приватизацию и судебную реформу». Ну, чем не внешнее управление со строгим списком того, что и как нужно реформировать!

Ключевой момент раздела «энергетическая безопасность и климат» - «противодействие влиянию «Северного потока – 2». Плач Киева по этому поводу известен.

Другие разделы также не содержат ничего нового. Вопрос, что все это означает? Отсутствие значимых стратегических договоренностей по ключевым для Киева вопросам. «Северный поток -2» - общие слова, противодействие, «угроза европейской энергетической безопасности», «сохранение транзитной роли Украины». Все это в более конкретной форме и с обязательствами уже проговорили Вашингтон и Берлин, подписав соглашение по поводу «Северного потока- 2» - «Совместное заявление США и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей».[ii] Раздраженная давлением США и нуждающаяся в российском газе Германия 22 июля в лице МИД ФРГ выпустил заявление к годовщине перемирия на Донбассе, заключенного летом 2020 года. В заявлении, напомнив об обязательствах участников Минских соглашений, Берлин отметил: «Украина также должна выполнить свои обязательства, такие как перенос так называемой формулы Штайнмайера в украинское законодательство». Таким образом, в отношении «Северного потока – 2» основным документом для Запада является соглашение между Вашингтоном и Берлином, что подчеркнули США, не сделав по этому поводу никаких новых заявлений.

Далее – никакой конкретики, фактический отказ по определению сроков интеграции в НАТО, только лишь: «Соединенные Штаты поддерживают право Украины выбирать свой собственный внешнеполитический курс свободно от внешнего вмешательства, включая стремление Украины вступить в НАТО». Хотя само по себе это стремление вызывает много вопросов.

Никакого стремления США к участию в переговорных форматах по Донбассу. Иначе - это дипломатический конфликт с Россией, что отразится на Германии и европейской безопасности, а Вашингтону это не нужно. О Минских соглашениях в принципе не сказано ни слова, что понятно - США не являются субъектом Минского процесса.

Некоторая конкретика по итогам визита есть в соглашениях украинской госкомпании «Энергоатом» с американской Westinghouse о строительстве пяти новых ядерных реакторов, из которых четыре будут построены с нуля, а пятый – достроен на базе уже начатого строительства на Хмельницкой АЭС. Стоимость проекта 30 млрд. долл. Целесообразность и реализуемость проекта вызывает вопросы[iii], так как введение новых блоков создаст профицит энергии на Украине, на фоне снижения потребления промышленностью, что приведет к тому, что эксплуатация АЭС превысит ее прибыльность. Следующий вопрос касается репутации и нынешнего состояния Westinghouse, которая пережила банкротство и уже несколько лет не может достроить энергоблоки в США (сдача планировалась в 2016-2017 гг, перенесена на 2022). Получается, что Киеву поставлена задача спасать американскую энергетическую кампанию?

Зеленский так сказал о встрече с Байденом: ««В целом встреча была в нормальной, продуктивной, не в постоянно солнечной атмосфере».[iv] Что же могло омрачить атмосферу? С одной стороны – никакой конкретики по стратегическим вопросам НАТО, по поддержке в выходе из Минского процесса. С другой стороны, обещаны деньги на «реформирование управления»: на программы, ориентированные на демократию, права человека, местное управление и децентрализацию, приватизацию и судебную реформу. Но и здесь давно выдвинуты условия, которые Зеленский, испытывая противодействие чиновников и олигархов, пока выполнить не готов. Это судебная реформа (блокируется политиками и судебной системой), реформа корпоративного сектора – наблюдательные советы в государственных компаниях, с целью выведения их на внешнее управление (блокируется олигархами и чиновниками, которые не хотят терять источники коррупционных доходов и контроль над потоками бюджетных средств), никак не заработает независимо антикоррупционная система в виде Национального антикоррупционного бюро Украины, блокируется избрание Специального антикоррупционного прокурора (САП), не случилась реформа Службы безопасности Украины и др. С определенной натяжкой эти процессы можно назвать инстинктивными попытками украинской политической системы сохранить элементы и островки суверенности.

При этом, несмотря на совместное заявление, в котором выражено стремление к демократии и успехи Украины на этом поприще, Вашингтон осознанно не заметил дискриминационные законы, в частности, «о коренных народах», бурную санкционную деятельность Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), который является по сути консультационным органом, однако, на основе его решений введены санкции против физических и юридических лиц, закрываются СМИ, либо ограничивается их деятельность, что является наступлением на свободу слова. Таким образом, эти действия Вашингтон одобряет, так как они укладываются в русло двух направлений – антироссийской политики и т. н. «деолигархизации», которая, по сути, должна обеспечить переход контроля важных отраслей украинской экономики в руки американских корпораций.

После визита канцлера ФРГ Ангелы Меркель, «Крымской платформы» - состоявшейся, но проигнорированной по формальным причинам и без причин многими «стратегическими партнерами» Киева, на фоне ухода США из Афганистана у Зеленского могли быть надежды на некие большие, если не договоренности, то заявления, за счет чего Киев мог бы назвать эту встречу «прорывной». Но этого не случилось.

Главный итог визита Зеленского в США и его встречи с Байденом – сам факт визита. И очередное подтверждение того, что Украина не участвует в переговорах о своем будущем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати