ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Референдум по японской конституции: внутренний и внешний контекст

10:09 26.06.2020 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Решение премьер-министра Японии Синдзо Абэ провести национальный референдум по поправкам в конституцию вызывает естественные вопросы. Почему об этом объявлено сейчас? "У меня остался один год и три месяца в качестве председателя Либерально-демократической партии, и я хотел бы провести референдум в течение этого срока", - заявил Абэ. По его мнению, составленная 70 лет назад японская конституция не отвечает современным требованиям и ее необходимо изменить.[1]

Речь идет о девятой статье, которая провозглашает отказ Японии от обладания военным потенциалом и использования силы в международных спорах (2). Она состоит из двух параграфов. Первый провозглашает, что «японский народ навсегда отказывается от войны как способа осуществления государственного суверенитета, а также от угроз вооруженной силой и применения их как средства разрешения международных споров». Во втором параграфе говорится, что в Японии никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие виды военного потенциала.

В январе 2018 г. Абэ обещал парламенту не менять существующие два абзаца девятой статьи, а лишь добавить новый параграф, где будет указано, что у Японии есть законное право иметь собственные силы самообороны (то есть сохранится конституционный запрет на использование военной силы во внешней политике).

И все-таки, почему сейчас? Доводы в пользу такого  решения следующие. С одной стороны, у кабинета Абэ складывается благоприятная политическая конъюнктура – Либерально-демократическая партия (ЛДП) получила большинство в нижней палате парламента, а для внесения изменений в конституцию необходимо провести общенациональный референдум при поддержке двух третей депутатов обеих палат. Поэтому  рискнуть можно.

С другой стороны, после того как в 1947 г. американское оккупационное командование написало для Японии действующую Конституцию, она и по сию пору воспринимается многими японцами как символ внешнего управления. «Освобождение» от Большого брата, символом которой как раз и является статья 9 Конституции, стоит в повестке дня ЛДП со дня ее основания, так что сейчас, по мнению С. Абэ и его соратников, пришло время решить историческую задачу. При этом в прошлом году премьер Японии поклялся на могиле отца начать в парламенте серьезное обсуждение поправок в Конституцию.

Между тем значительная часть населения Японии не хочет изменения 9-й статьи, опасаясь, что потенциальное участие их страны в международных конфликтах сделает саму Японию целью для антагонистов страны.

В любом случае история с референдумом серьезно изменит для Японии и внешний контекст, прежде всего, отношения с ближайшим союзником, который стал непредсказуем. Чего только стоит указание Дональда Трампа в июле прошлого года пригрозить Японии выводом всех американских баз с территории островного государства, если Токио не станет ежегодно выделять по восемь миллиардов долларов на содержание этих военных объектов (т.е. в четыре раза больше, чем сейчас), о чем говорится в нашумевших мемуарах Джона Болтона.[2]

Не приходится сомневаться, что даже сама постановка вопроса о референдуме вызовет предсказуемую реакцию у японских соседей, прежде всего у Китая и двух Корей, которые хранят историческую память о роли Японии во Второй мировой войне. Поэтому требования извинений от Японии не прекратятся, а рассуждения о японском милитаризме и возможной агрессии  получат новое обоснование.

При этом предполагаемые изменения в Конституцию мало что изменят на практике. Сейчас, несмотря на существующий конституционный запрет создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы, Япония все равно имеет сухопутные, морские и воздушные силы самообороны. Страна занимает восьмое место в мире по объему военных расходов, а ее военный бюджет лишь немногим меньше, чем у ядерных держав Великобритании и Франции.

Что же касается российско-японских отношений, то, теоретически, данный конституционный референдум может даже пойти им на пользу:  если внешняя и оборонная политика Японии станет более самостоятельной и сбалансированной, это может облегчить российско-японский стратегический диалог.



[1] «Премьер Японии намерен изменить конституцию страны», https://rg.ru/2020/06/21/premer-iaponii-nameren-izmenit-konstituciiu-strany.html

[2] «Базовый счет. Угрожал ли Трамп вывести военные объекты США из Японии», https://rg.ru/2020/06/22/ugrozhal-li-tramp-vyvesti-voennye-obekty-ssha-iz-iaponii.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати