Chatham House: Украинская система кланового капитализма
Глава 2: Четыре столпа Системы
Несмотря на свои привилегии, компании, контролируемые крупнейшими финансово-промышленными группами Украины - основными заинтересованными сторонами в Системе, - менее продуктивны и медленнее ускоряют рост и создают рабочие места, чем компании, не связанные с политикой.
Четыре опоры поддерживают Систему на Украине и придают ей значительную устойчивость:
-
Глубокое проникновение в процессы принятия государственных решений через высших должностных лиц, которые отстаивают интересы крупного бизнеса и извлекают выгоду из этих связей;
-
Влияние на законодательный процесс, в том числе через оплачиваемую поддержку депутатов, которые либо имеют прямые деловые интересы, либо могут косвенно получить выгоду от поддержки их деловых интересов;
-
Влияние на судебные и правоохранительные органы посредством назначения лояльных лиц, а также использования взяточничества и других стимулов для защиты интересов Системы;
-
Контроль над СМИ посредством владения основными СМИ, которые обеспечивают платформу для избранных политиков для развития своей карьеры, и для крупного бизнеса - для формирования общественного мнения в пользу Системы, в том числе путем нападения на тех, кто стоит на ее пути.
Основные ФПГ на Украине доминировали в экономике в течение последних двух десятилетий, владея вертикально интегрированными предприятиями в различных секторах, включая сельское хозяйство, банковское дело, производство и энергию, СМИ, горнодобывающую промышленность и сталелитейную промышленность. Несмотря на свои привилегии, компании, контролируемые ФПГ, менее продуктивны и медленнее растут и создают рабочие места, чем компании, не связанные с политикой. Сохранение этой модели зависит от сохранения значительной части экономики в руках государства. Это позволило заинтересованным сторонам извлекать выгоду либо путем управления государственными предприятиями (ГП) для извлечения прибыли за счет преференций, предоставляемых им государством, либо путем тесного сотрудничества с государственными предприятиями для того же. Неудивительно, что реформа корпоративного управления мало привлекала эти группы, в то время как приватизация продвигалась медленными темпами, а дискриминационные условия часто исключали иностранных инвесторов. Спустя три десятилетия после краха советской экономики в Украине все еще насчитывается около 3700 государственных предприятий.
За заметными исключениями ПриватБанка и национальной нефтегазовой компании «Нафтогаз» бизнес-операции ФПГ оказались устойчивыми, несмотря на издержки для общества, поскольку они продолжали создавать капитал для своих владельцев.
ФПГ конкурируют друг с другом за влияние и доступ к «кормушке», но у них есть сильная мотивация сосуществовать в соответствии с набором неформальных правил. «Клан» Януковича нарушил эти правила, стремясь поставить «кормушку» под свой централизованный контроль. В процессе это дестабилизировало Систему и лишило поддержки других игроков, которые пришли к выводу, что им было бы лучше без нее. Некоторые быстро снова восстановили равновесие в постреволюционном мире, в котором все еще господствовала Система, другие - в меньшей степени.
Ринат Ахметов, один из самых богатых бизнесменов Украины, после 2014 года смог договориться с президентом Порошенко, что позволило ему восстановить свой бизнес после серьезных убытков из-за конфликта на Донбассе. Его деловые интересы, похоже, не пострадали во время президентства Зеленского, а его телеканалы показали президента в положительном свете.
Игорь Коломойский, один из конкурентов Ахметова по «высшему кругу» владельцев бизнеса, изначально вступил в союз с администрацией Порошенко и как губернатор Днепропетровской области сыграл ключевую роль в 2014 году в мобилизации сопротивления российским усилиям по дестабилизации юго-востока Украины. Он покинул страну после разлада с Порошенко, но триумфально вернулся после избрания Зеленского, решившего оспорить национализацию ПриватБанка, центральной части его бизнес-империи, которая произошла при администрации Порошенко.
Аналитики поспешили указать на влияние основных ФПГ в парламенте, избранном в 2019 году. Владимир Фесенко, один из ведущих политических обозревателей Украины, отметил в сентябре того же года, что Коломойский может рассчитывать на поддержку до 30 депутатов, Дмитрий Фирташ, видный игрок в энергетическом и химическом секторах - на 15, а Ахметов - на 6. В Киеве широко распространено мнение, что прямое влияние Ахметова на правительство увеличилось после выборов 2019 года, даже если он контролирует гораздо меньше голосов в парламенте. Премьер-министр Денис Шмыгаль ранее занимал руководящую должность в энергетической компании Ахметова ДТЭК, а Ольга Буславец, исполнявшая обязанности министра энергетики с апреля по ноябрь 2020 года, имела профессиональный опыт в угольной промышленности Донецка, где доминирует Ахметов. Она опровергла сообщения о связях с ДТЭК. Между тем влияние Фирташа, похоже, ослабло, о чем свидетельствует недавнее решение Совета безопасности и обороны Украины ввести против него санкции. Влияние Коломойского в парламенте могло уменьшиться в последние месяцы после того, как в январе 2021 года власти США наложили санкции на его ближайшего соратника в парламенте Александра Дубинского. Более ранний раскол парламентского большинства Зеленского позволил Коломойскому контролировать около 40 голосов от партии «Слуга народа».
Ниже этих ФПГ «высшего уровня» находятся более мелкие группы, которые действуют в соответствии с теми же принципами поиска «кормушки», но чьи владельцы не так заметны и не связаны с политикой на национальном уровне. Они, как правило, имеют местное присутствие и владеют местными СМИ. Некоторые из крупных игроков в сельскохозяйственной и фармацевтической отраслях подпадают под эту категорию. Точно так же от нереформированной таможенной системы Украины больше всего выигрывают, например, компании нижнего уровня, которые избегают уплаты налогов с помощью контрабанды. Они используют некоторые из тех же механизмов, что и организации, участвующие в крупномасштабном поиске «кормушки»: проникая в государственную систему, в том числе путем сговора с правоохранительными органами, ища поддержку в парламенте и используют СМИ для нападок на реформаторов.
Глава 3: Структура Системы
Поразительной особенностью украинской Системы является глубина ее проникновения и распространения в процессах принятия решений на национальном и региональном уровнях и в бюрократии, реализующей решения по всей стране.
Техника получения выгоды на Украине работает на трех уровнях. На самом верху крупный бизнес получает самую большую долю. В середине, такие «помощники» системы, как высшие и средние государственные чиновники, депутаты и руководители государственных предприятий получают вознаграждение сверху и снизу, поскольку самые крупные и маленькие игроки платят свои взносы. Внизу - чиновники низкого и среднего звена, которые собирают взятки. Часть они оставляют себе, но большую часть передают начальству. Это согласуется с эквивалентными моделями систем по всему миру. Однако отличительной чертой украинской версии является глубина ее проникновения в национальный процесс принятия решений и в бюрократию, которая реализует решения.
Структуры Системы есть не только в Киеве. По всей стране одни и те же принципы работы воспроизводятся на региональном уровне в интересах влиятельных местных элит и их сообщников в региональных органах власти и советах. Иногда это может означать, что городские и региональные администрации в силу своей политической власти могут игнорировать авторитет национальных агентств. Это стало очевидным во время кризиса COVID-19, когда некоторые города решили не соблюдать ограничения, введенные центральным правительством.
Региональное измерение Системы придает ей значительную дополнительную стабильность за счет иерархии групп интересов ниже крупнейших ФПГ. Реформа децентрализации, начатая после 2014 года, укрепила региональные и местные элиты. Как показали местные выборы в ноябре 2020 года, в Харькове и Одессе особенно, но также и в других крупных городах, мэры построили основу власти, опираясь на свою популярность как местных лидеров, а не на призыв национальных партий. У мэров Харькова и Одессы серьезные бизнес-интересы. На более низких административных уровнях сочетание политических связей и богатства также может привести к тому, что местные интересы приобретут влияние в региональных центрах и в Киеве.
Мотивы владельцев крупнейших предприятий часто вступают в конфликт из-за распределения благ, но такие разногласия не стали достаточно разрушительными, чтобы угрожать основам Системы. Эти ключевые фигуры бизнеса заинтересованы в наличии общего набора красных линий, определяющих уровень реформ, которые они готовы принять. Даже если они оказываются маргинализованными или исключенными, они ищут путь назад в Систему, а не пытаются ее трансформировать. Большинство знает, что их бизнесу будет сложно выжить, не говоря уже о процветании, в среде, не связанной с поиском выгоды, и что им нелегко защитить себя в правовом государстве.
Последствия такого совпадения интересов между ФПГ ясно видны в форме порочного круга ограниченной конкуренции в политике и экономике Украины, что приводит к постоянной слабости институтов, слабому законодательству и отсутствию верховенства закона. Неизбежно это подпитывает коррупцию на всех уровнях, которая обеспечивает «смазку», чтобы колеса Системы вращались.
Системе удается быть самодостаточной, потому что она сохраняет барьер для входа в политику на высшем уровне. Отчасти это связано с тем, что украинская политика представляет собой конкуренцию денег, а не идей. Например, без ограничения финансирования избирательной кампании на президентских выборах 2019 года могли участвовать только политические деятели с высоким уровнем финансовой поддержки. Действительно, по данным украинской неправительственной организации «Центр демократии и верховенства закона», каждый из трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, потратил от 5 до 21 миллиона долларов, в основном на телевизионную рекламу. Для сравнения, в Польше, где ВВП на душу населения почти в четыре раза выше, расходы на предвыборную кампанию кандидатов на президентских выборах 2015 года вместе составили около 4,8 миллиона долларов. Высокий уровень расходов на выборы в Украине частично объясняется тем, что кампании начинаются раньше, чем разрешено официально, а также то, что нет ограничений на расходы кампании. Еще одна проблема, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что в соответствии с действующими правилами политические партии могут скрывать свои источники финансирования с помощью посредников.
Преобразование порядка «ограниченного доступа» в порядок «открытого доступа» обычно занимает десятилетия. В случае Украины, однако, данные последних шести лет указывают на то, что сосуществуют две противоречивые модели развития.
Во-первых, несмотря на остроту конфликта с Россией, который выявил многие слабые стороны страны, правящий класс Украины до сих пор не достиг консенсуса в отношении необходимости изменить способ управления. Вместо этого основные ФПГ продолжили борьбу за влияние: Коломойский вернулся в Украину в 2019 году накануне президентских выборов; Виктор Медведчук (который был главой администрации президента Кучмы) и Порошенко были переизбраны в парламент - хотя в мае 2021 года Медведчуку предъявили обвинение в государственной измене и поместили под домашний арест; и Ахметов снова в фаворе в аппарате президента. Тем не менее, некоторые реформы, поддерживаемые западными странами, резко сократили определенные возможности для поиска выгоды и подорвали интересы некоторых бенефициаров системы. Настойчивое требование МВФ поставить финансовую помощь в зависимость от проведения конкретных антикоррупционных реформ и других мер, включая судебную реформу, грозит необратимым изменением статус-кво в ущерб Системе.
Во-вторых, в то время как эти реформы остаются незавершенными, и есть все больше признаков того, что некоторые части системы рассматривают президентство Зеленского как возможность восстановить позиции, потерянные в годы правления Порошенко. Это представляет собой самый серьезный вызов Системе за последние 20 лет, который она быстро решила прервать, заменив реформистское правительство и пытаясь перевернуть антикоррупционные реформы, начатые после 2014 года. Однако для эффективного функционирования системе требуется политическое лидерство, которое принимается обществом. Резкое падение рейтинга одобрения Зеленского в период с середины 2019 по начало 2020 года, которое впоследствии усугубляется проблемами пандемии COVID-19, несет опасность для основных игроков Системы. Снижение популярности Зеленского может легко вылиться в потерю власти и спровоцировать новые выборы - хотя на момент написания статьи появились слухи, что он может претендовать на второй срок.
На сегодняшний день нет ни одного исследования, доступного на Украине или за ее пределами, о том, как Система сохраняет свою власть, не говоря уже о каких-либо подробных рецептах, как уменьшить ее влияние или сломать. Исследования, проведенные до сих пор, были сосредоточены на конкретных лицах и их предприятиях, а не на Системе в целом. Этот вопрос не поддается простому анализу, поскольку многочисленные сети охватывают различные секторы экономики, проникают глубоко в государственный аппарат и влияют на общественное мнение по различным каналам. Легче почувствовать присутствие этих сетей, чем увидеть их, потому что они не просто скрыты, они еще и подвижны.
Чтобы понять, как функционирует Система, в следующей главе определим структуру собственности в четырех основных секторах экономики - банковском деле, энергетике, транспорте и здравоохранении - и механизмы влияния, используемые основными игроками в каждом из них для защиты и продвижения своих интересов. Они демонстрируют постоянную модель влияния, состоящую из столпов, на которых зиждется Система. Ясно видна способность контролировать законодательный процесс, задействовать средства массовой информации и правоохранительные органы и полагаться на податливую государственную систему для выполнения решений. Однако пример земельной реформы - вопрос, который особенно чувствителен для общества и который поддерживается международными партнерами Украины - показывает, что отрасли, в которых отсутствуют крупнейшие ФПГ, менее подвержены влиянию Системы.
Источник: https://www.chathamhouse.org/2021/07/ukraines-system-crony-capitalism/03-systemas-structure
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs