ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Афганская повестка Токио – история и современность

13:04 08.07.2021 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

В поддержке операции США по выводу войск из Афганистана, которая должна завершиться до 11 сентября 2021 г. задействованы атомные авианосцы «Дуайт Эйзенхауэр» и «Рональд Рейган». Участие в ней первого из упомянутых кораблей выглядит логичным, поскольку «Дуайт Эйзенхауэр» традиционно активно участвует в операциях в западной части Индийского океана, однако в сферу ответственности «Рональда Рейгана», базирующегося в Йокусуке (Япония), входит прикрытие американских интересов в Восточной Азии. Так, в июне текущего года «Рональд Рейган» в составе ударной группы впервые вошёл в Южно-Китайское море. Военно-морская стратегия США предполагает использование в интересах командования Пятого флота США, отвечающего за Персидский Залив, кораблей с Тихоокеанского военно-морского периметра. Однако, в условиях напряжённых отношений между Вашингтоном и Пекином «ослабление» военно-морских возможностей США в Восточной Азии вызывает некоторые вопросы. Впервые после 2003 г. авианосец США, базирующийся в Японии, был направлен на Ближний Восток[1].

Вклад Японии в ситуацию вокруг Афганистана не ограничивается согласием на использование её военно-морских баз Седьмым флотом США. Япония является с 2002 г. наряду с США и ЕС одним из главных финансовых доноров Кабула. При этом японские эксперты подчёркивают, что их правительство выделяет помощь для решения социально-экономических и гуманитарных проблем Афганистана, в отличие от американцев, направлявших средства на повышение возможностей афганских вооружённых сил. Ещё в 2002 г. в Токио состоялась первая международная конференция, посвящённая вопросам участия стран-доноров и международных организаций в восстановлении Афганистана. Тогда же Токио стал претендовать на роль модератора международной повестки, связанной с различными программами помощи Афганистану. В дальнейшем подобные конференции проводились в европейских столицах, в 2012 г. конференция по Афганистану вновь прошла в Токио. В ноябре 2020 г. конференция государств-доноров Афганистана прошла в онлайн режиме.

Впрочем, необходимо уточнить, что морские Силы самообороны Японии поучаствовали и в операции «Несокрушимая свобода». В период с 2001 г. до начала 2010 г. (с небольшим перерывом) японские корабли осуществляли снабжение топливом и водой военно-морскую группировку США и их союзников в Индийском океане. Это обошлось японским налогоплательщикам в сумму порядка 800 млн. долларов. При этом затрагивался крайне чувствительный для японского общественного мнения вопрос соблюдения пацифистских положений Конституции, оказывавший серьёзное влияние на японскую внутриполитическую повестку. После прихода к власти в Японии в 2009 г. Демократической партии Японии операция была прекращена[2].

При принятии решения о поддержке действий США в Афганистане в Токио преследовали следующие цели: (1) укрепление японо-американского альянса; (2) демонстрация готовности Японии вносить значительный вклад в поддержание глобального мира и обеспечение безопасности; (3) выстраивание дружественных отношений с Афганистаном, в котором, как надеялись в Токио, должны были начаться положительные изменения. Также по-видимому, здесь имело место и проявление условной «азиатской солидарности», ощущение некой миссии, предполагающей соучастие в судьбе народов Азии. Направление кораблей морских Сил самообороны в Индийский океан стало важным шагом на пути к осуществлённому в середине 2010 гг. пересмотру одного из базовых самоограничений Японии в оборонной сфере, запрещавшему участие в коллективной самообороне.

Японская программа помощи Афганистану в целом сконцентрирована на вопросах модернизации аграрного сектора, улучшении социально-бытовых условий жизни населения. Токио оказывает Кабулу и помощь в борьбе с распространением пандемии Ковид-19. Япония также участвовала в проводимой при участии ООН реформе пяти основных секторов, связанных с безопасностью. В соответствии с данной программой, США отвечали за реформирование афганских вооружённых сил, Германия отвечала за подготовку полиции, Британия оказывали Кабулу помощь в противодействии наркотрафику, Италия оказывала содействие в налаживании работы афганской юстиции, Япония отвечала за вопросы социальной адаптации бывших боевиков. Хотя по всем направлениям данной реформы заметного прогресса достигнуто не было, японская «сфера ответственности» оказалась наиболее провальной.

Имела место и кооперация Токио с Москвой по афганской проблематике. В 2014 г. в Учебном центре МВД России Домодедово при участии представителей российских правоохранительных структур и их японских коллег была проведена серия тренингов для антинаркотических подразделений афганской полиции[3].

При этом ключевым направлением оказываемой Афганистану помощи со стороны Японии является инфраструктурное обустройство его территории. Были реализованы такие проекты, как реконструкция аэропорта в Кабуле, модернизация дорожной сети. Когда в 2010 г. был основан Афганский инфраструктурный трастовый фонд, Япония явилась первой страной, осуществившей взносы в данный фонд. Однако тогда Токио подвергся критике за недостаточное внимание к важным проектам, не вполне связанным с инфраструктурой. Хотя модернизация инфраструктуры является «визитной карточкой» участия Японии в различных международных программах помощи, в настоящее время развитие инфраструктуры всё больше рассматривается с точки зрения военной логистики.

Серьёзным препятствием для японских программ содействия развитию инфраструктурной, гуманитарной и других сфер в Афганистане являются риски, связанные с безопасностью, а также коррупция. Значительный резонанс вызвало убийство в декабре 2019 г. гражданина Японии Тэцу Накамура, ещё до прихода в Афганистан американцев занимавшегося в этой стране благотворительной и медицинской деятельностью. В 2000 году во время засухи в этой стране он сумел привлечь средства для строительства оросительных систем в пострадавших районах, за что правительство Афганистана наградило его орденом. В результате нападения, совершённого, как предполагается, одной из вооружённых группировок, Т. Накамура и пять сопровождавших его лиц из числа местных жителей были застрелены, когда совершали поездку на автомобиле.

Ещё одной страной, интересы которой тесно связаны со стабилизацией ситуации в Афганистане, является Китай. В некоторых зарубежных публикациях высказываются предположения, что именно Пекин является бенефициаром вывода войск США из Афганистана. В отличие от Вашингтона и его союзников по НАТО, Пекин традиционно рассматривает проекты, связанные с экономикой, в качестве важного инструмента стабилизации обстановки в данной стране, уделяя при этом и значительное внимание вопросам создания инфраструктуры. Базовые экономические интересы Пекина в Афганистане во многом связаны с доступом к энергетическим и другим видам природных ресурсов. Пекин является единственным крупным иностранным инвестором в Афганистане. Но в условиях надвигающейся нестабильности дальнейшее экономическое сотрудничество Пекина и Кабула столкнется с неизбежными проблемами.

При этом Брэд Глоссерман, один из наиболее авторитетных американских экспертов по АТР, полагает, что именно Вашингтон является главным бенефициаром собственного решения о выводе войск из Афганистана, несмотря на колоссальные репутационные издержки и понимание того, что возможности центрального правительства в Кабуле не только контролировать ситуацию в стратегически важных районах страны, но и удержаться у власти в целом, весьма невелики. Вывод войск из Афганистана, по его мнению, позволит Вашингтону сосредоточить свои силы на более важных, по мнению американской администрации, вызовах, в первую очередь, через активизацию Четырёхстороннего диалогового формата Quad, имеющего явную антикитайскую направленность.

Что касается Японии, то в июне текущего года её посол в Ашхабаде Кацухико Такахаси в ходе встречи с руководством МИД Туркменистана заявил, что в 2021-2024 годах Токио предоставит Афганистану серьёзную финансовую поддержку, исчисляемую в миллионах долларов США для социального развития страны и на гуманитарные нужды[4]. Поскольку экономические интересы в Афганистане есть и у Нью-Дели, не стоит исключать возможность попыток кооперации по южноазиатской повестке между Японией и Индией, которая может затронуть и Афганистан.

Но при этом в условиях надвигающегося хаоса в результате скороспешного вывода американских войск и наступления талибов (запрещены в РФ) никто не может предсказать – как будут осуществляться все эти проекты. И будут ли вообще…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати