Провокация Британии в Черном море с заходом эсминца «Дефендер» в территориальные воды России в районе Крыма привлекла всеобщее внимание, однако следует рассматривать это «происшествие» в более широком контексте.
Выход из ЕС поставил вопрос о целях международной стратегии Британии в период постбрекзита. Концепцию «Глобальной Британии»[1] правительство подкрепляет оборонными расходами. Мы уже писали на сайте журнала «Международная жизнь» о Комплексной стратегии правительства, в которой изложены внешнеполитические приоритеты Соединенного Королевства после брекзита[2].
В ноябре 2020 г. премьер-министр Джонсон объявил о конце «эры отступления». Готовясь к выполнению новой стратегии еще до ее публикации (март 2021 г.), правительство Британии, несмотря на экономические издержки пандемии, приведшие к планированию госрасходов лишь на один год, приняло решение по оборонным расходам на четыре года. Ежегодные военные расходы Британии составляют 41,5 млрд. ф.ст. и увеличатся на 24 млрд. в год в следующие четыре года, то есть рост составляет примерно 10% ‒ самые крупные расходы с окончания холодной войны. На Даунинг-стрит,10 заявили, что план военных расходов «сцементирует позицию Британии как страны с самыми крупными в Европе военными расходами и второй по расходам на оборону в НАТО».
Британия модернизирует ядерные силы, повысив ограничение на запасы ядерного оружия со 180 до 260 единиц. Этот шаг министр иностранных дел Доминик Рааб ранее назвал «окончательной страховкой» от угроз со стороны враждебных государств. Лондон намерен, сделать военно-морской флот самым мощным в Европе, увеличив расходы на военные нужды до 2,2% ВВП, превысив, таким образом, планку НАТО в 2%. Создаются национальные кибервойска (National Cyber Force), а также новый центр по искусственному интеллекту в военных целях и новое командование Военно-космическими силами (запуск первой ракеты в Шотландии в 2022 г.).
Склонять чашу весов
Напомним, термин конца XIX века «блестящая изоляция» (англ. Splendid isolation) вовсе не означал отказа Британии от активной внешней политики. Речь шла об отказе от длительных и постоянных международных союзов, поскольку в то время мощь Британии обеспечивали Лондону свободу действий на международной арене (промышленное и финансовое превосходство над другими державами, географическое положение - защита от внешнего нападения благодаря островному положению, обширные колониальные владения, самый крупный в мире военный флот).
Сознавая, что Британия уже не относится к крупнейшим странам мира, Джонсон желает, чтобы она имела достаточный вес, чтобы «склонять чашу весов». Цель Лондона в современных условиях – «присоединиться к США и нашим союзникам ради защиты свободных и открытых обществ».
Суть – Британия не собирается замыкаться в себе или ограничиться узкими горизонтами региональной внешней политики. Не только Евро-Атлантика, но и Индо-Тихоокеанский регион (новый термин с подачи Запада) объявлены зоной стратегических интересов Соединенного Королевства.
Надо ли напоминать, что Россия объявлена «острой» (acute) угрозой – то есть безусловной, поскольку в отношении Китая были сделаны определенные оговорки.
Система союзов
10 июня, еще накануне саммита «Большой семерки», Президент США Джо Байден и британский премьер-министр Борис Джонсон подписали Новую Атлантическую хартию во время двусторонней встречи. По названию она перекликается с соглашением 1941 года[3]. Обращают на себя внимание формулировки новой хартии: не только мировой порядок должен быть «основан на правилах», но и глобальная экономика, то есть в ущерб международному праву[4]. В контексте провокации «Дефендера» подчеркнем и еще одну совместную задачу США и Британии - намерение отстаивать такие ключевые принципы, как «свобода навигации и полетов, а также иное законное международное использование морей (defend key principles such as freedom of navigation and overflight and other internationally lawful uses of the seas)[5].
Отношения России и Британии, которые сошли на нет после 2014 г. с началом украинского кризиса, Лондон последовательно обострял (особенно с «делом Скрипалей»), стремясь превратить Россию в страну-изгоя, недостойную занимать место в Совете Безопасности ООН, получив поддержку от США. Однако если данная задача невыполнима, то можно предпринять и обходные маневры. Безусловно, Британия не будет действовать в одиночку. Такова идея «Альянса демократических стран», которую продвигают США[6].
На следующий день Британия принимала встречу «Большой семерки» (11-13 июня) в Корнуолле. На встречу, как обычно, пригласили гостей – помимо стран «большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония и США) участвовали глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Евросовета Шарль Мишель, а также лидеры Австралии, Индии, Южной Кореи и ЮАР. Отметим, что за исключением Новой Зеландии, 4 страны - участницы саммита «Большой семерки» входят в разведывательное сообщество «Пять глаз» (США. Британия, Канада и Австралия).
В коммюнике лидеры G7 выразили заинтересованность в «стабильных и предсказуемых» отношениях с Россией, призвали российские власти прекратить свое «дестабилизирующее поведение», расследовать применение химического оружия на своей территории [намек на «отравление» А. Навального], остановить репрессии против гражданского общества и привлечь к ответственности хакерские группировки. Отдельным пунктом «семерка» призвала Россию вывести войска и технику с территории восточной Украины и Крыма (Москва опровергает материально-техническую поддержку ДНР и ЛНР, а Крым присоединился к РФ после референдума 2014 г.).
Встреча прошла под лозунгом Build Back Better World («Построить мир лучше, чем было»). Объявлено о проекте Build Back, который станет противовесом китайской инициативе «Пояс и путь». Знаменательный итог саммита — курс на противостояние с Китаем, который провозглашают США.
Приглашение руководителей ЕС на саммит «Большой семерки» явно призвано было восполнить тот пробел, что Британия уже не участвует в саммитах ЕС и не могла принять участие в саммите руководителей ЕС с президентом США Байденом (15 июня) в преддверии его встречи с Президентом В. Путиным в Женеве (16 июня).
На саммите ЕС-США Брюссель и Вашингтон, в том числе, договорились провести «Саммит за демократию»; ЕС пригласил Соединенные Штаты участвовать в проекте военной мобильности PESCO[7] в качестве шага на пути к более тесному сотрудничеству сторон в области безопасности и обороны. По договоренностям на саммите будет создан механизм диалога между ЕС и США на высоком уровне по России, а также сформулированы три основных принципа взаимоотношений с Россией: «прекратить нарушения международного права, прав человека, противостоять попыткам России подорвать наши демократии, а также взаимодействовать с Россией в сферах, где это возможно — в здравоохранении, контактах между отдельными гражданами»[8], то есть, в тех областях, которые представляют интерес для авторов этих принципов. Самому Евросоюзу пока не удается сформулировать стратегию взаимоотношений с Россией в силу серьезных внутренних противоречий, и ее принятие откладывают от одного саммита ЕС к другому. Об их характере говорит тот факт, что предложение Германии и Франции о совместном саммите ЕС с Россией, «младоевропейцы» заблокировали на саммите ЕС 24-25 июня 2021 г. Таким образом, хотя Британия и вышла из ЕС, антироссийская группа малых восточно-европейских стран и «относительных новичков» в ЕС по-прежнему влияет на
грандов европейской политики – собственно, лишая их этого звания. ЕС поручил Ж. Боррелю предложить «дополнительные ограничительные меры, включая экономические санкции» в отношении России[9].
«Геополитические изменения негативного плана»
Однако в Британии не подвержены подобным «метаниям», которые ей только на руку. Более того, Британия будет препятствовать, как и было традиционно, формированию любой коалиции на европейском континенте, особенно с участием России, чтобы, «разделяя и властвуя», не позволить балансу сил сместиться против королевства. Совместная провокация США и Британии[10] с эсминцем «Дефендер» накануне военных учений НАТО Sea Breeze укладывается в формулировки Стратегии национальной безопасности России, в которой отмечены «геополитические изменения негативного плана», усиление военных опасностей и военных угроз Российской Федерации, попытки силового давления на Россию, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия, рост опасности перерастания вооруженных конфликтов в локальные и региональные войны, в том числе с участием ядерных держав[11].
Лондон укрепляет трансатлантические отношения, а также будет увеличивать свой вес в НАТО в качестве противовеса выходу из Евросоюза, США «вернулись» в Европу, и новые провокации не исключены.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Годованюк К.А. «“Глобальная Британия” в преддверии брекзита». Монография. Доклады Института Европы № 373. М.: Ин-т Европы РАН, 2020. – 160 с. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report62020_373
[2] Елена Ананьева, Кира Годованюк. Стратегия национальной безопасности Великобритании – на этот раз комплексная (часть 1). https://interaffairs.ru/news/show/29466 Стратегия национальной безопасности Великобритании – на этот раз комплексная (часть 2). https://interaffairs.ru/news/show/294667; Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. Global Britain in a competitive age. URL: https://www.gov.uk/government/publications/global-britain-in-a-competitive-age-the-integrated-review-of-security-defence-development-and-foreign-policy; Ministry of Defence. Defence in a Competitive Age. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/974661/CP411_-Defence_Command_Plan.pdf
[3] Атлантическая хартия 1941 г. - один из основных документов антигитлеровской коалиции. Президент США Ф. Д. Рузвельт и британский премьер У. Черчилль приняли ее на военно-морской базе Арджентия на Ньюфаундленде в августе 1941 г. еще до нападения Японии на Пирл-Харбор, то есть до вступления США во Вторую мировую войну. Позже, 24 сентября 1941 года, к хартии присоединились СССР и другие страны. Атлантическая хартия была призвана определить устройство мира после победы союзников во Второй мировой войне и заложила основы создания Организации Объединённых Наций, а также будущего политического и экономического миропорядка в целом. Хартия также заложила основы «особых отношений» США и Соединенного Королевства в области разведки и безопасности.
[4] См. Лавров С. О праве, правах и правилах. https://globalaffairs.ru/articles/o-prave-pravah-i-pravilah/
[5] The New Atlantic Charter. https://www.gov.uk/government/publications/new-atlantic-charter-and-joint-statement-agreed-by-the-pm-and-president-biden/the-new-atlantic-charter-2021
[6] Возрождается замысел Дж. Хантли (James Huntley), евро-атлантического федералиста, который подал идею трехсторонности З.Бжезинскому. Хантли основал Комитеты за Сообщество демократических стран, с двойной целью «свободной ассоциации всех демократических стран и организованного сообщества всех индустриально развитых демократических стран». В некотором роде цель претворила в жизнь М. Олбрайт в конце 1990-х гг. в организационно неоформленном «Сообществе демократических стран», идейная и геополитическая направленность которого очевидна.
[7] PESCO - Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны (PESCO), программа государств-членов ЕС, направленная на более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны, в рамках Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности. В 2018 г. была принята Совместная декларация о сотрудничестве между ЕС и НАТО (Брюссель, 10 июля 2018). https://eeas.europa.eu/sites/default/files/sovmestnaya_deklaraciya_o_sotrudnichestve_mezhdu_es_i_nato.pdf
[8] EU-US Summit 2021 – Statement. Towards a renewed Transatlantic partnership. https://www.consilium.europa.eu/media/50758/eu-us-summit-joint-statement-15-june-final-final.pdf
[9] European Council meeting (24 and 25 June 2021 - Conclusions. https://www.consilium.europa.eu/media/50763/2425-06-21-euco-conclusions-en.pdf
[10] Прямая линия с Владимиром Путиным. 30 июня 2021 года. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65973
[11] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs