Об этом посол России в Великобритании заявил в кратком интервью журналу «Международная жизнь»
«Международная жизнь»: Что «дело Скрипалей» означает для международного права и международных отношений?
Александр Яковенко: По случаю годовщины инцидента в Солсбери британские СМИ упражняются в разного рода вбросах и утечках, за которыми действительно можно забыть о более широкой картине. Между тем, дело Солсбери затронуло широкий набор международно-правовых норм, став своеобразным тестом на их актуальность и эффективность.
Приходится констатировать, что Великобритания в течение всего этого года продолжает грубо нарушать целый ряд своих международных обязательств. Вопреки Венской конвенции о консульских сношениях и российско-британской Консульской конвенции нам отказывают в консульском доступе к российским гражданам Сергею и Юлии Скрипалям. Вместо имеющегося механизма урегулирования взаимных вопросов по Конвенции о запрещении химического оружия Великобритания нетранспарентно задействовала в своих целях институт «технического содействия» ОЗХО, который задумывался и до сих пор применялся для решения совершенно иных задач. Под искусственным предлогом риска для «основ публичного порядка» Лондон отказал нам в правовой помощи в рамках российского уголовного дела по покушению на жизнь Скрипалей. Большие сомнения вызывает степень свободы британских СМИ, освещающих расследование инцидента: журналисты не задают властям многочисленные «лежащие на поверхности» вопросы, ходят упорные слухи о наличии секретных предписаний не освещать те или иные аспекты дела. Ну и главное – есть все основания полагать, что Сергей и Юлия Скрипали насильственно удерживаются британскими властями, они со всей очевидностью лишены свободы передвижения и общения, в нарушение основополагающих норм о правах человека.
Следует отметить и то, что наряду с юридическими нормами Лондон грубо нарушает общепринятые правила международного общения. Речь идет как о высоком политическом уровне – вместо прояснения ситуации дипломатическим путем британцы решили публично выдвинуть ничем не подкрепленные обвинения, а затем мобилизовали на поддержку своих союзников, - так и о повседневном дипломатическом взаимодействии – ноты Посольства остаются без ответа.
Всё это, прямо скажем, не красит страну, стоявшую у истоков современных представлений о праве и дипломатии, страну-основателя ООН, постоянного члена Совета Безопасности, наконец – страну, которая сегодня провозглашает одной из важнейших ценностей «международную систему, основанную на правилах». Фактически вместо защиты правил речь идет об их произвольном толковании и применении. К чему это приводит – видно на примерах Ирака, Ливии, Сирии, теперь и Венесуэлы. Удержание в Банке Англии принадлежащего венесуэльскому народу золота на сумму свыше миллиарда долларов – что это, если не грубейшее нарушение международного права, дипломатических приличий, да и просто элементарных человеческих норм поведения?
Очень хотелось бы надеяться, что подлинная международная система, основанная на международном праве и центральной роли ООН, выстоит перед напором западного блока, который взял курс на ее максимальное расшатывание. Надеемся также, что и Британия, переживающая крайне трудный этап национального развития, вновь станет верна своему традиционной репутации страны, для которой верховенство права и уважение договоренностей не пустой звук.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs